Вебкам-активизм. Новосибирские феминистки сделали проект против сексуализированной эксплуатации

Изображение: Unsplash
Изображение: Unsplash

Притворяясь сутенерами, они рассказывают о торговле людьми и других опасностях

Коммерческая сексуализированная эксплуатация женщин — это не только вовлечение в проституцию и порнографию, но и множество других форм, например вебкам-индустрия. Активистки из Новосибирской области запустили сайт несуществующего вебкам-агентства, на котором женщин информируют об опасностях этой «работы» и предлагают помощь. О том, как устроена инициатива и как удалось запустить первый в России подобный проект, — в статье Теплицы.

Травма секс-индустрии

«Высокооплачиваемая работа для девушек от 18 лет без опыта», «брачные агентства», «массажные салоны» — под такими предлогами вебкам-студии ищут и привлекают в «бизнес» новых участниц. Женщины переходят на вакансии и попадают на сайты, где им обещают высокую зарплату, удобный график и «безобидные» обязанности. Правда, обещания не становятся реальностью: сексуализированная эксплуатация негативно влияет на физическое и психическое состояние пострадавшей. Именно о том, что на самом деле скрывается за вовлекающими преимуществами вебкама, рассказывает проект «Эвридика», создавший сайт, притворяющийся лендингом вебкам-студии.

Участницы «Эвридики» сами сталкивались с последствиями занятости в секс-индустрии, в том числе вебкаме, поэтому решили вместе с другими активистками помогать людям, пережившим подобный опыт.

«Эвридика» — ‌низовое феминистское объединение против торговли людьми с целью сексуализированной эксплуатации. Проект не зарегистрирован как НКО, хотя единственный в Новосибирской области занимается этой проблемой. Инициатива появилась в 2019 году как результат проекта «Предотвращение торговли людьми в России» фонда «Безопасный дом». Сперва активистки планировали проводить просветительские лекции по профилактике вовлечения в траффикинг среди молодежи.

«В Новосибирске и области и в соседних крупных городах нет организаций, которые помогают женщинам без детей, нет шелтеров и кризисных центров для женщин. Мы же не считали, что секс-индустрия — это свободный выбор, поэтому мы хотели помочь людям, которые сталкиваются с отчуждением, осуждением и одиночеством. Причем даже специалисты не всегда информированы о природе сексуализированной эксплуатации», — рассказывает координаторка инициативы Геля Бессмертная.

Первые обращения стали приходить через сарафанное радио и группу «ВКонтакте», и команда переключилась на сопровождение пострадавших. Сейчас в «Эвридике» состоят 10 участниц, большинство из них живут в Новосибирской области. После начала войны в Украине активистки стали работать из разных городов и стран, но по-прежнему ведут просветительскую работу и адресную помощь в родном регионе. Средства для помощи активистки ищут самостоятельно — в основном получают из грантов более крупных организаций, а также ведут криптовалютный сбор.

«Лучше не давай никому повода тебя искать»

В 2022 году инициатива участвовала в мастерской Кризисного центра для женщин ИНГО и дизайн-бюро «Верстак», и именно там участницы придумали концепцию проекта, который копирует методы вовлечения вебкам-студий для информирования женщин.

«Скорее всего, такая идея приходила в голову кому-то еще, но в России это единственный подобный проект. Я знаю, что за границей полиция и активисты используют приемы самих вербовщиков, чтобы им противостоять, но проектов по имитации действий сутенеров я еще не встречала», — объясняет Бессмертная.

Главная страница сайта проекта

Чтобы сайт проекта выглядел «естественно», участницы «Эвридики» проанализировали десяток сайтов реальных вебкам-студий. У них они переняли жанр теста — этот прием часто используют сутенеры, чтобы мотивировать девушек оставить свои контактные данные в конце квиза. Но в «Эвридике» вопросы и ответы аккуратно наводят посетительниц на мысли о неприглядных сторонах работы — однако не прямолинейно, чтобы не отпугнуть.

Подготовив весь контент для сайта, команда решила искать специалисто*к для реализации через платформу «IT-волонтер». Прежде всего требовалась помощь дизайнер*ки и верстальщи*цы. Всего над проектом работали три специалистки-волонтерки.

Со второй волонтеркой у команды был неудачный опыт сотрудничества: не получилось понять друг друга и воплотить задумку проекта. Третьей дизайнеркой была Светлана Усова, перед которой стояла задача «соединить» логически и визуально разные по характеру «вебкамную» часть сайта и информационную, где используется стилистика самого проекта. Изначальный концепт сайта Усова переработала.

Финальную верстку делала другая айти-волонтерка, София Черепанова из Новосибирска, которая знала о проекте и сразу откликнулась на задачу. «Идея произвела на меня впечатление и показалась не просто важной, но и необычной, тем более для нашего региона. Когда я читала статьи и новости „Эвридики“ в соцсетях, возникали мысли: „Почему я не знала про все это раньше? Такие ситуации происходят не где-то далеко, а у нас рядом…“ Поэтому я отозвалась на задачу сверстать сайт на платформе. Верстка — как раз тот навык, в котором я искала практику», — рассказывает Черепанова.

Верстку на Tilda пришлось выбрать из-за особенностей дизайна, и хотя координаторы знали, что российской платформой пользоваться не стоит, все равно решили рискнуть. Пока Tilda не блокирует проект.

Всего проект стоил 96 865 рублей, команда получила их по гранту. Правда, средств на дистрибуцию уже не осталось, поэтому команда продвигала сайт своими силами — через агрегаторы вебкам-студий, Telegram-каналы и группы с вакансиями в регионе, соцсети и даже Tinder. Так же, как обычно поступают сутенеры. Участницы создавали профили в Tinder с описанием их «студии» и давали ссылки девушкам, поставившим ответный лайк.

Участницы самостоятельно настроили контекстную рекламу в Google, из-за чего, правда, сайт ненадолго заблокировали. «Мне пришлось общаться с техподдержкой Google, и сначала я думала, что нас заблокировали за тематику, но оказалось, нет. Они блокировали рекламу, если она оплачена из иной страны, нежели регион целевой аудитории, и еще если содержание рекламы расходится с содержимым сайта. Мы же оплачивали рекламу с иностранной карты, потому что с российской уже было нельзя. Так что я написала в поддержку с описанием проекта и деятельности инициативы, и нас очень быстро разблокировали. Правда, из Google кликов было мало, несмотря на приличное количество показов», — рассказывает Бессмертная.

Сейчас сайт каждый день посещают несколько человек, а всего набралось 650 человек, большинство которых прошли тест до конца и узнали о том, как получить помощь.

Особенности IT-помощи пострадавшим от насилия

Одна из проблем заключается в том, что в разработке стриминговых платформ, сайтов студий, рекламе участвуют множество программисто*к, которые, по сути, соучаствуют в торговле людьми. Эти разработчи*цы и и другие специалист*ки, как правило, не информированы о том, что такое траффикинг и насколько серьезная эта проблема.

Из-за высокой конкуренции на IT-рынке специалисты выбирают заказы, за которые им предлагают высокие гонорары, не вдаваясь в суть работы. Вебкам-индустрия может предложить высокую оплату — деньги идут владельцам напрямую, налогов такие «компании» обычно не платят. Формально вебкам — это серая зона закона; нелегальным он не считается, но и легальным тоже. При этом чем больше людей знают о проблеме торговли людьми, тем меньше из них соглашаются брать подобные заказы.

На платформе «IT-волонтер» можно создавать и искать задачи по дизайну, разработке, тестированию, копирайтингу — и в том числе помогать проектам, борющимся с насилием. Для волонтеров это возможность погрузиться в активистскую проблематику, больше узнать о социальных проблемах и помочь гражданскому обществу.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.