По итогам 2019 года Россия вошла в число стран с «несвободным Интернетом». Об этом говорится в исследовании Freedom on the Net. Одна из основных причин – изменения законодательства, направленные на ужесточение контроля над Интернетом. Под угрозой оказались все пользователи – теперь можно получить административный протокол за пост о митинге или оказаться иностранным агентом за продажу товаров на онлайн-биржах. Журналист Теплицы Екатерина Ульянова о том, что изменилось в законодательстве в 2019 году и чем нам это грозит.
Закон о фейк-ньюс
В марте Владимир Путин подписал закон о распространении недостоверной информации (фейковых новостей), под действие которого попали как СМИ, так и просто граждане. За публикацию фейк-ньюс нарушителям грозят штрафы от 30 тысяч до полутора миллионов рублей. Закон также предусматривает блокировку ресурса, опубликовавшего фейковую новость. Если медиа незамедлительно не удалит недостоверную информацию, доступ к нему ограничат.
Почему это важно. Изначально были опасения, что закон станет одним из инструментов цензуры, несмотря на то, что 29-я статья Конституции РФ гарантирует свободу информации. Опасения подтвердились после первого случая применения закона. В апреле административный протокол за распространение недостоверной информации составили на Елену Калинину, одну из организаторов несогласованного митинга против строительства мусорного полигона на станции Шиес. Она опубликовала анонс на странице в социальной сети «ВКонтакте» о предстоящем шествии. По версии полицейских, публикуя пост, активистка знала, что власти не согласовали проведение мероприятия, а значит, информация на ее странице недостоверная.
Закон об оскорблении власти
Одновременно с законом о фейковых новостях был подписан еще один документ – об ответственности за оскорбление власти и госсимволов в Интернете. Он касается всех пользователей сети, даже если они просто пишут посты или оставляют комментарии под другими записями. Законопроект предусматривает штрафы и административный арест.
Еще по теме: Порочит – не порочит: как работает закон об ущемлении чести и достоинства в Сети
Почему это важно. Деятели культуры и правозащитники из ассоциаций «Свободное слово», «ПЭН-Москва» и «Санкт-Петербургский ПЕН-клуб» выступили против принятых Госдумой законопроектов о запрете фейковых новостей и оскорбления власти. Авторы обращения отметили, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
«Между тем упомянутые законы устанавливают право чиновника по собственному усмотрению, без следствия и суда, своим единоличным решением под надуманными и произвольными предлогами запрещать распространение любой информации и бессрочно блокировать любые медийные ресурсы в Интернете. При этом блокировка будет осуществляться «незамедлительно», без каких-либо предупреждений и обсуждений», – говорится в обращении.
Закон о социальном предпринимательстве
26 июля 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство понятия социального предпринимательства и социального предприятия. Согласно документу, к социальным предприятиям будут относиться те компании малого и среднего бизнеса, деятельность которых направлена на достижение общественно полезных целей и способствует решению социальных проблем. Правда, его результаты можно будет увидеть не раньше 2020 года, когда будут внесены первые данные в реестр. По закону государство должно предоставлять социальным предприятиям финансовую, имущественную и информационную поддержку. Остаются, впрочем, сомнения, что эта поддержка будет оказана.
Почему это важно. После принятия закона эксперты отметили всплеск интереса к социальному предпринимательству. Например, сообщество юристов PILnet стало получать запросы от некоммерческих организаций, которые хотели бы открыть еще один проект. И заниматься социальным предпринимательством, чтобы получать доход, который будет потрачен на уставные цели. Но юридический аспект был им непонятен.
Также до конца 2020 года будет создан реестр субъектов малого и среднего бизнеса, зарегистрированных как социальные предприниматели. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» запустил на своем сайте онлайн-помощника, который позволит социальным предпринимателям понять, смогут ли они войти в реестр.
Закон об инагентах – физических лицах
2 декабря 2019 года были подписаны поправки к закону «О СМИ», которые позволяют признавать «иностранными агентами» физических лиц. Под действие поправок попали пользователи, распространяющие печатные, аудиовизуальные и другие материалы и при этом получающие зарубежное финансирование. Им придется регистрироваться в Минюсте и делать на публикациях пометку «подготовленная иностранным агентом».
Почему это важно. С одной стороны, под формулировки закона подпадают абсолютно все пользователи Интернета, а не только блогеры или журналисты. Он коснется даже тех, кто продает товары на онлайн-биржах, например, eBay, или же сдает квартиру иностранцам с помощью Airbnb. С другой – принятие закона может привести к еще большему ограничению независимой журналистики в России. В этом уверены десять правозащитных организаций, которые выступили против принятия документа.
«Инициатива российских властей о распространении законодательства об иностранных агентах на физических лиц продолжает курс на удушение свободных и независимых СМИ внутри страны. Она будет иметь серьезные последствия для международного медийного сотрудничества с Россией, ведь любые связи с иностранными СМИ будут чреваты для журналиста получением ярлыка «иностранного агента». Это также станет мощным инструментом подавления оппозиционных голосов», – говорится в заявлении правозащитников.
Закон о доступе к геоданным
В августе президент подписал закон об упрощенном порядке поиска по геолокации пропавших детей. Документ делает возможным использование информации о соединениях мобильного устройства для определения его местоположения. Для использования такой возможности будет необходимо письменное согласие одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, а также мотивированное постановление одного из руководителей органа.
Почему это важно. Предполагалось, что закон упростит и ускорит процедуру поиска пропавшего ребенка. Но представители поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» заявили, что к документу есть ряд вопросов. Одна из проблем заключается в том, что большинство без вести пропавших, в поисках которых необходимо установить местонахождение, – совершеннолетние. В итоге Комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал принять законопроект о поиске совершеннолетних людей по геолокации телефона без решения суда. Однако реакция на этот законопроект тоже оказалась неоднозначной.
«Я считаю, что сотрудники правоохранительных органов должны действовать в рамках судебных процедур. В ином случае это может привести к превышению полномочий, и неизвестно, в каких целях и когда будут запрашиваться эти чувствительные данные. К сожалению, у общества нет контроля над взаимодействиями полиции или других компетентных органов с операторами связи, и поэтому мы никак не можем проверить, для каких целей на самом деле были использованы данные по соответствующим запросам», – сказал «Коммерсанту» Артем Козлюк, руководитель общественной организации «Роскомсвобода».
Закон о дронах
С 27 сентября вступил в силу закон, согласно которому дроны необходимо регистрировать в государственной базе данных. Это касается аппаратов массой от 250 граммов до 30 килограммов. Каждому квадрокоптеру будет присвоен уникальный номер. Также в ноябре Госдума приняла закон, дающий сотрудникам правоохранительных органов право пресекать нахождение беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве в случае угрозы безопасности. Сотрудники МВД, ФСБ, ФСИН, Росгвардии, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны могут подавлять и преобразовывать сигналы дистанционного управления дронов, а также повреждать и уничтожать их.
Почему это важно. Принятые законы усложняют работу гражданским активистам и журналистам. С помощью дронов они в том числе проводят расследования. Коптеры используются, например, когда нужно собрать доказательства, что территорию лесного фонда незаконно захватили и начали на ней стройку. Дрон помогает сделать это относительно безопасно – не надо проникать на закрытую территорию. Также дроны используют для съемок митингов и протестов. Летом 2019 года еще до подписания закона на двух митингах в Москве при помощи электронной пушки сбили два беспилотных летательных аппарата. После же подписания документов дроны оказались под контролем, а правоохранительные органы получили право сбивать аппараты.
Еще по теме: Опыт «ЭкоВахты»: дроны и ГИС против незаконных строек
Постановление о мессенджерах
С 5 мая в России действуют новые правила идентификации пользователей мессенджеров по телефонному номеру. Теперь пользователям необходимо подтвердить, что им принадлежит используемый ими номер телефона. Во время процесса идентификации мессенджер будет направлять сотовому оператору запрос, чтобы узнать, есть ли абонент в базе данных. В том случае, если пользователь разорвал договор со своим мобильным оператором, то должен в течение суток уведомить мессенджер. После этого мессенджер должен в течение 20 минут провести новую идентификацию.
Почему это важно. Уже сейчас практически любой сервис отправки сообщений просит при регистрации указывать номер мобильного телефона. При этом сим-карты в России обязаны продавать только после предъявления паспорта. Эксперты говорят о возможном всплеске незаконной продажи сим-карт, в том числе зарубежных операторов. Но в любом случае стоит помнить, что ваши данные больше не анонимны, если вы пользуетесь мессенджером, сотрудничающим с российскими властями.
Закон о цифровых правах
1 октября вступил в силу закон о цифровых правах. Теперь в Гражданском кодексе РФ есть понятие цифрового права – это электронные данные, которые удостоверяют права на имущество, результаты работ и другие объекты гражданских прав. Регулирует новый закон также использование смарт-контрактов – сделок в цифровой среде. Документ также решил вопрос о легализации сбора и обработки больших данных.
Почему это важно. Стоит отметить, что с принятием закона российское законодательство стало трактовать понятие «цифровые права» очень узко. Теперь данное определение используется только в контексте права на финансовые активы, свободное обладание криптовалютами и их использование. Тогда как в широком смысле цифровые права — набор прав каждого человека на доступ к цифровым медиа и на использование компьютеров, сотовой связи и Интернета для передачи информации.
«Мировое сообщество идет к тому, что признает цифровые права фундаментальным правом человека, расширяя тот список прав, который был заложен Всеобщей декларацией прав человека, Европейской конвенцией», — отметил Саркис Дарбинян, ведущий юрист «Роскомсвободы», руководитель Центра цифровых прав.
Закон о суверенном Интернете
С 1 ноября в России вступила в силу большая часть положений закона о «суверенном Рунете» (90-ФЗ). Он обязывает интернет-провайдеров устанавливать предоставленные Роскомнадзором технические средства, которые позволят ведомству централизованно управлять сетью. Это же оборудование будет использоваться для блокировки запрещенных ресурсов. Предполагается, что закон позволит перейти в режим централизованного управления Рунетом в случае «угроз целостности, устойчивости и безопасности».
Почему это важно. Документ уже назвали законом об «изоляции Рунета». Оснащение точек обмена трафиком контролирующими устройствами похоже на желание контролировать информационный поток, отмечает «Роскомсвобода». «Если управление Интернетом в России сконцентрирует Роскомнадзор, угроз станет больше, а безопасности и устойчивости меньше. Самое главное, что мы не понимаем, каким образом РКН будет влиять на весь импорт и экспорт интернет-трафика», – сказал Саркис Дарбинян, ведущий юрист «Роскомсвободы», руководитель Центра цифровых прав, в интервью «Новой газете».
Закон о предустановленном российском ПО
В ноябре Госдума в третьем чтении приняла закон, согласно которому при продаже смартфонов и других устройств на них будут устанавливать российское программное обеспечение (ПО). По мнению авторов документа, пользователям не надо будет загружать дополнительные мобильные приложения и иные программы. Точный перечень программ должно будет установить правительство. Закон вступит в силу с 1 июля 2020 года.
Почему это важно. По задумке авторов документа, закон должен облегчить пользователям использование гаджетов, а также будет способствовать продвижению российского ПО. Но у экспертов есть опасения, что закон станет частью «цифровых репрессий». С критикой законопроекта выступила Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). А главной жертвой закона называют компанию Apple, так как она не предустанавливает в операционной системе iOS сторонние приложения.