Цензура, бедность и права человека: что влияет на технооптимизм

Два мира будущего: один мрачный и технологичный, другой солнечный и нетехнологичный

Почему развитие технологий вызывает оптимизм в одних странах и недобрые предчувствия в других.

Эволюция искусственного интеллекта обостряет споры о том, насколько широко высокие технологии применимы в обычной жизни. Опросы Всемирного исследования ценностей показывают, что люди хоть и видят бытовое удобство технологий, но не готовы признавать свою зависимость от них. Мы в «‎Теплице» решили выяснить, какие страны можно назвать технооптимистами, а какие — технопессимистами, и что это говорит об обществе. В материале мы используем понятие коэффициента корреляции — это показатель взаимосвязи между выборками. Чем он ближе к 1, тем выше связь. -1 означает отрицательную связь (чем выше один, тем ниже другой). Так, между согласием людей на государственную слежку за обществом и верой в благие перемены благодаря технологиям есть положительная связь. Детали и выводы — ниже. 

Развитость технологий не означает хорошее отношение к ним

На первый взгляд, нелогично, что развитые технологии не вызывают у граждан теплых чувств: наука и техника напрямую связаны с ростом благосостояния. В странах-лидерах по технологическому развитию или индексу инноваций, то есть таких, которые делают высокотехнологичные продукты, вкладывают в R&D, создают благоприятные условия для бизнеса и тд., все остальное, как правило, тоже на высоком уровне. Самыми инновационными в 2022 году были Швейцария, США, Швеция, Великобритания, Нидерланды. Эти экономики занимают топ места также по ВВП на душу населения, гражданским правам, в них низкий уровень коррупции. Но на вопрос «‎Как вы относитесь к тому, что грядущие перемены приведут к росту важности технологий», в среднем 57,6% опрошенных из развитых* экономик ответили «‎хорошо». Для сравнения, в развивающихся такой ответ дали 73,6%. Одно из возможных объяснений — люди скептично настроены к технологическому прогрессу, так как видят в этом угрозу рабочим местам, опасаются за сохранение приватности личной жизни и тд. А в развивающихся странах технологии выглядят скорее как способ упростить жизнь и улучшить благосостояние.  

Тем не менее, доля технооптимистов во всех странах перевешивает долю технопессимистов. Только в 7 странах из 64 меньше 50% опрошенных ответили, что технологизированность будущего — это хорошо. В России 74% респондентов положительно оценивают такие перемены, еще 13,7% не имеют ничего против. Негативно к ним относятся 8,7%, остальные затруднились с ответом.  

*Развитые – страны с высоким уровнем дохода, развивающиеся – со средне-высоким, средним и низким.

Акцент на технологиях — благо

Несмотря на разделившиеся мнения по поводу технологизированности будущего, многие соглашаются, что наука и технологии делают жизнь комфортнее, а мир — лучше. Особенно горячо в это верят в Бангладеше, Вьетнаме и Китае —  в среднем 93,6% выбрали ответы от «скорее да» до «‎абсолютно точно да». Страны Латинской Америки меньше остальных наблюдают пользу от технологий: В Колумбии, Эквадоре, Боливии и Чили 26,4% респондентов ответили «‎скорее нет» или «‎абсолютно точно нет». В этом же регионе наибольшее число согласных с тем, что мы слишком сильно полагаемся на технологии и недостаточно — на веру: в среднем 68% в Пуэрто-Рико, Перу, Колумбии, Боливии, Никарагуа. Впрочем, во всех странах в среднем 49,7% согласны с этим утверждением, и технологии едва не уступают религии.

Если религию и технологии можно представить как конкурентов, то права человека и прогресс не вызывают противоречий: свободные общества развиваются лучше несвободных. Несмотря на это, в государствах, соблюдающих права человека, процент критически настроенных к технологиям жителей выше. 

80,3% россиян полагают, что технологии скорее улучшают мир и делают жизнь здоровее и проще. Тех, кто думает, что мы недостаточно полагаемся на веру по сравнению с технологиями, меньше, чем в среднем по миру: 43,5%.

Доверие окружающим — доверие технологиям

Чем больше людей верят в то, что мир становится лучше благодаря технологиям, тем больше они они готовы доверять окружающим. В Китае, Нидерландах и Новой Зеландии в среднем 82% респондентов оптимистично смотрят на технологии, и более 57% в каждой стране считают, что люди заслуживают доверия. Кроме этого, жители технологически развитых стран меньше ожидают подвоха от окружающих, чем жители развивающихся: корреляция между индексом инноваций и готовностью доверять большинству людей равна 0,68. В среднем же, везде доля недоверчивых превышает долю доверчивых в три раза. А технооптимисты подавляют технопессимистов перевесом в 10 раз.

Также, граждане менее настороженно относятся друг к другу, если у них есть возможность онлайн-участия в политическом процессе. Например, создавать и подписывать петиции, коммуницировать с представителями власти, иметь доступ к открытым данным о работе правительства. При этом, связь между правами человека и межличностным доверием сравнительно невысокая, 0,31. Конечно, формальное наличие электронного правительства и платформ для петиций еще не означает, что они реально работают. 

В России 74% уверены, что с людьми нужно проявлять осторожность — это средний уровень по миру. Но индекс участия в онлайн-политическом процессе выше, чем в среднем по миру — 0,6.

Слежка и цензура ходят вместе

В среднем 40% респондентов во всех странах выступают за или скорее за правительственную слежку. Под правительственной слежкой понимается право государства собирать информацию о гражданах без их ведома, устанавливать камеры наблюдения в общественных местах и мониторить любую информацию, которой люди обмениваются в интернете, в том числе имейлы. Между тем, камеры вызывают меньше отторжения, чем онлайн и офлайн-сбор информации: с их существованием готовы мириться 60% всех опрошенных. А вот со слежкой в интернете — менее 30%. 

В экономически развитых странах уровень согласия со слежкой выше, чем в развивающихся. В Австралии и Новой Зеландии 47% опрошенных не против слежки, а в Украине и Турции — 23,4%. В то же время, в развитых странах люди больше доверяют госслужбам, и законодательство по защите данных там прогрессивнее. Самые ярые противники государственной слежки за обществом живут в юго-восточном- и восточноевропейском регионах — в Польше, Словении, Чехии, Хорватии, Словакии. В этих же странах уровень недоверия правительству — один из самых высоких. 

Наличие цензуры в интернете соответствует одобрению государственной слежки: корреляция между показателями — 0,53. В среднем 67% опрошенных в Мьянме, Китае, Пакистане считают, что власти имеют на это право.

В России, где уровень интернет-цензуры в 2023 году достиг 9 баллов (при минимуме в 1, как в Черногории и максимуме в 11, как в Иране), 71% выступают против интернет-слежки — аналогично уровню Сербии и Бразилии.

Выводы

Собрали основные результаты исследования списком.

Страны, в которых больше всего людей считают, что:

  1. Правительство имеет право собирать данные о гражданах без их ведома, устанавливать камеры наблюдения в общественных местах и следить за информацией в интернете: Мьянма, Таджикистан, Филиппины. 
  2. Правительство НЕ имеет право делать это: Польша, Греция, Словения.
  3. Техноориентированность будущего — это позитивный тренд: Мьянма, Ливия, Китай.
  4. Техноориентированность будущего — это негативный тренд: Колумбия, Пуэрто-Рико, Тайланд. 
  5. Мир лучше благодаря технологиям, и технологии делают нашу жизнь проще и здоровее: Бангладеш, Вьетнам, Китай.
  6. Мир хуже из-за технологий, и они не делают нашу жизнь более комфортной: Колумбия, Эквадор, Боливия.
  7. Мы слишком полагаемся на науку и недостаточно на веру: Пуэрто-Рико, Перу, Бангладеш.

Страны, в которых самый высокий уровень:

  1. Интернет-цензуры: Китай, Мьянма, Иран, Куба, Россия. (Данных по Северной Корее нет).
  2. Свободы интернета: Чехия, Эстония, Швейцария, Коста-Рика, Черногория, Намибия, Словакия.
  3. Онлайн-участия граждан в политическом процессе: Япония, Австралия, Эстония, Сингапур, Нидерланды.

Источники

  1. Surveillance Camera Statistics: Which City has the Most CCTV Cameras? 
  2. World Values Survey (WVS) — Online Data Analysis
  3. Data Center — E-Government Index
  4. Global Rankings for Digital Skills | Wiley Gap Index 
  5. Internet Censorship 2023: A Global Map of Internet Restrictions — Comparitech 
  6. Countries | Freedom House
  7. Data Protection Laws of the World
  8. Innovation index by country, around the world | TheGlobalEconomy.com 
  9. World Economic Outlook Database — Groups and Aggregates
  10. New World Bank country classifications by income level: 2022-2023  
  11. Global Trustworthiness Monitor 2021 

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.