«Кроме правозащитников, мало кто может рассказать, как обстоят дела в России на самом деле. Европейским политикам нужна объективная информация», — считает руководитель правозащитного проекта «Команда против пыток» Сергей Бабинец. Вместе с другими российскими правозащитни*цами он стал участником общеевропейской конференции по человеческому измерению ОБСЕ (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) в Варшаве в октябре 2022 года. Правозащитники уверены, что история с репрессированием гражданского общества в России — серьезное предостережение для других стран. Теплица собрала выступления участни*ц конференции.
Cправка
С 26 сентября по 7 октября 2022 года польское действующее председательство ОБСЕ, несмотря на возражения России, созвало конференцию для обсуждения выполнения обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения. Конференция открыта для всех 57 государств-участников, институтов и исполнительных структур ОБСЕ, представителей НКО и гражданского общества. Официальные представители России игнорируют эту конференцию.
История ОБСЕ началась почти 50 лет назад, когда в 1975 году 35 государств подписали Хельсинкское соглашение. С него начался процесс перестройки европейской системы международных отношений на принципах, призванных обеспечить мир, безопасность и сотрудничество. 2022 год из-за полномасштабного вторжения России в Украину стал переломным.
Конференция ОБСЕ — это в первую очередь площадка для диалога, на которой участники обсуждают проблемы, связанные с правами человека. Одна из задач участников — донести до политиков, что необходимо ставить в приоритет во внешней политике права человека, а не торговые отношения.
«К началу войны в России не было ни одной сферы общества, которая не была бы затронута масштабными репрессиями и нарушениями основных прав человека».
из отчета о положении в области прав человека в России от коалиции организаций российского гражданского общества для Московского механизма ОБСЕ
Главный посыл конференции: соблюдение прав человека — это не внутреннее дело исключительно одного государства, это легитимная озабоченность и других государств. На конференции участники по-прежнему цитируют знаменитое политическое эссе первого президента Чехии, писателя и драматурга Вацлава Гавела «Сила бессильных», которое посвящено истории европейского сопротивления тоталитаризму.
На конференции выступили представители ведущих российских правозащитных организаций: информационно-аналитический центр «СОВА», «Мемориал», «ОВД-Инфо», «Центр защиты прав СМИ» и другие. Они разделяют одну цель: рассказать о проблемах, с которыми столкнулось российское гражданское общество во время военной цензуры и репрессий, а также предложить конкретные рекомендации для европейских политиков и донести мысль о том, что нельзя допустить изоляции российского общества.
Олег Орлов, сопредседатель центра защиты прав человека «Мемориал»:
«Защита свободы ассоциаций — ключевое обязательство ОБСЕ в области человеческого измерения. Без этой свободы эффективная деятельность гражданского общества невозможна. Однако в последние годы в зоне ответственности ОБСЕ мы сталкиваемся не только с наступлением на свободу ассоциаций, не только с новыми угрозами безопасности правозащитников, но и с системными явлениями, которые ставят под вопрос существование независимого гражданского общества как такового.
К этому последовательно вели власти некоторых государств-участников ОБСЕ. Мы — сообщество правозащитных организаций из разных стран — много лет на разных форумах говорили об этой угрозе. К сожалению, нас плохо слушали.
Мы повторяли сформулированный Андреем Сахаровым почти 50 лет назад принцип: мир, прогресс, права человека — три неразрывно связанные цели, и нельзя достигнуть одной из них, пренебрегая другими. Этот комплексный подход к вопросам международной безопасности стал тогда основой при создании ОБСЕ.
Демократия и права человека являются основой третьего, человеческого измерения ОБСЕ и создают наиболее прочные гарантии для доверия между странами. Организации гражданского общества — важнейший и неотъемлемый элемент защиты этих ценностей. Поэтому мы утверждаем: подавление гражданского общества в одних странах угрожает безопасности всех стран, несет угрозу миру во всем регионе ОБСЕ.
Сейчас этот тезис вновь был подтвержден на примере России и Беларуси, давно взявших курс на полное уничтожение гражданского общества. Власти России, проводившие внутренние репрессии в течение многих лет, сейчас развязали широкомасштабную агрессию против суверенного государства — Украины, а нелегитимный авторитарный режим Лукашенко в Беларуси стал активным соучастником России.
Нас не только плохо слушали. Международные институты, призванные защищать права человека, подчас не выполняли свои обязанности. Пример — реакция Европейского суда по правам человека в отношении жалоб, направленных большой группой российских правозащитных организаций на так называемые законы об иностранных агентах. Эти репрессивные нормы уже 10 лет грубо ограничивают свободу ассоциаций в России. Первые жалобы были поданы в Европейский суд девять лет назад. Мы просили о рассмотрении их в приоритетном порядке, но нам было отказано. Лишь в июне этого года суд в Страсбурге вынес постановление по этим жалобам. К этому моменту законодательство об «иностранных агентах» уже было фатально ужесточено, а более половины организаций-заявителей ликвидированы или вынуждены самоликвидироваться. Суд вынес решение уже после того, как Россия заявила о выходе из Совета Европы, а Путин подписал законы о неисполнении решений Европейского суда.
В итоге решение Европейского суда не оказало никакого влияния на ситуацию в России.
Если бы постановление было вынесено на несколько лет раньше, то ужесточение „агентского“ законодательства шло бы медленнее и к февралю этого года поле российского гражданского общества было бы не так выжжено, а противостояние общества войне было бы заметно сильнее».
Читать полное выступления Олега Орлова на пленарном заседании по вопросам свободы религии и убеждений, свободы собраний и ассоциаций, вопросов, касающихся правозащитников и свободы передвижения. Версия на английском языке.
Дарья Яковлева, лидерка калининградского фемсообщества «Феминитив» (фрагмент из интервью для «7х7»):
«Коллеги посоветовали мне посетить Human Dimension, так как ОБСЕ — важный договор между Россией и странами Европы в содействии правам человека, и я, как представительница гражданского общества, хотела поучаствовать в ней с репрезентацией своего региона и своей работы в нем: прав женщин и ЛГБТК+ персон в Калининградской области.
Там любой представитель гражданского общества может зарегистрироваться. В этом году официальная российская делегация не участвовала. Я решила, что в такое непростое для России время важно, чтобы были слышны голоса представителей гражданского общества в России, тех людей, кто занимается правами человека, остается в России и продолжает работать.
Мне нужно было понять, как устроены механизмы ОБСЕ и как мы можем использовать их в своей работе. Я думала только послушать выступления и не заявляла себя как выступающую. Когда я приехала, я увидела, что там есть классные форматы, чтобы высказаться наравне с дипломатами и официальными представителями от стран.
Терять такую возможность нельзя. Нужно сказать что-то злободневное, важное для людей внутри России. Коллеги поддержали меня, и я подалась на пленарную сессию о проблемах фундаментальных свобод.
Я решила, что мне нужно сказать о безопасности правозащитников, активистов — тех, кто сейчас выходит на протесты, тех, кто не согласен и пытается бороться — и вообще про сопротивление внутри страны. Я обратила внимание аудитории на то, что уровень безопасности и демократии внутри нашей страны напрямую связан с уровнем коллективной безопасности во всей Европе. Это не только внутренний вопрос России, это — вопрос для международного сообщества, чтобы ждать поддержки от них по выдаче гуманитарных виз и пересечению границ.
Еще я решила затронуть противоречивую тему права на свободу передвижений и подчеркнуть, что я из изолированного региона в серединке Европы и вопросы, связанные с запретом пересечения границы, — это все-таки нарушение права на свободу передвижения. Мне хотелось, чтобы Европейское сообщество поняло, что этот вопрос нужно решать не радикально.
Для меня было важно высказаться о том, как люди принимают эмигрантов из России. Поблагодарить дипломатов и политиков, которые приехали из Казахстана, Армении, Грузии, Монголии. Подчеркнуть, что их вклад в гуманизм и в то, что они помогают российским гражданам, невероятно ценен и мы это видим.
Другие делегаты (например, из „Мемориала“, „ОВД-Инфо“ или „Голоса“) тоже подчеркивали похожие мысли. Мне кажется, вместе мы дополняли друг друга».
Сергей Бабинец, руководитель «Команды против пыток»:
«Я хотел показать, что проблема пыток — одна из самых ярких в настоящей России. Государство буквально вколачивает в людей свою повестку, а тех, кто против, калечит и отправляет за решетку. Важно, чтобы нас в Европе не просто слушали, а слышали. И давали говорить. Закрытие границ и запрет в выдаче виз саму Европу лишит объективной информации о том, что происходит в России, ведь, кроме правозащитников, мало кто может рассказать, как дела обстоят на самом деле.
Пытки и жестокое обращение — это комплексная проблема, и она требует столь же комплексного и обстоятельного подхода. Эффективное и независимое расследование всех жалоб на жестокое обращение и реализация принципа неотвратимости наказания, приправленные качественным законом и полноценным общественным контролем, — вот примерный рецепт решения проблемы.
В Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствовало наказание за пытки. Пытки квалифицировали по статье „Превышение должностных полномочий“.
На протяжении 25 лет правозащитные организации — в том числе „Комитет против пыток“, „Общественный вердикт“, „Мемориал“ и многие другие — требовали от российских властей признать пытку самостоятельным преступлением.
И только летом этого года нас услышали. Но, как это часто бывает, что-то пошло не так. Принятый закон вызывает смешанные чувства. «Пытка» не выделена в отдельную статью, а введена как примечание к статье «Превышение должностных полномочий». Законодатель забыл про иные виды жестокого и унижающего достоинство обращения и наказания и причинителем вреда посчитал только должностных лиц, забыв про вигилантов и прочих.
На примере наших коллег из Кыргызстана мы видим, что статья о пытках может вводиться для галочки, чтобы пустить пыль в глаза международному сообществу. Мы опасаемся, что именно так и будет в России.
<…>
После того как Россия начала военные действия в Украине, ситуация с полицейским насилием в нашей стране резко ухудшилась. В десятках городов России продолжают проходить акции протеста. Полицейскими задержаны тысячи человек. Протестующих избивают, применяют дубинки, электрошокеры, газовые баллончики. Отдельно хочу отметить неутешительную ситуацию, которая складывается с военнопленными и гражданскими, которых вывезли из Украины. Они лишены связи с внешним миром, лишены права на получение квалифицированной юридической помощи, к ним не пускают адвокатов, представителей общественных наблюдательных комиссий. Люди находятся в положении инкоммуникадо, что повышает риск применения к ним пыток».
Полная речь доступна в телеграм-канале Сергея Бабинца.
Роман Киселев, руководитель правовых программ Московской Хельсинкской группы (старейшая из остававшихся в России правозащитных организаций; создана 12 мая 1976 года после того, как СССР подписали конвенцию о защите прав человека; ликвидирована решением суда 25 января 2023 года):
«На конференции мы говорили об очевидном — очевидном для нас. Мы говорили о том, как в России демонтированы все основы демократического общества, как права человека в ней фактически перестали существовать, и даже более: стали угрозой для режима. Про то, как гражданское общество удушается властями и год за годом его институты, с трудом прорастающие через толстенную стену, целенаправленно рушатся. Мы говорили про волны репрессий, которые из года в год калечат сотни жизней.
Но самое важное, мы говорим про то, что, несмотря на все это, несмотря на все риски, связанные с проявлением какой-либо независимой гражданской активности, гражданское общество и его отдельные представители продолжают сопротивляться. Я бы даже сказал, что сейчас они сопротивляются так, как никогда раньше, ставя на кон свои жизни и благополучие. И мы хотим, чтобы об этих людях и их борьбе знали, чтобы помнили, что эти люди, осознавая всю возможную тщетность своей борьбы, все равно не могут себе позволить остановить борьбу. Борьбу за нашу свободу и свободу наших соседей.
Мне кажется, что участие в таких конференциях важно хотя бы чисто из соображений представленности разных перспектив. У россиян есть своя перспектива, свое измерение проблем, которые никуда не исчезают, несмотря на все, что сейчас происходит. И когда ты слышишь на сессиях про другие страны, про зачатки тех же самых тенденций, расцвет которых ты наблюдал в России последние 10 лет, то кажется, что наша перспектива сейчас может быть для многих коллег со всего региона как никогда важна. Никто не хочет повторить путь России, но, чтобы его не повторить, требуется извлекать уроки, в том числе из рассказов тех, кто этим процессам непосредственно сопротивлялся».
Джей Альберг, активист:
«Сила гражданского общества не в больших институтах, а в связях между людьми, поэтому конференция ОБСЕ необходима для построения диалога между разными акторами Европы. Доступность и открытость, которую обеспечили польские организаторы, позволяет поверить, что у гражданского общества есть пространство для развития и сотрудничества, а у активистов есть площадка для того, чтобы использовать свой голос, что невероятно важно во время сокращения пространства для гражданского общества, которое из доклада в доклад отмечали участники.
Я открытый транс-человек из России. Я хочу обратиться к пленуму с вопросом о жизни ЛГБТК-сообщества в России. Сейчас мы наблюдаем сокращение пространства для ЛГБТК-людей, которые сталкиваются с дискриминацией со стороны правительства с момента принятия закона о запрете пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних в 2013 году. Только 27 сентября 2022 года правительственная комиссия приняла проект законодательного акта против пропаганды ЛГБТ и педофилии, уравняв эти два совершенно несовместимые понятия, дегуманизируя ЛГБТК-сообщество. (В ноябре 2022 года Госдума приняла закон о полном запрете пропаганды ЛГБТ-тем — Примеч. ред.).
Вторая тенденция, которую мы можем ослабить, — это бегство российского квир-сообщества в соседние страны. Как и моя коллега вчера, я хочу поблагодарить соседние с Россией страны, которые приняли россиян, бегущих от произвола государства.
Но я хочу обратить ваше внимание на ЛГБТК-сообщество, которое бежит от режима и оказывается за границей, пережив гомофобию и трансфобию. Эти люди сталкиваются с большими трудностями, поскольку у них зачастую бывает плохое материальное положение, они чаще становятся жертвами преступлений на почве ненависти, а их права человека чаще нарушаются или не соблюдаются.
Мои рекомендации странам-членам ОБСЕ и организациям, присутствующим здесь, следующие:
во-первых, сосредоточиться на оказании помощи организациям, помогающим ЛГБТК-сообществу интегрироваться. Уверяю вас как трансгендер, что невероятно трудно найти какую-либо информацию без поддержки или быть способным внести свой вклад в гражданское общество с травмой гомофобии или трансфобии.
Во-вторых, ко всем государствам-членам ОБСЕ, — помочь людям из ЛГБТК-сообщества получить гуманитарные визы или убежище даже без прямых случаев преследования со стороны государства. Эти люди всю жизнь подвергаются преследованиям, и иногда миграция является для них единственным шансом почувствовать себя в безопасности и свободе.
Однажды мне сказали, что радуга не может быть радугой, если в ней не хватает одного цвета. Не забывайте о нашем цвете.
Материалы для изучения:
- доклад о правовой и административной практике РФ в свете принятых ОБСЕ обязательств в области человеческого измерения от 22 сентября 2022 года (Report on Russia’s Legal and Administrative Practice in Light of its OSCE Human Dimension Commitments). Читать (рус. и eng);
- информация о ситуации с правами человека в России для Московского механизма ОБСЕ (Information on the human rights situation in Russia for the OSCE’s Moscow Mechanism) от 30 августа 2022 года. Читать (рус. и eng).