Зачем делать игру
Чтобы реальность не казалась слишком устрашающей, можно говорить о ней в игровом виде. С одной стороны, игры — это эскапизм, с другой — когда они связаны с реальным миром, то могут эффективнее донести сообщение, чем репортажи и видео. В этом смысле игры — предмет искусства: они формулируют и выражают какую-либо идею и вовлекают зрителя в интеракцию. Если привычные форматы материалов надоели, вот для чего пригодится инфотейнмент:
- Повысить осведомленность о социальной проблеме через сторителлинг. Так сделали разработчики игры Bury me, my love про сирийскую беженку. Механика игры основана на переписке героини с мужем, который остался в Сирии и старается дистанционно помочь ей. Игроки выбирают варианты ответа и соответствующие действия, которые определяют исход игры. Bury me, my love основана на реальной истории, рассказанной в Le Monde.
- Передать информацию и научить чему-то в развлекательном жанре. К такому приему часто прибегают образовательные организации: Brilliant.org, компания по интерактивному обучению хард-скиллам, привлекла более 10 млн пользователей. Помимо теоретических знаний, образовательные игры несут и практическое применение, объясняя, как устроена какая-либо проблема и как можно ее решить. В материале про шатдауны мы рассказывали про игры об интернет-цензуре, а в 2020 году «Репортеры без границ» выпустила The Uncensored Library в Minecraft, чтобы пользователи в странах с низким уровнем свободы прессы получили доступ к запрещенным материалам. Расчет организации был на то, что игра доступна повсеместно, в отличие от заблокированных медиа.
- Собрать данные и изучить пользователей. Обычно это опросы или геймифицированные эксперименты, как Sea Hero Quest и Moral Machine. Sea Hero Quest — мобильная игра о деменции, разработанная при участии ученых. Она собирает данные о способностях пространственной навигации — это навык, который теряется на начальных этапах заболевания. Moral Machine — проект ведущих международных университетов, изучающий этику ИИ и беспилотных машин на примере дилеммы вагонетки.
Классическая дилемма вагонетки
- Смоделировать ситуацию и рассказать о возможных сценариях. Такие игры демонстрируют, как развивались события в реальной жизни и какие есть варианты их разрешения. Кроме объяснения, почему происходящее принимает те или иные формы, игры параллельно показывают пользователям, какие альтернативы существуют. Eco моделирует построение цивилизации с учетом развития технологий и рисков для окружающей среды, а в квиз-чат-боте «Карибский кризис. Первые лица.» нужно поставить себя на место Кеннеди или Хрущева и выбирать действия, чтобы избежать ядерной войны.
- Построить и укрепить коммьюнити. Просоциальные игры, в отличие от обычных, редко помогают сформировать сообщество последователей с нуля. Однако обычные игры, не затрагивающие социальные проблемы, могут стать площадкой для выражения позиции различными группами. Члены коммьюнити Animal Crossing, игры-социального симулятора, кастомизировали своих персонажей и организовывали виртуальные протесты в поддержку движения Black Lives Matter. До этого игра стала площадкой для самовыражения протестующих в Гонконге.
Конструкторы
Даже если вы совсем не умеете программировать, сделать хороший продукт вполне реально. У него будет простая графика и несколько базовых типов действий, но и этого уже может быть достаточно. Некоторые популярные игры, как Flappy Bird, Fruit Ninja, Cut the Rope, всевозможные тетрисы, основаны на всего одном действии. Обратите внимание на боты-конструкторы игр в Telegram. «7х7» недавно предоставила доступ к такому боту для СМИ и НКО. А специалисты даже создают сложные многоуровневые игры на платформе Telegram.
«Мы выбрали Telegram, так как в нем было все необходимое для игры — возможность создавать кнопки, подгружать к текстовым описаниям иллюстрации, загружать большие и структурированные наборы действий» — рассказывает Анна Орлова, разработчица «7х7». — «А пользователи могут никуда не уходить из мессенджера».
Вот несколько платформ-конструкторов для создания игр «из коробки»:
- Construct 3 — одна из самых известных платформ для быстрой разработки и обучения. Игры, созданные в Construct 3, запускаются и в браузере, и офлайн. Движок основан на блок-схеме: игра создается путем перетаскивания логических блоков и построения древовидной структуры. Кроме этого, платформа позволяет создавать анимации и экспортировать их в видео.
- GDevelop — кроссплатформенный опенсорс движок, работа с которым строится по принципу визуального программирования. В основе лежит логическая система условие-действие («Если-То»). GDevelop предлагает набор шаблонов для создания игр с различной механикой и возможность добавлять расширения на JavaScript. Интерфейс переведен на русский язык, есть уроки для начинающих.
- Godot Engine — движок для 2D и 3D-игр. Как и GDevelop, основан на перетаскивании логических блоков, определяющих механику игры и поведение персонажей, но скорее подойдет для более продвинутых пользователей. Полностью бесплатный и с открытым исходным кодом, который можно кастомизировать под свои потребности (с оговоркой, что вы знаете, как кодить на С++ / С#). Обширное комьюнити разработчиков и пользователей, подробная документация.
- Roblox — игровая медиаплатформа, на которой можно создавать и публиковать свои игры. Интерфейс создания игр простой, так как основная аудитория Roblox — дети и подростки. Они же и пишут там игры, используя скриптовый язык программирования Lua и получая внутриигровую валюту.
- Stencyl — мультиплатформенная среда разработки с поддержкой, в том числе, HTML5. Интерфейс напоминает Photoshop с уже упоминавшимся принципом перетаскивания блоков. Есть опция интеграции сторонних библиотек и расширений в игры.
- При желании, визуал для игр отдельно выполняется в бесплатных Blender или Figma, а затем векторные изображения экспортируются в конструктор.
А если вы умеете программировать, то написание кода можно частично делегировать новой бесплатной версии Chat GPT — GPT-4o, или таким высокопроизводительным моделям, как Im-a-good-gpt2-chatbot и im-also-a-good-gpt2-chatbot. Также существуют более продвинутые движки, как Unity, с обучающими материалами, в том числе по программированию, и участливым сообществом. Unity предлагает искать единомышленников через их комьюнити, чтобы создать игру. Но это — не конструктор, а среда разработки, для которой желательно знать С#. Можно работать через встроенный инструмент визуального программирования Bolt, который выглядит как интерфейс с соединенными между собой блоками-действиями и блоками-характеристиками, но для этого тоже надо понимать логику программирования.
Что иметь в виду
После того, как вы определитесь, зачем вы хотите сделать игру, возникнут следующие вызовы:
- Сюжет. Этому нужно уделить максимальное внимание: фактически, любой игре предшествует сценарий и понимание, к какому результату мы хотим привести пользователя. Также, важно четко указать, будет ли игра полностью основана на существующем положении вещей (законодательство, случаи из жизни) или только образно напоминать реальность. С идеей, от которой можно оттолкнуться, способен помочь Chat GPT. «Сюжет игры «Первая волна» придумывали, что называется, всем миром: он основан на реальных историях героев наших материалов» — делится Анна Орлова. — Кроме фиксации историй, у игры была важная социальная функция — рассказать об инициативах, помогающих беженцам и эмигрантам, и предложить игрокам поддержать их. Мы хотим, чтобы игрокам было интересно создать уникальную историю для своего персонажа, довести его до финала, в процессе проникнувшись его болью. Вторая игра тоже основана на реальных событиях, у героя есть прототип — учитель из частной школы в Ярославле, которого уволили из-за антивоенных постов и слишком «либерального» стиля преподавания. В июне мы выпустим третью игру — об ограничении доступа к абортам».
- Жанр. Он зависит и от сюжета, и от доступной платформы, но главным образом от вашей фантазии. Игре про цифровую гигиену больше подойдет квиз, а игре про поведение на митингах — стелс-экшн, но неожиданный выбор жанра может подстегнуть интерес.
- Платформа и дистрибуция. Игра будет десктопная или мобильная? Чем пользуется ваша аудитория, iPhone или Android? Игру надо будет скачивать или она будет доступна онлайн? Чтобы ответить на эти вопросы, придется провести аудиторное исследование и посчитать доступные ресурсы.
Допустим, вы решили создать игру про безопасность уехавших. В качестве героя вы выбираете молодого человека, который уехал в Грузию в сентябре 2022 года и периодически наведывается в Россию. По сюжету, он ежедневно сталкивается с выбором стратегии своего поведения, читает тревожные репортажи, пытается менеджерить финансы и противостоит напору начальника, который заставляет его вернуться. Развитие истории будет зависеть от того, какие предложения о работе герой принимал, кому и когда переводил деньги, в какой момент решил проведать близких и тп.
«На разработку первой игры ушло около полугода. Мы представили проект на хакатоне «Интернет без границ», где получили менторство от студии Noesis Games. А написать код предложил программист из НКО Access Now. — говорит Анна Орлова. — В игре получилось 120 возможных ходов и 22 варианта концовок. Ко второй игре мы набили руку и сбавили обороты, в ней всего 88 ходов и семь концовок, ее мы сделали за два месяца. В разработке участвовало несколько человек: я отвечала за сюжеты, создание иллюстраций с помощью нейросетей и механику. Программисты собрали для нас админку, в которой можно было создавать новые ветки игры, изменять характеристики персонажей, движение сюжета и концовки в зависимости от ответов пользователя. Также над игрой работали редактор, корректор и SMM, технический специалист, который решал вопросы с серверами, а команда волонтеров Noesis Games и хакатона тестировали игру».
Разработка игр — один из самых сложных разделов программирования. Готовые конструкторы тоже предполагают понимание логики геймплея и проработанного сюжета, поэтому не будьте требовательны к себе. Главное — чтобы игра решала поставленную задачу.