Теплица пишет про VPN и цифровые свободы уже десять лет, поэтому, когда в 2022 году российских граждан разными способами ограничили в доступе к информации, у нас уже были ответы на большинство появившихся вызовов. В 2023 году посягательства государства на приватность граждан и свободу самовыражения будут усиливаться — причем эти меры с высокой долей вероятности будут вводиться быстрее. Как подготовиться ко всему этому — читайте статью, написанную при поддержке наших экспертов по безопасности.
Блокировки усилятся
Большая часть независимых медиа в России уже заблокирована. Впрочем, давление на СМИ проявлялось не только в блокировках, но и в аннулированиях регистрации, как в случае с «Новой газетой» и объявлении журналистов в федеральный розыск. Некоторые издания закрылись, а другие продолжили работать, призывая читать их через VPN.
Сайт Теплицы тоже подвергся блокировке и после этого лишился почти 70% аудитории — хотя, казалось бы, мы много лет пишем и выпускаем ролики и курсы про цифровую безопасность и наша аудитория должна была бы уметь пользоваться средствами обхода блокировок. Этот опыт показал, что важно и дальше информировать аудиторию о VPN и помогать людям разобраться с техническими сложностями и возвращать таким образом доступ к информации.
Главные сложности связаны с тем, что сами VPN-сервисы тоже блокируются в России. Поэтому специально для Теплицы основатель аналитического проекта Netwind Глеб Суворов объяснил, как выбрать VPN, если вы находитесь в России.
Кроме того, важно делиться инструкциями по VPN и с людьми технически неподкованными. У нас есть специальная инструкция, где мы рассказываем про VPN просто и без лишних деталей. Также пользуйтесь проверенными (верефицированными) инструментами, помогающими обходить цензуру — мы регулярно рассказываем о таких технических решениях.
Не забывайте пользоваться VPN и в эмиграции при подключении к публичным и небезопасным сетям. Если вы покидаете Россию, то предварительно позаботитесь о своей технике — тут мы описали, как это сделать. А проверенные проекты, которые помогают людям с эвакуацией из России, мы собрали здесь.
Тренд на IT-импортозамещение
Многие государства ввели в отношении России санкции. IT-компании и сервисы один за другим стали уходить из страны. Государство активно включилось в продвижение собственных программных продуктов. Конечно же, этими продуктами мы рекомендуем не пользоваться.
Весной 2022 года о выпуске релиза объявили создатели NashStore. Но уже тогда фаворитом считался RuStore от компании VK. Продвижение этого магазина неизменно сопровождалось гордой фразой «при поддержке Минцифры России». Теплица писала о том, что ждет пользователей в этом магазине (спойлер: ничего хорошего).
Позже правительство издало распоряжение со списком, какие программы необходимо устанавливать на все продаваемые компьютеры, а также смартфоны, планшеты и «умные телевизоры». Чем заменить все эти программы, рассказал наш эксперт Сергей Смирнов.
В соцсетях будет еще более небезопасно
На территории России заблокировали Facebook, Instagram и Twitter. Facebook и Instagram к тому же объявили экстремистскими организациями. TikTok ограничил для россиян возможности публиковать и просматривать контент. К сожалению, люди стали чаще сидеть в «небезопасной» сети «ВКонтакте» (вовлеченностью аудитории выросла на 30%).
Наша главная рекомендация для пользователей и организаций остается неизменной: лучше использовать VPN, чем покидать соцсети и «перемещаться» в более доступные. Чем больше людей будут использовать обходы блокировок даже для соцсетей, тем шире будет их доступ к информации, которую цензурируют власти.
Другой вопрос — стоит ли сейчас частным пользователям что-то рассказывать о себе в социальных сетях? Все же преследования россиян за мнение о войне продолжаются и даже развиваются в новые формы — статьи за «оправдания терроризма» и другие.
Мы призываем защищать свои личные данные. Как пишут наши эксперты по цифровой безопасности, «возможности „силовиков“ ограничены. Если вы используете надежные пароли, современные средства шифрования и облачные хранилища, вы оставляете преследователям мало шансов. Но если человек сам выкладывает информацию о себе в Интернете, то он облегчает злодеям работу».
К тому же 2022 стал годом крупнейших утечек, в открытый доступ попали не менее 60 баз данных россиян. Имена, адреса и другие личные данные пользователей «Яндекс.Еды», Delivery Club, «ВкусВилла», СДЭКа, Ozon, «Почты России», «Гемотеста», «Московской электронной школы», оператора Tele2 оказались в сети. Пока что компании не понесли никаких последствий за утечки, поэтому защищать себя придется самостоятельно.
О том, как безопасно хранить персональные данные пользователей на иностранных сервисах, Теплице рассказали юристы «Правовой команды» и специалист по кибербезопасности DIS.works Кирилл Жольнай.
Тотальная слежка
Технологии слежки, развитые еще во время режима самоизоляции в России, пригодились для распознания уклоняющихся от мобилизации. Теплица била тревогу в 2020–2021 годах, когда эти технологии только начинали внедрять, — уже тогда было ясно, что государство будет использовать наработки во вред гражданам.
Технологии, которые внедряли, чтобы «облегчить» нам жизнь, теперь настроены против нас. Их используют, например, чтобы находить людей, участвовавших в митингах. В 2022 году СМИ зафиксировали несколько случаев неправомерного использования технологии распознания лиц мужчин, отказавшихся участвовать в войне.
Настали времена модели Zero Trust — нулевого доверия. Сергей Смирнов рассказывал, почему не стоит доверять чему-либо автоматически. По мнению эксперта, «внедрению Zero Trust в командах гражданских активистов будет препятствовать горизонтальный характер взаимоотношений; в ближайшие годы надежду следует возлагать на „цифровых чемпионов“ — наиболее продвинутых в компьютерном смысле членов активистских команд, которые могут способствовать постепенному росту культуры уважения к безопасности».
Активист*кам в России критически важно помнить про риски и учитывать правила безопасности во время проведения акций. Анонимизировать себя даже на онлайн-мероприятиях стоит также всем эксперт*кам, оставшимся в стране.