Наша редакция всегда в поиске людей, готовых поднимать в медиапространстве важные темы, делиться своим опытом и знаниями. И рады признать: мы нашли тех, кто разделяет наши ценности и видит в аудитории нашего сайта не только своих читателей, но и единомышленников. Представляем вам лучшие материалы лучших блогеров Теплицы.
Федор Моросеев, социальный предприниматель
«Я уже около года сотрудничаю с Теплицей социальных технологий. Большая часть моих статей является продолжением тем и направлений, которые мы ведем в рамках создания «Дома Протопии». Это место, которое будет домом для дружелюбного сообщества, создающего будущее. Я благодарен команде Теплицы за возможность высказывать свои мысли – мне важно, чтобы меня слышала широкая аудитория».
Федор Моросеев заглянул за точку бесконечности и рассказал о цифровой эпохе. По мнению эксперта, информационная революция уже произошла, и мы уже живем в информационную эпоху. Наступил переход количества (рост вычислительных мощностей) в качество (информационная эпоха). Что нас ждет в ближайшем будущем? Произойдет качественный переход на рынке труда: большую часть «синих воротничков» (рабочих) заменят «железные воротнички» (роботы). Информация стала товаром – ее продают, покупают, используют. Востребованными становятся профессии, которых еще пять, десять лет назад не существовало.
Еще по теме: С кем подружатся роботы? Три профессии, которые появятся в ближайшем будущем
Особое внимание эксперт уделяет искусственному интеллекту (ИИ) в контексте общества будущего. К сильному искусственному интеллекту будут применимы правила этики, и он должен будет их соблюдать. Тем самым сильный ИИ будет отличаться от естественного интеллекта человека и разумных животных только происхождением. А значит, ключевыми вопросами будут не что такое ИИ, добро или зло, а как воспитать, социализировать сильный ИИ в рамках межвидового общества.
Отдельную статью Федор Моросеев посвятил новым экономическим моделям. Они базируются на таких явлениях, как безвозмездный дар и предоставление в пользование. А эти явления, в свою очередь, порождают такие неологизмы, как дарономика (gift-economy) и экономика совместного потребления (share-economy). Однако это совсем не uber-новые механизмы распределения благ в обществе, а старые явления, приобретающие больший масштаб.
Читать все материалы автора.
Дмитрий Муравьев, исследователь технологий
«Для меня писать для Теплицы – это говорить о важных для меня идеях с аудиторией, которую это волнует. Я думаю, что технологические изменения и цифровизации ставят новые испытания перед социальным сектором. Важно одновременно использовать предоставляемые ими возможности и осторожно относиться к потенциальным рискам и угрозам».
Дмитрий Муравьев рассказывал о том, как технологии меняют общество. В частности он рассмотрел проблему тотальной слежки с позиции этики и технологий. Стоит ли бояться слежки, или это разумная цена за спокойствие в мире растущей преступности? Противники «умных» камер уверены – это прямая угроза для права на приватность. Если пользовательские данные оказываются в базе данных, государство и коммерческие компании получают все больше власти над гражданами. Как убедиться в сохранности данных и приватности такой информации: кто «устережет самих сторожей»? Ответы рассмотрены в статье «Не улыбайтесь, вас пытаются распознать».
Кроме того, Дмитрий Муравьев сделал обзор книги американского исследователя Эндрю Шрока (Andrew Schrock) «Гражданские технологии» («Civic Tech») о том, как технологии помогают делать правительство подотчетнее, а жизнь городских сообществ – проще. Затем эксперт поговорил с автором о будущем движения гражданских технологий, смысле хакатонов и американских моделях поддержки проектов, использующих технологии ради общественного блага. В понимании Эндрю Шрока «гражданский хакер» – собирательное название для людей разных профессий, сотрудничающих друг с другом для решения социально значимых проблем с помощью технологий.
Одним из самых интересных вопросов стало развитие гражданских технологий в условиях, когда государство все больше дистанцируется от гражданского общества. «Гражданские технологии вовсе не обязательно подразумевают работу с правительством. Думаю, это во многом про самоуправление и то, как мы решаем проблемы между собой. В США есть примеры историй афроамериканского активизма, которые во многом связаны с тем, что сообщество в какой-то момент поняло, что государство не придет им на помощь, поэтому необходимо решать проблемы самостоятельно», – заключил Эндрю Шрок.
Читать все материалы автора.
Евгений Зубов, маркетолог
«Я читаю материалы Теплицы, потому что уверен: эта информация актуальная и проверенная. Сейчас это наиболее профессиональный взгляд на темы пересечения некоммерческого и айтишного миров. У меня есть агентство некоммерческого маркетинга, читатели Теплицы – это мои клиенты. Я часто ссылаюсь на материалы сайта, так как это готовый, полный и качественный ответ на заданный вопрос».
Специалист проанализировал, какие названия благотворительных проектов самые популярные и как частотность слов каждый день влияет на работу вашей НКО. Он пришел к выводу: не стоит писать в названии своего социального проекта слово «добро». Гораздо важнее потратить время на проработку названия, и вот почему.
- Вас не путают с другими проектами. Сейчас так много проектов со словом «добро» в названии, что человек, желающий пожертвовать ресурсы, не отличит вас от других проектов. Он пойдет в «Яндекс», напишет там название проекта и увидит, что есть еще 500 других одинаковых проектов. Кому жертвовать?
- Не пересекаетесь с другими брендами. Часто бывает, что у другого проекта с таким же названием, как ваше, репутация мошенников, а потенциальный донор не будет разбираться, кто есть кто.
- Копится эффект узнаваемости. Вы можете этого не знать, но в соцсетях пишут комментарии с упоминаниями вашего проекта. Местный телеканал мог сделать сюжет про ваш проект и разместить видео на сайте и YouTube. Все это – точки контакта.
Кроме того, Евгений Зубов составил список рекомендаций, на которые стоит обратить внимание, если сайт НКО не радует или хочется большего. Так, эксперт объясняет, почему важно вынести пожертвование на отдельную страницу и предоставить максимум возможностей для его совершения: «Не делайте форму пожертвования как часть какой-либо другой страницы, потому что посетитель сайта может отвлечься на статью или перейти в соцсети и больше не вернуться.
Сам призыв пожертвовать может быть на любой странице, но его процесс только на отдельной странице. Если сейчас принимаете пожертвования только через банковскую карту, то добавление SMS и электронных денег увеличит сумму сборов. Это происходит, потому что кто-то боится жертвовать с карты, а кто-то не знает, как это делать, а у кого-то не будет денег на ней в нужный момент».
Читать все материалы автора.
Наталия Фреик, социолог и исследователь
«Для меня работа с Теплицей – это возможность быть полезной, поскольку темы материалов, которые предлагает редакция Теплицы, составлены на основе изучения запросов аудитории. Также для меня это и большая ответственность, учитывая размеры аудитории. Кроме того, для меня это опыт сопричастности, ощущение себя частью команды единомышленников и большого дела».
Эксперт рассказала, как оценить социальный проект. Оценка социального эффекта (social impact) естественна для социальных и филтех-проектов. Ведь их социальная составляющая – это основное отличие от традиционного бизнеса. Речь, как правило, идет об изменении установок, физического или психологического состояния, моделей поведения, статуса клиентов. Например, количество малообеспеченных семей, у которых стабильно повысился доход.
Также довольно распространенными являются стоимостные оценки социальных результатов (например, SROI – Social return on investment). Это подсчет в денежном эквиваленте тех расходов, которые несет общество из-за той социальной проблемы, которую планирует решить проект.
Кроме того, эксперт подвела итоги конкурса президентских грантов, и они оказались весьма интересными.
- 7 846 НКО подали на конкурс 9 073 проекта. До экспертизы допустили 8 432 заявки. Победили 2 128 заявок. Фонд отмечает, что этот конкурс стал рекордным по числу участников.
- 1 109 НКО, которые получили в этот раз гранты, уже побеждали (47,4%), 458 – новички, 551 – ранее подавали, но не получали. То есть каждый раз «на сцену» выходят новые участники с новыми, достойными поддержки проектами.
- 87% НКО, получивших гранты, – это не столичные организации. Получается, региональный показатель явно важен для фонда. При прочих равных выбор может быть сделан не в пользу Москвы.
В случае победы будет получена ровна та сумма, которая была запрошена, бюджет не порежут. Нет и верхней границы по запрашиваемым средствам.
А тем, кто планирует участвовать в следующем конкурсе президентских грантов, будет полезна инструкция по оформлению заявки.
Читать все материалы автора.
Наталья Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru
«Planeta.ru давно дружит с Теплицей социальных технологий, мы часто выступали на мероприятиях друг друга, комментировали для коллег какие-то новости социальной сферы, составляли подборки проектов. Это сотрудничество логично перетекло в мой блог на Теплице, мне было очень приятно, когда редактор Катя Ульянова предложила его вести. Социальные проекты на «Планете» очень популярны, поэтому мне всегда есть что рассказать. Для меня это возможность доносить важные для Planeta.ru и меня лично идеи народного финансирования, напрямую обращаться к нашей целевой аудитории – авторам-активистам и неравнодушным людям со всей страны, которые участвуют в крауд-проектах. Это память о журналистском прошлом и даже в какой-то степени отдушина: с редакторами Теплицы всегда очень приятно и комфортно работать».
Наталья Игнатенко написала подробную инструкцию, как научить краудфандингу. Команда «Планеты» решила сделать «Школу краудфандинга» и отправиться на «краудфандинговые гастроли».
«Это квинтэссенция полезных знаний, приправленная советами авторов успешных проектов из конкретного региона и дополнительными партнерскими мастер-классами. Например, на «Школе краудфандинга» в Санкт-Петербурге в декабре 2018 года мастер-класс по тому, как не надо общаться с журналистами, проводила главный редактор Теплицы социальных технологий Наталья Баранова», – рассказывает эксперт.
Кроме того, Наталья Игнатенко вспомнила, как «Планета» поддержала благотворительный флешмоб #ЩедрыйВторник. Например, можно было рассказать об акциях платформы подписчикам своих НКО. Также предлагалось объединиться с близкими по духу фондами, у которых есть активные проекты на Planeta.ru. И разместить в своих соцсетях подборки проектов, устроив кросс-промо. Отличный способ «оживить» сбор – добавить новый бонус в проект. Вот как в прошлом году это делал в своем проекте Фонд борьбы с лейкемией.
Также команда «Планеты» подготовили чек-лист, который позволит грамотно выстроить работу после завершения проекта и не забыть ни о чем. Необходимо подписать соглашение и акт, опубликовать новость о завершении сборов, оплатить налог с собранной суммы. Вот, например, как душевно рассказывают о 100-процентном сборе в своем проекте по закупке муфельной печи ребята из инклюзивных мастерских «Простые вещи».
И еще один интересный материал: лучшие социальные крауд-кампании 2019 года. Рекорд «Планеты» по сборам установила группа «Алиса», собрав на предзаказах нового альбома «Посолонь» 17,4 млн рублей. Рекорд автоматически стал и рекордом российского краудфандинга в целом. Впрочем, читатели могут не согласиться, вспомнив резонансную онлайн-кампанию помощи Никите Федутинову или сбор на уплату штрафа для журнала TheNewTimes.
Читать все материалы автора.
Анна Кумицкая, сотрудница информационной службы Центра защиты прав СМИ
«Пока еще не все понимают, что регулирование распространения информации – это больной вопрос не только для СМИ и журналистов, но и для всех, кто так или иначе присутствует в медиапространстве. Работая с Теплицей, мы имеем возможность донести это до всего некоммерческого сектора, начиная от небольших городских сообществ, и заканчивая крупными фондами и организациями».
Эксперт подготовила важную инструкцию: как работать с источниками информации. Готовя тексты об острых социальных проблемах, журналисты и активисты работают с разными источниками информации: от местных жителей, которые столкнулись с проблемой, до документов из открытых реестров и пресс-служб. Именно неумение работать с источниками часто становится причиной исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. Главные советы: всегда ищите документальное подтверждение сказанному, обратите внимание на первоисточник информации, записывайте разговоры на аудио или видео.
Другая инструкция, на которую важно обратить внимание: как проверять текст, чтобы не попасть в суд. «Ответственность по этим статьям несут не только журналисты, но и обычные граждане. Например, в 2018 году по статье «Защита чести, достоинства и деловой репутации» было подано больше пяти тысяч исков, из них больше четырех тысяч – к гражданам и юридическим лицам», – рассказала Светлана Кузеванова, старший юрист Центра защиты прав СМИ.
Кроме того, Анна Кумицкая поговорила с юристом Центра защиты прав СМИ Галиной Араовой. Она рассказала, как закон о неуважении к власти может отразиться на работе НКО и какой лексики следует избегать, чтобы не попасть под блокировку.
Согласно новому закону, под запрет попадает информация, которая в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к:
- обществу;
- государству;
- официальным символам России;
- Конституции РФ;
- органам государственной власти России.
Если вас все же заблокировали, нужно понять, приходило ли вам уведомление от провайдера хостинга, или нет. Если вы его получали, то можно либо удалить спорную информацию и уведомить об этом Роскомнадзор, а после ждать разблокировки, либо пытаться обжаловать в суде сам факт признания информации запрещенной.
Читать все материалы автора.
Если вы хотите стать блогером Теплицы, напишите в редакцию. Уверены, наше сотрудничество будет интересным!