Распространение коронавируса вызывает кризис, с которым уже столкнулась мировая экономика. На фоне колеблющихся курсов валют возрастает интерес к альтернативным решениям или взаимообмену, считает экологический активист Денис Старк.
Несколько лет назад, во время работы в IT-компании в Дубае, Денис запустил корпоративный эксперимент – предложил сотрудникам использовать альтернативную валюту вместо обычных денег, чтобы посещать профессиональные семинары и тренинги. Этой идеей он поделился с гражданским активистом Александром Карповым из Санкт-Петербурга, который предложил адаптировать эксперимент – а именно использовать альтернативную валюту для взаимообмена знаниями и ресурсами. Это помогло бы стимулировать людей помогать друг другу.
Так появился проект «Эволюта» – сайт, который предлагает пользователям взаимовыгодный обмен знаниями и услугами с помощью экоинов вместо денег. Создатели проекта рассказали журналисту «Теплицы социальных технологий» Виктории Сафроновой о том, как альтернативная валюта может сделать сообщество благотворительных фондов и некоммерческих организаций сильнее и помочь пережить кризис.
«Это совсем другие деньги»
Денис Старк называет себя очень чувствительным человеком. Простые несовершенства – мусор на улице или разбитые дороги – могут причинять ему боль и ощущение внутреннего дискомфорта. Долгое время Денис искал способы избежать травмирования через экологический активизм. Он основал экологическое движение «Мусора.Больше.Нет», написал книгу «Путь в чистую страну», но все равно продолжал испытывать дискомфорт. Денис хотел прийти к более гармоничному образу жизни, в котором, кроме работы, семьи и активизма, будет место и для личного досуга.
Поворотным моментом в жизни Дениса стала книга «Будущее денег» бельгийского экономиста Бернара Лиетара. Денис прочел ее в 2017 году и ощутил, что она перевернула его мировоззрение. Автор описывал несовершенство современной денежной системы, которая приводит к расслоению общества, экологическим бедствиям и многим другим проблемам. Денис понял, что зарабатывает больше, чем ему нужно на комфортную жизнь, и решил поменять свой ритм.
В тот момент Денис работал в международной IT-компании в Дубае. Он пришел к директору организации и сказал: «Я хотел бы работать четыре дня в неделю. Один дополнительный свободный день для меня важнее, чем лишние деньги». Директор понял его и, договорившись о сокращении зарплаты на 20%, поменял график сотрудника. «Это очень сильно изменило мою жизнь, – рассказывает Денис. – Корпоративная среда требует от нас ускорения: мы должны успеть сделать как можно больше в ограниченные сроки. Когда я сдвинул баланс в сторону более медленной жизни, у меня появилось время на спокойные размышления»
Денис задумался: что он может изменить в действующей системе? Как повлиять на отношение к деньгам, чтобы люди стали потреблять рациональнее? Какие позитивные преобразования можно запустить с помощью системы, альтернативной денежной? Денис заметил проблему в компании и решил провести эксперимент.
Между его подчиненными складывались сложные отношения. Люди в многонациональной команде были замкнуты и почти не общались друг с другом. Это мешало развитию и создавало напряженную среду. Денис решил запустить «социальную валюту знания». Он предложил сотрудникам проводить мероприятия – лекции, семинары и воркшопы, на которых можно было делиться своими знаниями и обучать друг друга навыкам, за посещение которых нужно было платить электронные деньги. Система стимулировала сотрудников организовывать свои мероприятия – это был способ заработать на посещение других, полезных для развития. Так в компании начали проходить лекции о криптовалюте, обучающие семинары по языкам разработки и другие события, которые привели к задуманному Денисом результату: команда стала более сплоченной.
Денису удалось показать: деньги могут быть инструментом для взаимообмена ресурсами – а именно знаниями и компетенциями. Сама возможность воплощать в корпоративном формате идею, в которую он верит, вдохновила его.
«Запуск социальной валюты не был моей рабочей обязанностью, мне не платили за это, – рассказывает Денис. – Я просто ощущал, что делаю что-то по сердцу, пусть и в небольшом масштабе, но важное для человечества, и это очень воодушевляло».
Вернувшись в Россию, Денис рассказал об эксперименте своему приятелю Александру Карпову и предложил ему развивать социальную валюту в локальном формате – для некоммерческих организаций. «Если в Дубае приходилось объяснять идею через разрушение барьеров и преодоление стереотипов в сознании людей, Александр смог понять меня ментально, – рассказывает Денис. – Он поддержал идею, и мы вместе начали работать над проектом»
Взаимообмен в секторе одиночек
«Я постоянно даю всем советы, – рассказывает петербургский гражданский активист Александр Карпов. – Как бороться с экологическими проблемами, как делегировать полномочия, где найти ресурсы… Если ты только помогаешь, отдаешь и не чувствуешь ничего в ответ, накапливается усталость, которая приводит к выгоранию».
Консультации отнимают время, и Александр задумался: как можно измерить их пользу? Он хотел, чтобы его ресурс не был потрачен напрасно. Карпов руководит Центром экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей ЭКОМ, выступает экспертом одной из комиссий городского Законодательного собрания и остро ощущает дефицит времени. Александр решил, что будет помогать только тем, кто помогает другим, но как это отследить?
«Каждому активисту знакомо это ощущение: ты делаешь, делаешь, делаешь – и ничего не меняется. Проблема, которую пытаешься решить, оказывается гораздо больше твоих усилий, – говорит Александр. – В этот момент люди решают скоординироваться. Я неоднократно участвовал в таких попытках и знаю, к чему они приводят: часто это неэффективно и затратно по времени. Денис рассказал об альтернативной идее, которая позволяет людям взаимодействовать ситуативно и не паразитировать друг на друге. Я очень воодушевился».
Денис убедил Александра в том, что у НКО-сектора достаточно ресурсов, чтобы облегчить свою работу. Не хватает одного – инфраструктуры для их поиска и использования. Так активисты решили разработать платформу и запустить «социальную валюту» – проект, похожий на организованный Денисом корпоративный эксперимент, но уже для более широкой аудитории – сотрудников НКО. Валюта должна будет запустить среди них цепочку взаимных обменов знаниями, компетенциями, услугами и вещами.
«НКО – сектор одиночек и небольших инициативных групп, которые не могут быть профессионалами во всем, – объясняет идею Александр. – Раз в месяц мне может понадобиться фотограф для съемки мероприятия. Ради разовой услуги нет смысла привлекать его в команду. Но и работать с неизвестным человеком не хотелось бы – важно, чтобы это был надежный, рекомендованный другими организациями профессионал. Наша платформа помогает найти такого человека. В то же время фотограф не должен чувствовать себя «использованным». Он – часть сети, и тоже может попросить о нужной для себя профессиональной услуге». Александр Карпов.
Активисты воспользовались платформой Cyclos, которая представляет инструменты онлайн-банкинга и электронной коммерции. На платформе уже создано более четырех тысяч локальных валют. За использование нужно внести единоразовый взнос 25 евро, после чего функционал будет доступен без ограничений. Проект назвали «Эволюта» от слова «эволюция».
«Для меня эволюция – это основная движущая сила природы и человеческого общества, – говорит Денис Старк. – Эволюта – это продолжение и развитие идеи денежных систем, которые мы ежедневно используем». Александр Карпов сравнивает идею проекта с системой расширенного бартера. «Я помогаю одному человеку, он – другому, и через такую цепочку длинных контактов в нужный момент найдется человек, который поможет мне», – говорит он.
Экологические траты
«Любой кризис глобальной экономики — когда растет количество безработных, снижаются доходы, банкротятся крупные компании — льет воду на мельницу peer-to-peer экономики, — говорит Денис. — Если человек не сможет купить книжку в магазине, он возьмет ее у друга. Если не сможет позволить себе ездить на такси, будет ездить на одной машине с соседом. В моем представлении кризис — время для развития шеренговой экономики»
Денис отмечает: «Эволюта» – это не аналог денег, как бы созвучна ни была идея проекту. Это средство учета взаимных подарков – участники заключают на платформе сделки дарения. Фактическая стоимость каждой из услуг не должна превышать трех тысяч рублей, чтобы не выходить за ограничения Гражданского кодекса и не облагаться налогом.
Чтобы стать участником проекта «Эволюта», человек должен получить три рекомендации от действующих пользователей. Так проверяется его надежность и обеспечивается работа платформы: если человек воспользуется услугой и, не отдав ничего взамен, покинет проект, поручителям придется компенсировать его задолженность.
Сейчас пользователям доступны несколько категорий услуг: например, юридические консультации, аренда помещений, фото- и видеосъемка, работа с текстами. Среди вещей представлены электроника и бытовая техника, обувь и одежда, транспорт и другие. Товары и услуги не должны мешать экологическому движению, для чего организаторы проекта следят за сделками внутри системы.
«Процесс стимулирует участников не накапливать, а тратить, – говорит Александр. – Идеологически система построена так, чтобы стимулировать взаимодействие людей внутри НКО-сообщества».
Участник проекта платит процент с положительного остатка на своем счету. Это своего рода штраф за задержку использования — валюту нужно тратить быстро, предлагая новые услуги и используя предложения участников платформы вместо коммерческих.
Совместное использование вещей поможет снизить индивидуальный экологический след, считают создатели «Эволюты». Одной из первых сделок на платформе стала аренда велосипеда. «Я приехал в Питер и увидел объявление Александра о сдаче складного велосипеда, с которым удобно спускаться в метро, – рассказывает Денис. – У меня была такая же модель, когда жил в Голландии, поэтому захотел воспользоваться». Сейчас среди объявлений Дениса – предложения консультаций по Agile-трансформации и обращению с отходами, создание бота для Telegram, Facebook или Skype, книга «Путь в чистую страну».
«Мне недавно написали ребята-урбанисты из градостроительной лаборатории, – рассказывает Александр. – Им были нужны консультация и информационные материалы. Взамен предложили экоины – правильный подход!»
Пользовательская проблема
Доктор экономических наук и автор книги «Частные деньги: история и современность» Артем Генкин считает, что подобному проекту невозможно привлечь внимание экспертного сообщества без затрат на маркетинг и рекламу. «Проблема заключается в нашей информационной пресыщенности, – говорит Артем Генкин. – В интенсивных информационных потоках сложно заметить новое. Чтобы пробиться к лицам, принимающим решения, необходимо тратиться на продвижение, придумывать яркие формы проявления. Я скептически отношусь к тому, что проект без этих затрат сможет сообщить о своем существовании широким массам и соответственно получить большую пользовательскую базу».
По словам Генкина, в 90-е годы в мире было множество примеров негосударственных денежных валют. Местные валюты охватывали целые регионы в ряде стран – США, Великобритании, Франции и других. Распространенности альтернативных валют нет четкого объяснения, говорит Генкин. Частные деньги могут выступать как инструмент для повышения эффективности бизнеса или укреплять финансовое положение региона. По мнению Генкина, среди аналогичных российских проектов можно выделить, например, сервис «Дарудар», с помощью которого пользователи могут дарить друг другу вещи и услуги.
«Что если я могу прочитать лекцию, а мне нужны услуги дантиста, которых на платформе нет? У меня теряется мотивация оказывать услуги – то есть увеличивать оборот внутри системы, – говорит Генкин. – Нужно вырастить систему, в которой будут представлены все основные категории товаров и услуг».
Денис Старк считает, что интерес к альтернативным валютам будет возрастать на фоне развития кризиса, связанного с пандемией. «Если кризис в США будет глубоким — этот сценарий мне кажется очень вероятным, поскольку коронавирус затронул Штаты в большей степени, чем Китай — доллар может перестать быть неизменным эталоном. В ситуации, когда устоявшиеся валютные ориентиры начнут ломаться, люди будут искать альтернативные решения. Если еще десять лет назад, когда я говорил об альтернативных валютах, меня не понимали. Люди говорили: „Зачем это нужно, когда есть доллар или фунт стерлингов?“. У людей была вера, которая теперь может пошатнуться — и это поможет развиваться проектам альтернативных валют»
Сейчас «Эволюта» находится на начальной стадии запуска. Денис и Александр стремятся привлечь пользователей на платформу. Создатели проекта будут считать результатом активность сотен пользователей, каждый из которых сможет совершать от десяти сделок в месяц.
Денис считает, что в будущем «Эволюта» может позволить людям жить более наполненной жизнью: уменьшить потребление и увеличить социальные взаимодействия, покажет и убедит, как важно помогать друг другу. «Может быть, это громко звучит, но я считаю, что «Эволюта» может быть мостиком, который выведет людей из корпоративного рабства, – говорит Денис. – Сейчас людям приходится выбирать меньшее из двух зол: с одной стороны, современная денежная система, которая рождает гиперконкуренцию, выжимает ресурсы людей, разрушает природу и семьи. С другой стороны, отказ от денег и возвращение в каменный век бартера и отрицания экономических механизмов».
Красотой проекта «Эволюта» создатели называют его «выход в другое измерение» – это не денежная система, но и не отказ от денег. «Ниточка, которая поможет сбалансировать жизнь», – говорит Денис. Создатели проекта ищут сторонников, которые смогли бы увидеть красоту идеи, чтобы продолжить развивать ее вместе.