В поисках истины: что делать, если обвиняют в фейке

Правозащитные организации, помогающие при обвинении в «распространении ложной информации» Изображение: Unsplash.

Новые статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях расширились, теперь под понятие «фейков» могут попасть все больше материалов и высказываний. Куда и как обращаться за юридической помощью и адвокатской защитой, если вы попали под одну из этих статей — в материале Теплицы.

В чем могут обвинить

За пост или публичное высказывание можно оказаться привлеченным по следующим новым статьям:

  • ст. 207.3 УК РФ — устанавливает ответственность за публичное распространение «заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил РФ». Если физическое лицо распространяет такую информацию, это ставит его под угрозу уголовного преследования. Юридическим лицам в этом случае грозит административная ответственность;
  • ст. 20.3.3 КоАП РФ — предусматривает наказание за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ, в том числе призывы к несогласованным публичным мероприятиям. А согласно ст. 280.3 УК РФ за те же действия могут привлечь к уголовной ответственности (если они повлекли за собой серьезные последствия: причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка);
  • ст. 20.3.4 КоАП РФ — подразумевает наказание за призывы к введению санкций против России, граждан РФ или российских юридических лиц. В случае повторного нарушения в течение года человеку будет грозить уже уголовная ответственность по статье ст. 284.2 УК РФ

Куда обращаться в случае обвинения

Возможно получить обвинение за распространение ложной информации онлайн или офлайн. 

  • Если ваше обвинение приурочено к протестным акциям или вас задержали за что-либо, совершенное офлайн, то вас могут поддержать адвокаты ОВД-Инфо

В основном к представителям проекта обращаются осужденные за публичные действия, то есть по статье 20.3.3. Как рассказывают юристы ОВД-Инфо, по этой статье уже заведены дела против более 400 человек по всей России. Среди них есть те, кто привлечен за призыв на митинг, за рисунки и надписи, которые истолкованы как антивоенные.

Случаи разнообразные. Двух человек привлекли за то, что на плакате было восемь звездочек, которые расшифровали как «нет войне», других — за плакаты «Свобода, правда, мир» и «Фашизм не пройдет». А 17-летнюю девочку, которая приехала в Москву на олимпиаду по литературе, — за цитату из романа Ремарка «На западном фронте без перемен» на рюкзаке.

Дмитрий Пискунов,

юрист ОВД-Инфо

Пока ситуация складывается так, что суды не ставят под сомнение позицию полицейских, которые увидели в чем-то дискредитацию Вооруженных сил, рассказывает Дмитрий Пискунов. Реальная экспертиза лингвистов и историков не проводится и выносится решение об ответственности за совершенное административное правонарушение. Штраф, который получают привлекаемые по ст. 20.3.3, — от 30 до 50 тысяч рублей.

Стратегии по защите, которая отличалась бы от привлечения по другим административных делам, нет, считают юристы ОВД-Инфо. Аргументация перед судом редко приводит к тому, что дело прекращают. Единственное, за что можно «зацепиться», — это формальные нарушения, которые были допущены полицейскими. И тут большую роль играют юристы — ваши защитники в суде. Они могут заметить ошибки, которые бывают в протоколах, а любые противоречия в этих документах могут стать поводом для прекращения дела.

Если по каким-то причинам ОВД-Инфо не могут предоставить вам юриста, вам помогут их инструкции по самостоятельной защите в суде.

Для обращения за помощью в ОВД-Инфо напишите в Telegram-бот организации @OvdInfoBot или заполните заявку.

  • Если вас обвиняют в распространении ложной информации в Интернете, то в этом случае вас могут поддержать адвокаты Роскомсвободы или «Сетевых свобод».

В проект «Сетевые свободы» обратились уже восемь человек, обвиненных в фейках — распространении заведомо ложной информации. И количество таких дел, по словам юристов, увеличивается с каждым днем. При этом предсказать, какой пост повлечет обвинение, становится все сложнее. К тому же, в отличие от административной ответственности за фейки о коронавирусе (которые волновали общественность в 2020 году), в случае с новыми статьями вы можете быть привлечены к уголовной.

По словам адвоката Станислава Селезнева, состав статьи у привлеченных в последнее время за фейки не соответствует составу преступления. Например, почти во всех случаях привлекаемые не являются авторами постов: они распространяли информацию со ссылкой на источник либо делали репост, прямо выражая сомнения в его достоверности. В подобных публикациях нет состава преступления: если первоисточник указан достоверно и если гражданин указал на то, что лишь делится мнением, правоприменители должны предъявлять обвинения именно автору первоначального текста, а не тому, кто на него ссылается. Практика, к сожалению, пока складывается иначе: Следственный комитет приходит к тому, кто просто окажется ближе.

Важны также критерии по установлению достоверности информации, которыми будет пользоваться Следственный комитет в ходе каждого конкретного дела, объясняет Станислав. Сейчас основой для возбуждения дела является несоответствие критериям, обозначенным Роскомнадзором. Хотя по факту этот орган не имеет полномочий по установлению достоверности. 

Выходит, непонятно, как определять, действительно ли признанная ложной информация именно таковой и является. По факту, фейком считается все, что не соответствует официальному источнику информации. Например, представители Минобороны заявили, что в спецоперации на Украине не участвуют солдаты срочной службы. Если кто-то написал обратное — это фейк, даже если предъявлены и обнародованы доказательства.

Я считаю крайне противоречивым сам состав «фейковых» правонарушений и преступлений. Практика показывает, что есть объективная возможность прекращения возбужденных по этим статьям дел. Так, в прошлом уже прекращено уголовное дело о фейке с правом на реабилитацию за отсутствием состава преступления. Прекращены многие десятки административных дел: обвиняемые доказывали, что не были авторами высказываний и что указывали ссылку на источник информации. Однако будет ли все это возможно при текущем положении дел, предсказать трудно.

Станислав Селезнев,

адвокат проекта «Сетевые свободы»

Чтобы обратиться за поддержкой к юристам «Сетевых свобод», отправьте заявку через специальную форму на сайте или обратитесь на горячую линию проекта в Telegram — @NFP_Hotline.

Для получения помощи адвокатов «Роскомсвободы» напишите на [email protected].