Артивизмом принято считать направление современного искусства, в котором художники и художницы выражают свои идеи протеста или гражданского неповиновения. Подробно об артивизме Теплица писала здесь. Если вкратце, то артивизм рождается на стыке протеста и арта, когда выражение гражданских чувств методом «выхода ногами на улицу» становится невозможным или слишком опасным и протест уходит в искусство. Одновременно искусство само уходит из галерей на улицы. В этом месте и рождается артивизм.
Марина Солнцева из онлайн-лаборатории арт-активистских проектов artivism & solidarity собрала и прокомментировала самые запоминающиеся* акции протестного искусства в 2022 году.
* В России арт-акции часто пресекаются силовиками на этапе подготовки, и за антивоенные высказывания художники и художницы получают реальные сроки. Если получается хотя бы начать акцию арт-протеста — это уже много, сама попытка получает огласку. Например, группа «Явъ» попыталась создать в Петербурге граффити «Goolag. Как выбраться?», но художников задержали, как только они прибыли на место. В соцсетях можно найти лишь макет акции, но история с задержанием сделала эту работу популярной и запоминающейся.
Бэнкси в Украине
Наверное, самым нашумевшим арт-высказыванием за этот год стали семь граффити Бэнкси в Киеве, Ирпене, Горенке и Бородянке. Особенно после того, как британский художник сам подтвердил, что посетил Украину. Как известно, Бэнкси — псевдоним, под которым стал известен анонимный мастер стрит-арта, левый политический активист и режиссер-документалист. В книге «Wall and Piece» («Кусок стены») Бэнкси говорит о главных требованиях, зашифрованных в его граффити: мир, справедливость и свобода. Сами работы Бэнкси не комментирует.
Граффити в Украине он тоже оставил без пояснений, но сопроводил видеорядом:
- старик, купающийся в ванне;
- женщина в халате, с бигуди и надетым на лицо противогазом, а также огнетушителем в руке;
- юная гимнастка с лентой над проломом в доме;
- юная гимнастка делает стойку на руках на обломках бетонных плит;
- мальчик и девочка качаются на качелях в противотанковой рогатке на Майдане;
- ракетная установка c буквой Z, но вместо ракеты — пенис;
- схватка двух дзюдоистов: мальчик побеждает, взрослый спортсмен падает.
В завершение Бэнкси добавил надпись «In solidarity with the people of Ukraine», а видео заканчивается как бы самоиронией — прохожий мужчина ругается на граффити Бэнкси: «Я бы за это выбил все зубы и поломал ноги».
Улица и дополненная реальность
Художник Philippenzo сделал в Волгограде граффити «ГипноZ»: месмеризирующего вида глаз испускает Z-образные лучи на фоне «белого шума» помех в заглушенном сигнале медиапространства.
Участники арт-группы «Явъ» тоже создают граффити на улицах городов. Так, например, художники сделали в Берлине работу-скороговорку «Эмигрировали, эмигрировали, да не выэмигрировали» (Gleimstraße 55). Символично то, что арт на тему эмиграции выполнен на остатках Берлинской стены.
Иногда у художников нет возможности физически посетить какую-то локацию, и тогда артивисты пользуются методами дополненной реальности. Так, в ответ на блокировку телеканала «Дождь» арт-группа «Явъ» опубликовала в Риге работу «Совок» (Smilšu iela 3): добавила изображение огромного совка на улицах Риги в мобильном приложении Hunter, а также в Google Panoramas.
Иногда арт-работа получает поддержку города
В той же Риге напротив посольства России появился огромный плакат с изображением «настоящего лица Путина». Художник Кришс Салманис создал плакат для оформления обложки журнала Ir от 3 марта, а впоследствии плакат с лицом Путина разместили на здании Музея медицины имени Паула Страдыня. На нем изображен президент РФ на красном фоне; нижняя часть его лица похожа на череп, найденный в захоронении.
Иногда автор уличных работ — сам город
На улицах Берлина то и дело появляются надписи «Das ist (nicht) unser Krieg» — «Это (не) наша война». При этом слово nicht — «не» — то закрашивают, то дописывают, а то и вовсе закрашивают надписи целиком, но они появляются снова. Это пример того, как набирает обороты уличный дискурс о том, чья же война. Создатели надписей хранят анонимность, но такие надписи появляются в разных местах Берлина, вводя антивоенную повестку в набор городских дискурсов.
Иногда протестные арт-работы появляются и вовсе не на улицах
Артивизм — не всегда именно уличная акция. Из-за опасности преследования протест уходит в социальные медиа, но от этого высказывания не становятся менее слышимыми, а иногда распространяются быстрее и звучат громче. Пример артивизма в соцсетях — антивоенный комикс «Некрасивая вселенная ШКЯ» с вирусными картинками.
Артивизм — не обязательно осмысление реальности
Иногда художники и художницы и вовсе работают не с реальными событиями, а с областью снов и фантазий. Anonymous_dreams_22 — документальный проект, в котором создатели проекта собирают сны украинцев и россиян после 24 февраля 2022 года. Это не обязательно кошмары: создатели проекта исследуют, как во снах присутствуют «нормальная жизнь» и бытовые детали. Все истории используются в проекте анонимно; каждый человек может поделиться своим сном через специальную форму.
Иногда артивизм — это сторителлинг
Украинская художница Olga Wilson рисует людей и животных, погибших в ходе военных действий, и рассказывает о них истории. Сама художница говорит о себе: «Я хочу поделиться своими „военными заметками“, сделанными по рисункам. У нас есть только один дом — наша планета. Мы должны сохранить его в безопасности. Лучшее решение для войны — никогда не начинать ее».
Артивизм может связывать художественное и документальное
Скульпторы Юля Батырова и Марат Мухаметов из @jb.ceramics сделали бюст некоего диктатора под названием «Русский мир» — из реальных лиц. Скульпторы брали фотографии из фоторепортажей «Медузы» с изображением 500 человек, которые пострадали во время войны в Украине, и лепили по ним лицо скульптуры. Эта акция — пример того, как важна реальная документация событий. Реальные — пусть и анонимизированные — лица превращаются в мощный художественный жест.
Пикеты как арт-высказывание
Артивизм по форме бывает намного ближе к акции протеста, чем к искусству, но, попадая в общий контекст, создает сильное смысловое высказывание, которое сложно игнорировать. Маргарита Мурахтаева — дочь погибшей нижегородской журналистки Ирины Славиной, совершившей самосожжение в 2020 году. Во вторую годовщину самосожжения Мурахтаева вышла на место ее гибели с плакатом, на котором было написано: «Моя мама бы сказала: „Путин, иди к черту со своей войной“. Но Путин убил ее раньше».
Артивизм и участие
Акция «Женщины в черном» от Феминистского антивоенного сопротивления — пример того, как работают децентрализованные акции сразу в нескольких городах. Как подробно рассказывала Теплица, у ФАС много активистских проектных групп, команд, ячеек, и для них очень дороги эти децентрализованность и независимость. «Женщины в черном» — пример того, как любая женщина может стать частью Сопротивления и присоединиться к акции, надев черное и взяв в руки белые цветы.
Антивоенный арт может быть совершенно любым: от постов в соцсетях до AR и музыки, но так или иначе это все примеры гражданского участия, активизма и художественного высказывания.