С помощью знака «Я/Мы» люди чаще всего обозначали свою солидарность по разным вопросам в 2019 году. Именно он стал символом борьбы с несправедливостью – арестом журналиста Ивана Голунова, преследованием фигурантов «московского дела», строительства мусорного полигона на станции Шиес. Журналист Теплицы Екатерина Ульянова вспомнила, какие еще события объединили общество в уходящем году.
Кампания в поддержку Ивана Голунова
6 июня 2019 года в Москве был задержан корреспондент отдела расследований «Медузы» Иван Голунов. Представители МВД заявили, что у журналиста при себе были наркотики, а в его квартире при обыске обнаружено более 5 г кокаина. Позже выяснилось, что фотографии, которые полиция выдавала за снимки из квартиры Ивана Голунова, на самом деле были сделаны в нарколаборатории в подмосковном Подольске. А тест на наркотики корреспондента показывал отрицательный результат.
В защиту Ивана Голунова выступили журналисты, общественные деятели, политики и музыканты. По всей России прошли одиночные пикеты против задержания корреспондента «Медузы». Петицию на сайте Change.org в поддержку журналиста подписали более 189 тысяч человек. Редакция «Медузы» призвала перепечатывать полные тексты расследований Ивана Голунова. Все материалы были открыты для распространения по лицензии Creative Commons.
10 июня бумажные версии изданий РБК, «Ведомости» и «Коммерсантъ» вышли с одинаковой обложкой – на первых страницах газет был размещен слоган «Я/Мы Иван Голунов». Авторы символа – арт-директор студии Ony Свят Вишняков и ведущий дизайнер института Strelka Анастасия Вишнякова, сделали его по заказу «РБК». На следующий день после выхода газет Ивана Голунова отпустили, уголовное дело в отношении него прекратили. А знак «Я/Мы» стали использовать для борьбы с несправедливостью. С помощью именно этого символа люди чаще всего обозначали свою солидарность по разным вопросам в уходящем году.
Еще по теме: #СвободуГолунову: Как защитить активиста или журналиста, если его «закрывают»
«Московское дело»
В июле на улицы Москвы вышли люди, которые хотели выразить свое несогласие с недопуском независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму. Больше тысячи человек были задержаны, а следственный комитет возбудил уголовное дело о «массовых беспорядках». Этот процесс получил название «московское дело».
Фигурантами дела оказались самые разные люди: активисты, студенты, программисты, менеджеры. После приговора, вынесенного актеру Павлу Устинову, деятели культуры начали общественную кампанию в его защиту. Они выкладывали видеообращения с хештегом #свободупавлуустинову, а также вышли на пикеты. Позже с открытыми письмами в поддержку других фигурантов «московского дела» выступили представители разных профессиональных сообществ.
Также после первых судов был создан проект «Дело 212». Группа помощи фигурантам «московского дела» работает как волонтерское объединение. Команда проекта «Дело 212» оказывает информационную и юридическую поддержку заключенным. Деньги, необходимые для помощи фигурантам дела, собирают с помощью пожертвований.
Бессрочные протесты Шиеса
Строительство мусорного полигона на станции Шиес, расположенной на границе Архангельской области и Республики Коми, началось еще летом 2018 года. После этого прошли многочисленные акции протеста. Экоактивисты развернули палаточный лагерь около строящегося полигона. Борьба продолжилась и в уходящем году. Летом начались бессрочные акции протеста против строительства полигона. Активисты из разных городов устраивают одиночные пикеты, проводят акции по сбору вторсырья, записывают коллективные видеообращения против полигона.
Также участники бессрочных акций и другие активисты 12 октября создали коалицию «Стоп Шиес». Всего в нее вступили 29 объединений. Участники коалиции договорились, что будут действовать вместе до закрытия полигона на станции Шиес и полной рекультивации участка. В июне работы по строительству полигона были приостановлены. А в декабре московские власти опубликовали проект новой территориальной схемы обращения с бытовыми отходами до 2029 года. В документе определены регионы, куда будет направляться большая часть столичного мусора, и Шиеса в списке нет.
Несмотря на это, активисты призывают не терять бдительность. «Это наша большая победа. Но нам нельзя расслабляться – надо дождаться утверждения проекта, и хотя это формальности – мы должны быть начеку», – говорится в обращении движения «Чистое Поморье».
Борьба за сквер в Екатеринбурге
В мае в Екатеринбурге местные жители устроили протесты против строительства храма Святой Екатерины на месте сквера у Театра драмы. Отстаивать общественное пространство выходили тысячи людей. Они вступали в стычки с сотрудниками ЧОП, которого нанял застройщик. Одна из причин недовольства – проект строительства храма предполагал также строительство коммерческой и жилой недвижимости по соседству.
Акции продолжались четыре дня. Закончились протесты после того, как президент Владимир Путин предложил провести опрос о месте строительства храма. Вскоре после этого забор, которым обнесли сквер, убрали. А застройщик отказался от строительства в сквере.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, сославшись на опрос ВЦИОМ, заявил, что при подборе площадки были допущены ошибки – не было в полной мере учтено мнение горожан. В сентябре власти Екатеринбурга провели дополнительный опрос жителей города и предложили выбрать новое место строительства храма. В итоге строить храм решили на месте приборостроительного завода.
Наводнение в Нижнеудинске
27 июня в городе Нижнеудинске Иркутской области произошло наводнение. Река Уда, которая разделяет город на две части, вышла из берегов. Вода затопила несколько микрорайонов города. Под водой оказались не только дома, но и больницы, школы, детские сады, магазины, парки и скверы. В Нижнеудинске Иркутской области был объявлен режим ЧС.
Команда общественной организации инвалидов «Доверие» запустила sos-кампанию и начала экстренный сбор пожертвований, несмотря на то, что тогда НКО не имела опыта оказания гуманитарной помощи. Сначала были мобилизованы добровольцы, затем команда создала несколько групп в социальных сетях для сбора гуманитарной помощи и координации добровольцев.
Но команда понимала, что, помимо поддержки здесь и сейчас, понадобится помощь «в долгую». Появилась идея создать онлайн-площадку для сбора пожертвований. Фандрайзинговый сайт создали с помощью конструктора «Кандинский». 11 июля сайт начал принимать пожертвования, а команде «Доверия» удалось провести самую крупную фандрайзинговую кампанию в городе.
Еще по теме: Артем Петернев: как мы проводили фандрайзинговую кампанию, когда тонул Нижнеудинск
#ЯНеХотелаУмирать
В июле в социальных сетях флешмоб в поддержку закона о домашнем насилии. Его запустили правозащитница Алена Попова и блогер Александра Митрошина. Они выложили в «Инстаграм» фотографии с макияжем, имитирующим синяки, ссадины и кровь, хештегом #ЯНеХотелаУмирать и призывами поддержать законопроект. Чтобы принять участие в акции, надо было сделать фото с надписью #ЯНеХотелаУмирать на себе или с табличкой с таким же хештегом.
«Ежегодно от домашнего насилия в России гибнут около 12000-14000 женщин. В Америке, где сильно развита система профилактики и борьбы с домашним насилием, в 3-4 раза меньше. Хотя население там в два раза больше, чем у нас. России нужен федеральный закон о профилактике семейного насилия и помощи пострадавшим от него. Есть шанс, что его будут рассматривать этой осенью. Чтобы это точно произошло, нам нужна максимальная огласка», – написала Александра Митрошина в Instagram.
Александра Митрошина и Алена Попова также создали сеть взаимопомощи #ТыНеОдна. Одна из задач сети — принятие закона о профилактике домашнего насилия. В ноябре Совет Федерации опубликовал текст законопроекта, однако соавторы законопроекта из числа экспертов-общественников заявили, что их пожелания не учтены. Например, среди принципов закона о домашнем насилии оказалась не защита жертвы от агрессора, а «поддержка и сохранение семьи». Эксперты считают текущую редакцию закона крайне неэффективной. О том, какие поправки будут внесены в текст документа, станет известно уже в следующем году.
«Правопорядковый номер» для полицейских
В июле полицейские избивали людей, вышедших в Москве на протесты. При этом большинство сотрудников правоохранительных органов остались не узнанными. Чтобы решить проблему анонимности полицейских, волонтеры запустили общественную инициативу «Правопорядковый номер». Они предложили наносить на форму или шлем силовиков крупным светлым шрифтом личный номер.
По задумке волонтеров, такая мера позволит оперативно выяснить, кто из полицейских превышает свои полномочия. Существующие нагрудные знаки выполнены из металла, их нельзя носить во время массовых акций из соображений безопасности. Из-за этого, по мнению активистов, невозможно призвать полицейских и сотрудников Росгвардии к ответственности.
Представители «Правопорядкового номера» призывали всех желающих подписать петицию о внесении поправок в закон «О полиции». На сегодня инициативу поддержало более 194 тысяч человек. Также идея нанести личные номера на форму полиции и Росгвардии была озвучена на заседании Совета по правам человека с участием Владимира Путина в декабре.
Защита дома Булошникова
В конце декабря 2018 года стало известно, что мэрия Москвы разрешила высотную застройку на месте дома купца Булошникова по адресу: Большая Никитская, 17, строение 1. Все дома улицы были включены в объединенную охранную зону памятников истории и культуры. Однако особняк Булошникова с 1997 года в эти границы не входит. По новому проекту вместо трехэтажного здания предлагалось возвести такое же, но уже семиэтажное. Поэтому 2019 год начался с громкой градозащитной кампании.
Активисты призывали разработать проект корректировки охранной зоны памятников и включить в нее дом Булошникова. Градозащитники говорили, что после реконструкции дома вся улица больше не будет представлять прежней исторической ценности.
Активисты движения «Архнадзор» организовали пикет на Большой Никитской улице. Также фонд «Внимание» открыл сбор подписей за сохранение здания. Текст обращения уже был заранее составлен, его можно было подписать в том виде, который предложили активисты, или дополнить от себя. За защиту дома Булошникова высказались 20 тысяч человек со всей страны. И в итоге он был спасен от сноса.
Еще по теме: Инструкция для активиста: как защитить исторический дом
Две кампании против системы распознавания лиц
В октябре общественная организация «Роскомсвобода» запустила кампанию с требованием ввести мораторий на использование технологии распознавания лиц. В заявлении говорилось, что это технология двойного назначения, и она должна быть запрещена до тех пор, пока не будет обеспечена полная прозрачность и безопасность их использования для граждан.
В рамках кампании юристы «Роскомсвободы», представляя интересы правозащитницы Алены Поповой, подали первый иск, касающийся технологии распознавания лиц. Они требовали признать незаконным применение системы распознавания лиц. Причиной обращения в суд стал штраф, который Алена Попова получила за участие в одиночном пикете у здания Госдумы. В основе оказалась запись с камеры видеонаблюдения, на которой лицо правозащитницы было выявлено при увеличении изображения в 32 раза.
Еще по теме: Почему правозащитники против системы распознавания лиц?
Был запущен сайт кампании, на котором можно найти всю информацию и новости о системах распознавания лиц. Всем желающим поддержать запрет также предлагали подписать петицию. Однако этого оказалось пока недостаточно, чтобы наложить запрет на систему распознавания лиц. Савеловский суд Москвы отклонил иск Алены Поповой.
Алена Попова также запустила еще одну кампанию против внедрения системы распознавания лиц #nofacialrecognition, в которую входит петиция, дискуссии и четыре предложения по новым законам, которые разрабатываются с юридическим и академическим сообществом по защите приватности.