Теплица рассказывает о тактиках сопротивления в интернете путем распространения важной информации и о наших общих вызовах в условиях технологической изоляции, участившихся блокировок и репрессий в России. Эта инструкция подойдет как для команд, так и для индивидуальных активисто*к, и для новичков, и для профессионалов.
О целях
Сперва стоит еще раз подумать: зачем мы это делаем? Каковы цели?
1. Продвижение гуманистических, демократических ценностей и концепции прав человека.
Это наш фундамент. Репрессивное государство пытается забрать у нас человеческое достоинство, привить ненависть и вражду. Распространение идей гуманизма и прав человека может быть объединяющей целью для вовлечения большего количества сторонников. Гражданское просвещение, которое все еще возможно, важно: в маленьких кругах, среди родственников, друзей, коллег, в сообществах новых диаспоральных организаций по всему миру.
2. Выход из информационного пузыря и увеличение аудитории сторонников
Разговаривать с теми, кто нам близок по ценностям, — проще, но находить общее с теми, кто думает по-другому — это настоящая задача. Это необходимо, чтобы привлекать новые голоса из разных социальных групп. Также мы говорим об аудитории «сомневающихся»: тех, кто меняет свое мнение и может стать голосом антивоенной кампании.
3. Борьба с дезинформацией и российской пропагандой
В условиях когда идет информационная война, получать альтернативную точку зрения — необходимо. Правозащитник Игорь Блажевич в статье о стратегиях антивоенной кампании одним из шагов называет сдвиг общественного мнения. «Несмотря на всю силу государственной пропаганды и тотальный запрет на выражение несогласия, лишь меньшинство россиян поддерживает войну против Украины активно», — к такому выводу приходят социологи PS Lab.
4. Борьба за ощущение, что ты не одна / ты не один
Расширение альтернативного информационного пространства может быть возможностью входа для тех, кто еще не нашел единомышленников и чувствует себя одиноко. Смысл репрессий в России в том, чтобы разорвать связи между разными частями гражданского общества. Главный ответ на это — установление новых связей и кооперация.
К чему мы стремимся в итоге?
- От разрыва социальных связей и атомизации → к преодолению отчужденности.
- От иерархичности → к альтернативному горизонтальному пространству для взаимопомощи и кооперации разных групп населения.
- От аполитичности и гражданской апатии → к чувству собственной значимости, политической агентности.
Наши вызовы и как на них отвечать:
1. Информационные пузыри.
Так называется ситуация, в которой человек окружен только той информацией, которая соответствует его ценностям и взглядам. Термин введен американским активистом Эли Паризером в 2011 году. Попадание в пузырь происходит потому, что социальные сети имеют персонализированные системы рекомендаций контента, и мы видим посты, которые нам, скорее всего, понравятся, и постепенно оказываемся в «удобном для нас окружении». Грубо говоря, какой контент мы поощряем, ставя лайк, такой и будет чаще появляться в наших лентах.
Информационные пузыри приводят к разрыву связей, неспособности слышать другую точку зрения, росту фейков и теорий заговора, однобокости картины мира.
Что делать:
- Лично: проявлять любопытство, не удалять сразу носителей странных точек зрения из друзей, изучать другие мнения.
- Технически: влиять на алгоритмы, чистить кэш, отключить автоматическую сортировку ленты социальной сети.
- Просвещение: делиться знаниями об инфопузырях, критическом мышлении, ненасильственной коммуникации.
- Использовать новые способы дистрибуции контента (pdf, документы), мимикрировать под популярные информационные жанры — объявления, сервисные сообщения, гиперлокальные медиа (газета микрорайона, пример: «Женская правда»), распространять знания в непривычном для вас информационном пространстве.
2. Пропаганда и фабрики троллей.
Государственная пропаганда работает не только внутри России, но и за ее пределами. Несмотря на санкции и запреты (например, в Испании), борьба с ней — актуальный вызов для диаспоральных движений.
Что делать:
- Рассказывать, как работает пропаганда (видео Ильи Шепелина, Марии Борзуновой, Антона Пикуля).
- Рассказывать, что такое когнитивные искажения и барьеры восприятия информации.
- Создавать маленькие медиа для донесения альтернативной информации (см. наш курс «Как запустить локальное медиа»).
3. Блокировки и технологическая изоляция.
На сегодня все независимые медиа в России заблокированы. Meta (Facebook и Instagram) — запрещенная организация, а публикация новых видео в TikTok запрещена. Часть иностранных сервисов уходит из России, а часть невозможно оплатить российскими картами. Роскомнадзор начал блокировать VPN-сервисы. Подробнее — читайте наш доклад о будущем цензуры до 2025 года.
Разумеется, независимые журналисты обходят блокировки и активно используют YouTube и Telegram, а IT-специалисты разрабатывают новые антицензурные сервисы. Однако стоит понимать, что доступ к информации независимых медиа усложняется: есть барьеры в навыках установки VPN, привычках медиапотребления и подключения к альтернативным точкам входа в интернет.
Что делать:
- Распространять информацию про обход блокировок: рассказывать про новые инструменты: Amnezia VPN и VPN генератор.
- Помогать находить информацию из независимых медиа: делиться изданиями, которым можно доверять (The Insider, 7х7, «Медуза», «Дождь», «Холод», «Люди Байкала», «Медиазона» и другие).
- Рассказывать про риски использования российских сервисов (например, почтовые сервисы Яндекс, Mail.ru).
- Для диаспор — делиться информацией о том, почему технологическая изоляция негативно влияет на российский сегмент аудитории: усиление инфопузырей и пропаганды.
4. Цифровое неравенство.
Цифровое неравенство (барьер, разрыв) — неравномерный доступ к компьютерам, интернету и телекоммуникациям в целом. По данным Росстата, в 2021 году доступа в интернет не имели 28,6% российских домохозяйств. Хуже всего дела обстояли в сельской местности, в населенных пунктах с численностью 200 человек и меньше (доступа не было в 51,5% случаев), а также с населением от 201 до 1000 человек (50,3%). Именно поэтому аудиторию в таких локациях достигнуть крайне сложно. Однако выход из информационного пузыря с использованием, например, той же мимикрии под местную прессу поможет достигать самых разных граждан.
Не менее любопытно следить за трендами медиапотребления. Например, в марте 2023 года Telegram вышел на пятое место среди российских интернет-ресурсов по объему дневной аудитории. Более 40% населения пользуются им ежедневно, более 60% — хотя бы раз в месяц. Однако Telegram уступает WhatsАpp как мессенджер. Исследование Mediascope (аудитория медиа в мае 2023 года) гласит, что большая часть аудитории читает, слушает и смотрит что-либо на мобильных устройствах. Суточный охват по YouTube вырос с февраля 2022 года, при этом 19% потребления приходится на музыку, 18% — на развлекательный контент, 11% — на игры и 6% — на общественно-политический.
Что делать:
- Повышать медиаграмотность. Рассказывать, как именно искать информацию, пользоваться сайтами.
- Помогать устанавливать сервисы. Например, Samsung предустанавливает на смартфоны отечественное ПО, в таком случае лучше помочь установить Google. Или настроить знакомым и родственникам VPN.
5. Репрессии
С 24 февраля 2022 года больше 20 000 россиян были задержаны за антивоенную позицию. По данным «Мемориала», в России 553 политзаключенных. Оценка рисков и соблюдение правил безопасности и анонимности — важнейшее дело не только для антивоенных активистов, но и всех, кто занимается гражданскими проектами и помогает им.
Что делать:
- Распространять информацию о правилах безопасности (онлайн и оффлайн: безопасность в офисе; безопасность в поездках; безопасность на мероприятиях; инструкция, как агитировать безопасно).
- Распространять информации о политических заключенных и инструкций по разным вариантам помощи им.
- Делиться информацией о том, как поддерживать здоровье в условиях стресса.
- Делиться информацией о том, как вернуть чувство значимости своих желаний и действий.
- Создавать локальные сообщества. Инструкция Теплицы — здесь.
6. Всеобщая мобилизация и милитаризация
Независимые журналисты по открытым источникам установили имена более 25 000 убитых российских солдат. Тренд на воспитание детей в духе милитаризма и приоритетных «традиционных ценностей», к сожалению, будет доминировать.
Что делать:
- Рассказывать о защите своих прав и успешных историях получения альтернативной гражданской службы (АГС). Инструкция, как избежать призыва.
- Распространение информации о способах бойкотирования и неучастия в «разговорах о важном».
Это лишь несколько вызовов, которым стоит противостоять. Помните, что не бывает «незначительных» действий. Распространение информации сегодня — это буквально спасенные жизни. Из-за информационных пузырей, цифрового неравенства и блокировок независимых медиа и соцсетей нам нужно прилагать больше усилий, чтобы дотянуться до разных сегментов аудитории.
Я — новичок. Что я могу сделать?
Вариантов много! В основном это онлайн-волонтерство или распространение информации. Приведем примеры:
- распространение информации независимых медиа, активистких проектов — в своем окружении или за пределами;
- продвижение онлайн-волонтерства: помощь гражданским, антивоенным, правозащитным, гуманитарным, диаспоральным проектам. Базы можно найти в Ковчеге или Reshim;
- создание сообщества друзей/одноклассников. Важно восстанавливать связи, создавать новые и быть проводниками независимой информации.
А что, если мы — медиапроект с небольшими ресурсами?
В этом случае одна из важнейших целей — поддержание и укрепление вашего сообщества. Ваш вклад значим для борьбы с пропагандой и подсвечиванием локальной повестки, которую не слышно. Также строительство сообщества — это возможность сделать из горожанина соавтора и укрепить взаимное доверие.
Не стоит работать с аудиторией «все пользователи интернета»! Чем конкретнее вы можете сформулировать вашу целевую группу, тем успешнее вы будете привлекать сторонников.
Курс по созданию локального медиа.
Правила безопасности
Приоритет — анонимной агитации. Помните, что безопасность бывает и личной, и командной.
- Личная безопасность: оценка рисков, использование сложных паролей и менеджеров паролей, 2FA с приложением, второй аккаунт для агитации, привязанный к зарубежной симкарте. (Курс «Комплексная безопасность: от анализа рисков к поиску решений».)
- Командная безопасность: оценка рисков, онбординг для команды, ответственный за выполнение правил, аудит уязвимостей. (Статья «Руководство по руководству. Политика безопасности как способ утвердить правила игры».)
Подборка материалов по цифровой безопасности.
Примеры медиасопротивления — от инфовойны во «ВКонтакте» до массовых жалоб
- Инфовойна во «ВКонтакте»: проект «Медиапартизан».
- Отключение пропаганды: плагин Censor Tracker или «заглушка» на пропагандистские сайты: проект «Роскомсвободы» и группы «Явь».
- Креативные кампании: виртуальные муралы преследуемых женщин от Феминистского антивоенного сопротивления.
- Бойкотирование: удаление аккаунтов на «Госуслугах», неиспользование Яндекса и других российских сервисов.
- Диалог: петиции, комментирование постов, обращения к депутатам по разным социальным проблемам (Приемная).
- Интервенции: сообщения в онлайн-навигаторах, в описании Тinder, отзывы на онлайн-картах.
- Локальные медиа («Люди Байкала», 7х7. «Горизонтальная Россия», «Местами»).
Любое действие — важно. Даже объединение вокруг себя друзей и коллег — шаг к поддержке антивоенных идей. Помните о своей цифровой и физической безопасности и передавайте это знание своему окружению.
Изучить:
- Даниэль Канеман: «Думай медленно… Решай быстро»;
- база знаний ресурсов Sdelano.media, Теплица, «Как читать медиа»;
- Линор Горалик: вебинары про низкобюджетный маркетинг и коммуникации: @thecontentisthequeen;
- исследования Mediascope про медиапотребление в России;
- когнитивные искажения: какие они бывают и как их преодолеть;
- как спорить с близкими, которые поверили пропаганде. Инструкция;
- ненасильственное общение: как найти общий язык в любой ситуации;
- что такое информационный пузырь, как он формируется и чем он опасен.