Что вы знаете об угрозах в Интернете? Уверен, что немало. Вот некоторые из бед, которые грозят честному пользователю социальных сетей.
- Кража личности. Злоумышленник собирает большой объем информации об объекте (в том числе из соцсетей), а потом представляется этим человеком. Скажем, для получения финансовой помощи, проникновения в чужую сеть или нанесения репутационного ущерба.
- Доксинг — обнародование персональной информации о человеке, для того чтобы натравить на него врагов. Например, группа неонацистов публикует домашний адрес, место работы и телефон правозащитника, оказывающего помощь беженцам. Авторы публикации призывают других радикалов к насильственным действиям.
- Сталкинг — преследование онлайн. Например, гомофоб может изматывать своим «вниманием» ЛГБТ-активиста. Он следит за его действиями в социальной сети, отправляет запросы на «дружбу» с разных фейковых аккаунтов, пишет в личку гадости и угрозы, причем как самому объекту преследования, так и его друзьям/подругам.
Жертвами злоумышленников бывают и отдельные пользователи соцсетей, и целые организации. Но раньше ни разу на моей памяти российскую НКО не атаковали из-за компьютерной игры. Сегодня расскажу как раз о таком случае.
Игра в «рабов»
Приложение с говорящим названием «Рабы» появилось «ВКонтакте» в марте 2021 года. Пользователи могли быть «рабовладельцами» и, собственно, «рабами». В «рабство» вел нехитрый путь: достаточно было пройти по ссылке, присланной другим пользователем, и установить приложение. Каждый «раб» имел стоимость. В качестве валюты использовались игровые токены (которые, впрочем, выглядели, как рубли).
«Раб» должен был автоматически «трудиться», повышать свою стоимость и создавать прибыль «хозяину». Хороший, дорогой «раб» мог приносить тысячу виртуальных рублей в минуту. Конечно, «рабов» можно было покупать и продавать (при этом они росли в цене).
А еще «хозяин» мог сделать так, чтобы «раба» никто не мог выкупить. Для этого нужно было приобрести временные «оковы». Правда, виртуальных денег «закованный раб» приносил меньше. Заработать дополнительные виртуальные рубли можно было, просматривая рекламу. А вот вывести эти токены было нельзя. Победитель довольствовался местом в топе и виртуальным призом. В первые же недели игра стала мегапопулярной.
Опасность игры
Как может простенькая бессюжетная игра «Рабы» намертво удерживать подростка у экрана? Это желание почувствовать себя могущественным, или выплеск накопившейся агрессии?
Координаторка программ фонда «Безопасный дом» Вероника Антимоник объясняет, что в подростковом возрасте формируются ключевые представления о мире, в том числе морально-этические ценности. Этот период отличается сильными переживаниями. Вообще, дети и подростки очень чувствительны к любым проявлениям неравенства, несправедливости.
По ее мнению, если в окружении человека с детства (в семье, школе, обществе) достаточно много примеров злоупотребления властью и насилия, то ребенок усваивает представление «кто сильный, тот и решает».
В такой обстановке растет интерес к агрессивным и насильственным способам получения власти, в том числе в виде игры.
Игра — это вариант адаптации к жизни в несправедливом мире. А как известно, игра не только форма выражения эмоций, но и репетиция поведения. Так или иначе, подобное поведение может воспроизводиться и вне игры. Именно в этом состоит опасность игр, содержащих деструктивные модели, считает Вероника Антимоник.
Рабство в наши дни
Неужели в 2021 году существует рабство? Да, сегодня в мире больше 40 миллионов человек — жертвы торговли людьми. Больше 70% — женщины и девочки. Самая распространенная форма торговли людьми — сексуальная эксплуатация. За ней следует принудительный труд.
Вопреки сложившемуся из-за киноиндустрии стереотипу, люди сравнительно редко попадают в рабство после похищения. Гораздо чаще преступники пользуются уязвимым положением своих жертв, в частности, бедностью. Людей заманивают обещаниями лучшей жизни и предложениями работы. Случается, родители продают детей, например, чтобы заплатить долг. Ежегодная прибыль от торговли людьми составляет 150 млрд долларов. Этот бизнес на втором месте после торговли наркотиками.
В России противодействием торговле людьми занимается команда фонда «Безопасный дом». Некоммерческая организация работает с 2009 года, зарегистрирована в 2013 году.
Наша команда относится к играм типа «Рабов» однозначно негативно. Мы считаем недопустимым любые насильственные действия, даже в игровой форме. Такие игры неэтичны и небезопасны. Они нормализуют, романтизируют и пропагандируют торговлю людьми и эксплуатацию, то есть преступления.
По мнению эксперта, проблемы недооцениваются, свидетельства пострадавших игнорируются и обесцениваются, вина преступников отрицается или преуменьшается. Все это негативно влияет на общую атмосферу в обществе. И значительно снижает возможности борьбы с этими явлениями. Возможности преступников, напротив, растут. Получаются благоприятные условия для того, чтобы преступлений в этой сфере становилось больше.
Поэтому команда фонда «Безопасный дом» поддержала решение администрации социальной сети о закрытии игры, хотя сами сотрудники не призывали к этому. А еще специалисты фонда понимали, что, к сожалению, закрытие игры никак не повлияет на причины ее популярности. И ее место может быть быстро занято чем-то похожим.
Конец игры
Утром 31 марта 2021 года игра «Рабы» закрылась. Вместо нее пользователи «ВКонтакте» увидели серьезное сообщение о проблеме торговли людьми. С большой кнопкой «Отпустить всех рабов». Следующая картинка призывала поддержать мир без рабства, рассказывала о фонде «Безопасный дом», а ссылка вела на страницу фонда «ВКонтакте».
Не довольные объяснением разработчиков, пользователи стали строить свои догадки на тему, почему закрылась игра. Лично мне наиболее правдоподобной версией кажется закрытие из-за потока жалоб на спамный характер ее распространения. Те люди, которые не собирались играть, но переходили по ссылке и оказывались «в рабстве», выражали свое возмущение. К этим жалобам следует добавить негативную позицию тех людей, которые видели в игре некрасивую спекуляцию на тяжелой социальной проблеме.
Но разочарованные и обозленные фанаты «Рабов» атаковали фонд «Безопасный дом». Они посчитали именно его виновником закрытия любимой игры, хотя фонд ничего подобного не делал.
Атака на фонд
Атака выглядела не скоординированной, но масштабной. Вечером 31 марта команда фонда сообщила о нескольких сотнях тысяч сообщений и комментариев с оскорблениями и угрозами. Первой пострадала страница фонда «ВКонтакте» — на нее обрушились тысячи комментариев. Очень быстро толпа обнаружила и атаковала другие каналы связи: телефон, электронную почту, мессенджеры, Youtube, сайт и форму для пожертвований. Разъяренные «рабовладельцы» непрерывно звонили, отправляли сообщения, пытались зайти с номером телефона фонда во всевозможные сервисы и подписать этот номер на всяческие услуги. Работа команды была фактически парализована.
Нам важно, чтобы наши пространства в Интернете были по возможности безопасными для всех, кто туда приходит. Поэтому первым делом мы сосредоточили все свои силы на очистке общедоступных мест (стены в «ВКонтакте», видео в Youtube) от комментариев с оскорблениями и угрозами.
Часть комментариев была удалена вручную, часть с помощью фильтров, настроенных на распознавание нецензурной лексики, оскорблений и ключевых слов. Но входящие сообщения приходили в разы быстрее, чем сотрудники фонда успевали с ними бороться. На какое-то время команда была вынуждена вообще отключить возможность комментирования (там, где это было возможно). Остальные места они продолжили регулярно проверять и чистить. Также на некоторое время пришлось закрыть личные комментарии страницы. Некоторые фанаты предлагали фонду пожертвовать деньги в обмен на возвращение любимой забавы.
Команда фонда постаралась составить «портрет атакующего» по открытым источникам. По словам сотрудников, больше половины комментаторов оказались несовершеннолетними. В этой группе мальчиков было немного больше, чем девочек. Возраст примерно 30% атакующих находился в диапазоне 18-21 год. Среди совершеннолетних фанатов число мужчин более чем вдвое превышало число женщин. Многие сообщения содержали особо жестокие описания угроз и насильственных действий, что, увы, распространено в интернет-пространстве.
Выводы после атаки
На второй день атаки интенсивность уменьшилась, и далее наблюдался спад. Через несколько дней работа фонда практически вошла в привычный режим. Хотя отголоски в виде отдельных сообщений звучат и на момент публикации статьи.
- В атаке отсутствовал проработанный план, она была не скоординирована, хаотична. В этом смысле атака напоминала доксинг, где роль «спускового крючка» для разгоряченной толпы играет единственная публикация.
- Атака имела лавинообразный характер: началась внезапно, очень быстро нарастала и сравнительно быстро угасла.
- В отличие от большинства атак, где можно определить «главного злодея» и его умысел, здесь не было ни того, ни другого.
- Помимо описанных минусов у атаки были и неожиданные позитивные последствия для фонда. Это широкое информирование общества о проблеме современного рабства, рост внимания к работе фонда со стороны пользователей, увеличение числа подписчиков и даже «дополнительные» пожертвования.
- Разработчики игры и администрация «ВКонтакте» шли на диалог, а последние даже помогали «разгребать завалы». Это внушает сдержанный оптимизм.
- Сотрудникам фонда в основном хватило собственных ресурсов для решения ситуации. Однако если бы атака имела более продолжительный характер, «наложилась» по времени на какую-либо нагруженную рабочую задачу (к примеру, проведение конференции) или перешла в офлайн (порча имущества, непосредственный риск для жизни и здоровья сотрудников фонда и их близких), понадобились бы более серьезные силы для противодействия. Такие как привлечение ресурсов дружественных НКО и обращение в правоохранительные органы, при всем скептическом отношении к этому шагу.
- Нет причин, по которой жертвой подобной атаки принципиально не могла бы стать любая НКО, редакция СМИ, группа активистов.
Вместо постскриптума
Из комментариев в Youtube и «ВКонтакте» (орфография и пунктуация сохранены):
- «Жалко я токо узнал хотел друга зделать рабом но не получилось»
- «Я купила свою мать в рабы»
- «Скорее пожалуйста я без рабства жить не могу»
- «Ну лан, что нибудь новое хайпанет»