Одна из нашумевших новостей месяца – предложение Министерства экономики отменить право на тайну переписки, тайну телефонных разговоров и врачебную тайну. Сделать это предлагают в качестве эксперимента для развития инновационных государственных проектов. Но эксперты боятся, что это станет опасным прецедентом.
Редакция Теплицы выбрала главные сюжеты июля 2020 года, которые повлияли на жизнь гражданского общества и некоммерческих организаций.
Без права тайны переписки
Министерство экономики предложило в качестве эксперимента отменить право на тайну переписки, тайну телефонных разговоров и врачебную тайну, сообщил в июле «Коммерсант». Такие меры нужны, чтобы протестировать технологии искусственного интеллекта (ИИ) и больших данных в рамках двух экспериментальных правовых режимов.
Например, отменить врачебную тайну предлагается для проекта «Национальной базы медицинских знаний» (НБМЗ) и фонда «Иннопрактика». Проект предполагает использование ИИ для поддержки принятия врачебных решений при диагностировании заболеваний, мониторинге состояния пациентов, при назначении лечения. Авторы законопроекта считают, что действующее регулирование тормозит инновации.
Законопроект вызвал резкую критику у юристов и общественных деятелей. «Документом по сути предлагается отменить тайну связи и защиту персональных данных в угоду проведения некоего эксперимента с цифровыми инновациями, да еще ввести упрощенный порядок ограничения конституционных прав граждан на тайну связи и неприкосновенность частной жизни через «программу экспериментального правового режима», которая не является федеральным законом», – считает медиаюрист РосКомСвободы и Центра цифровых прав, адвокат Екатерина Абашина.
Подземная слежка
В июле стало известно, что Московский метрополитен потратит 1,4 миллиарда рублей на оснащение четверти всех вагонов камерами с системой распознавания лиц. Журналисты русской службы «Би-би-си» сообщили об этом со ссылкой на сайт госзакупок. Согласно данным, Московский метрополитен объявил тендер на закупку видеокамер и специального программного обеспечения.
В каждом вагоне планируется установить восемь камер, умеющих различать лица. В итоге до конца 2020 года камеры установят в 1,5 тысячи вагонов. При этом журналисты также выяснили, что пол, возраст, уровень дохода, социальный статус и даже номер телефона пассажира в подземке уже сейчас можно узнать благодаря системе персональных коммуникаций.
Также в июле правозащитная группа «Агора» представила доклад «Пандемия слежки», в котором специалисты рассказали о методах слежения за гражданами во время пандемии коронавируса. Автор доклада – правовой аналитик «Агоры» Дамир Гайнутдинов. По его словам, введение карантина послужило катализатором развития всех видов слежения, однако прежде всего – цифровых технологий. Он также отмечает, что в будущем, при «чрезвычайных» обстоятельствах, которыми отныне может быть объявлено все, что угодно, накопленный во время карантина опыт и ресурсы позволят «быстро развернуть плотное наблюдение и дифференцировать граждан по объему прав и свобод».
Путь к «новой этике»
В июле в русскоязычном сегменте Twitter действующие и бывшие сотрудницы СМИ делились историями о том, как они подверглись сексуальному и эмоциональному насилию на рабочем месте. Обвинения прозвучали в адрес сотрудников Сбербанка, телеканала «Дождь» и самиздата «Батенька, да вы трансформер». Эта волна стала продолжением акций #яНеБоюсьСказать и #MeToo.
Рассказанные истории вызвали много противоречивых обсуждений в социальных сетях. Часть комментаторов отметили, что сейчас происходит формирование «новой этики», когда многое из того, что было нормой, больше ею не является. Звучала и другая точка зрения, что сами этические нормы не изменились, просто сейчас о нарушениях границ и злоупотреблениях начали говорить вслух.
Для того чтобы бороться с харассментом и абьюзом, некоторые редакции объявили о том, что они работают над созданием соответствующих внутренних регламентов. Например, такой документ уже появился в «Новой газете». Коллектив издания подчеркнул, что придерживается принципа нулевой толерантности к сексуальным домогательствам и психологическому насилию.
Если вы также хотите составить собственный регламент по борьбе с домогательствами, предлагаем воспользоваться инструкцией и шаблоном Теплицы.
Ящики в законе
В июле сотрудники благотворительных организаций обсудили Проект приказа Минюста об отчетах НКО. Документ предусматривает, что организации, использующие ящик для сбора пожертвований, обязаны публиковать отчет каждый квартал по каждому ящику. Поскольку деньги из таких ящиков могут извлекать раз в год, представители фондов предложили публиковать эту отчетность также ежегодно. Приказ также требует отчитываться по каждому ящику. По мнению НКО, удобнее всего включать в отчетность общую сумму пожертвований, накопленную во всех ящиках. Предложения благотворительных организаций были направлены в Министерство юстиции.
Также в июле в третьем чтении был принят закон, который снимет ограничения использования целевых капиталов благотворительными организациями. Согласно документу, на пожертвования, формирующие или пополняющие целевой капитал, больше не будет распространяться правило 80%. То есть организация не будет обязана в течение года потратить 80% таких пожертвований на благотворительные цели.
Еще одна законодательная новость июля, которая коснется НКО. Комиссия правительства по законопроектной деятельности поддержала проект о введении административной ответственности за участие в деятельности нежелательной НКО за рубежом. Чиновники считают, что такой документ нужен, потому что россияне часто проходят за границей тренинги, в том числе по организации массовых беспорядков и несанкционированных политических акций. При этом законодательного запрета на участие в деятельности нежелательных организаций за пределами территории страны нет. Не ясно также, каким образом выявлять нарушения нового запрета за пределами России.
Без PayPal
C 31 июля платежная система PayPal прекратила осуществлять внутренние переводы по России. Это случилось из-за изменений в законе «О национальной платежной системе», согласно которым платежным сервисам запрещается передавать информацию о переводах по России за рубеж.
Российские пользователи системы могут продолжать отправлять средства за границу или получать деньги из-за рубежа. При этом отказ от внутренних переводов повлияет на благотворительные фонды. Например, по словам директора Фонда помощи хосписам «Вера» Анны Скоробогатовой, в последнее время почти три четверти транзакций, сделанных с помощью PayPal, были в рублях, внутри страны. В том числе это были рекуррентные платежи.
При этом изменения в законодательстве не единственная причина отказа от внутренних транзакций. В 2019 году прибыль PayPal по внутрироссийским операциям составила всего 4%. Вероятно, это происходит из-за того, что российским пользователям проще делать внутренние переводы с помощью интернет-эквайринга.
Пример важности интернет-эквайринга для благотворительных фондов – новый релиз плагина для сбора пожертвований «Лейка», который был выпущен в июле. Основное нововведение версии 3.11 – возможность подключить эквайринг от «Сбербанка» с рекордно низкой комиссией. Спонсором интеграции стал благотворительный фонд «Закят».
Уцелевшие в пандемию
В июле в России были сняты многие ограничительные меры, которые были введены из-за пандемии коронавируса. В разных регионах снова открылись кафе, парки и фитнес-клубы. При этом ситуация по всему миру остается напряженной, и пандемия не отступает. На момент написания статьи число подтвержденных случаев заражения коронавирусом в России превысило 839,9 тысячи (плюс 5482 за сутки). А в мире число зараженных коронавирусной инфекцией превысило 16,81 миллиона человек. В Испании снова вводят ограничения в связи с ростом новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. Похожая ситуация происходит и в Индии.
В России пока не идет речь о возвращении режима самоизоляции. Дистанционное обучение в школах вводить не будут, учебный год начнется 1 сентября в обычном формате. Несмотря на это, некоммерческие организации находятся в сложной ситуации. Привычные для многих летние мероприятия, во время которых фонды привлекают новых сторонников, были отменены. Командам НКО из-за этого пришлось искать новые форматы.
Еще одно последствие пандемии – рост числа безработных. Из-за экономических проблем люди переводят меньше денег в фонды и отписываются от регулярных пожертвований. По данным исследования благотворительного фонда развития филантропии «КАФ», у большинства НКО сократился объем пожертвований, но, несмотря на это, они довольно стойко пережили период самоизоляции и практически не сократили программную деятельность. Половина опрошенных «КАФ» организаций даже запускают новые программы и проекты.
А какие события июля вы считаете самыми важными? Поделитесь в комментариях.