Опыт «ЭкоВахты»: дроны и ГИС против незаконных строек

Александр Савельев, на которого сейчас возбуждено уголовное дело, рассказывает про свои расследования.

Территорию лесного фонда незаконно захватили и начали на ней стройку? С помощью ГИС это легко увидеть. А чтобы получить доказательства, можно запустить дрон и провести съемку. Это относительно безопасно – не надо проникать на закрытую территорию. Как технологии помогают решать экологические проблемы, журналисту Теплицы Екатерина Ульяновой рассказал Александр Савельев, активист правозащитной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу«. 

Слежка за заповедниками

С помощью геоинформационных систем (ГИС) в одном проекте можно объединить разные пространственные объекты: административно-территориальные границы, границы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), кадастровые данные, данные лесоустройства, космоснимки. 

Раньше для этого приходилось использовать только отдельные электронные или бумажные документы со всеми данными. ГИС помогает увидеть пересечения, наложения в разных слоях друг на друга и более глубоко и оперативно провести анализ ситуации. Александр Савельев приводит в пример заповедник «Утриш». Это ценная территория в Краснодарском крае. Можжевельник, фисташка, уникальные ландшафты – это все про «Утриш». Еще эта территория у многих на слуху после того, как в 2008 году фонд «Дар» (он стал известен благодаря фильму Алексея Навального «Он вам не Димон») собирался строить черноморскую резиденцию для Дмитрия Медведева. 

Экоактивисты следят за заповедником «Утриш» с помощью карт.

Тогда строительство удалось остановить. Противостояние доходило до физической блокады строительства. «Утриш» удалось спасти, но экологические активисты продолжают внимательно отслеживать ситуацию. Например, «Экологическая вахта» по Северному Кавказу разрабатывает в том числе и для этих целей геоинформационную систему. Один слой наносится на нее по координатам из постановления о создании заповедника, а второй – с публичной кадастровой карты. При этом оба источника официальные.

Пожары и захваты территорий

С помощью ГИС можно мониторить пожары. Этим занимается «Гринпис» и другие региональные организации. Например, открытый проект Карта пожаров создан для обнаружения и распознавания возможных очагов пожаров и пожароопасных ситуаций на территории России. С помощью сервиса можно просматривать отдельные «горячие точки» пожаров и их группы. А также визуализировать статистику пожаров по регионам России, обновляющуюся каждые сутки.

Также с помощью ГИС сотрудники «Гринпис» сделали карту малонарушенных лесов планеты. Специалисты могут использовать ее для изучения и сохранения дикой природы. С помощью карты специалисты выяснили, что эти леса деградируют со скоростью 205 квадратных километров в день. А к 2050 году в 14 странах такие леса исчезнут совсем, если их сокращение не остановить. 

https://www.youtube.com/watch?v=LKqDuEOvtIU
Еще несколько примеров того, как «Гринпис» использует в своей работе ГИС.

ГИС помогает анализировать изменения территорий с течением времени и следить за захватами ценных участков – особо охраняемых территорий, береговых зон, лесных массивов. В качестве примера Александр Савельев советует сравнить два скриншота из приложения GoogleEarth. На первом можно увидеть лес и заброшенные виноградники. Это снимок 2014 года. 

Снимок GoogleEarth 2014 года.

Если переместить ползунок на 2018 год, сразу понятно, что территория изменилась. Началась стройка и процесс восстановления виноградников, появились четкие дороги. Если обратиться к публичной кадастровой карте и к лесным картам, то можно узнать, что это территория лесного фонда. Категорию этих земель изменили, но на момент начала строительства и последующие несколько лет все окрестности, кроме виноградников, оставались лесом. 

Снимок GoogleEarth 2018 года.

Незаконные объекты 

GoogleEarth помогает увидеть изменения. Но узнать подробности с помощью сервиса нельзя – приходится открывать кадастр, заказывать выписки из земельного реестра. Александр Савельев объясняет, что упростить этот путь настолько, чтобы все было ясно с первого взгляда, сложно, но вполне возможно.

«ЭкоВахта» создает ГИС по участкам водных объектов, которые незаконно поставлены на кадастровый учет и отданы в аренду или в собственность. В России это делать запрещено. По фактам, обнаруженным в ГИС, подаются обращения в контролирующие органы: прокуратуру, Росреестр, в Министерство природных ресурсов. Александр Савельев говорит, что эти органы, как правило, становятся на сторону активистов, и начинаются процессы снятия с кадастрового учета этих участков.

Часть реки Ясени в Ейском районе Краснодарского края на публичной кадастровой карте.

Например, на скриншоте с публичной кадастровой карты видно, что в собственность ОАО «Родина» был отдан кусок реки Ясени в Ейском районе Краснодарского края. Кадастровый инженер посчитал эту территорию землями сельскохозяйственного назначения. С помощью ГИС можно, не выходя из дома, убедиться, что это именно территория реки. На этом основании было составлено обращение в Ейскую межрайонную прокуратуру, которая признала факт передачи куска реки в собственность и потребовала признать сделку недействительной. 

Кроме того, информацию о контролирующих и надзорных органах можно дополнительно подключать как базу данных. Можно создавать и автоматизированные системы, которые помогут активистам работать с этими данными.

Полет на дроне

Александр Савельев уверен, что дрон – это незаменимая вещь в экологическом активизме. В качестве примера он приводит фотографию, снятую обычным зеркальным фотоаппаратом с рук. Кадр был сделан во время съемок фильма-расследования «Как Витька Хрестин вез Геленджик в дом инвалидов». Это картина про мэра Геленджика, который занимал свой пост больше десяти лет.

Фотография сделана во время съемок фильма-расследования. Фото предоставлено А. Савельевым.

На фото – надпись на крыше дома, который был построен на территории зеленой зоны. Стройку можно было остановить, а дом снести. Но мэр города сначала дал возможность дом достроить, а затем и распродать квартиры на вторичном рынке. Cредства дольщиков там не привлекались. И только тогда суд Геленджика признал дом самостроем и обязал собственников квартир этот дом снести. 

«На баннере написано «В.В. Путин! Останови произвол мэра Хрестина». Просто Путин часто летает здесь на вертолете, у него под Геленджиком в лесу резиденция. Там летать я не рискую. Но вся эта история понятна только после объяснений. Эту надпись практически невозможно снять с рук, а вертолета и незаконной дачи под Геленджиком у меня нет. Зато у меня есть дрон. И кадр, сделанный с его помощью, попал в фильм, который мы снимали. В отличие от непонятной без дополнительных объяснений фотографии». Александр Савельев 

Та же надпись, но уже снятая на дрон. Фото предоставлено А. Савельевым.

Дрон позволяет точнее понять, о чем рассказывает закадровый голос или спикер, внимательно рассмотреть объект съемки. И сделать кадры более красивыми, учитывая возможности разных пролетов и подлетов. Такая картинка интересна зрителю. А вот смотреть на плакат, который не помещается в кадр целиком, не интересно никому.

Съемки и избиения

Использование дрона может быть безопасней для экологического активиста, чем традиционная съемка с рук. Александр Савельев снова возвращается к истории с виноградниками и землями лесного фонда, которую уже приводил как пример использования GoogleEarth. Застройкой этой территории занимается бизнес-партнер друга Владимира Путина. Один из традиционных методов работы «ЭкоВахты» – проникновение на объект. Так и было в случае с данной территорией. 

«Это был лесной фонд, который просто самовольно захватили люди, поставили заборы, вырыли котлованы, купили в Греции церковь и привезли ее морем. После того как мы все отсняли и вернулись из Геленджика в Краснодар, на нас напали трое с перцовыми баллончиками. Координатора «ЭкоВахты» Андрея Рудомаху серьезно избили. Месяц пролежал в больнице. Заведено уголовное дело, но, естественно, с декабря 2017 года никого найти не удалось. Нет даже подозреваемых». Александр Савельев

Материал активисты смогли сохранить. Флеш-карты были вынуты из фотоаппаратов за несколько минут до нападения. Но если активист физически пойман на объекте, могут произойти разные ситуации. Дрон же позволяет снимать оперативно, качественно, наглядно и относительно безопасно. Никто не гарантирует, что вас не поймают. Но шансы быть избитым все же ниже.

Снимок территории в селе Прасковеевка. Фото предоставлено А. Савельевым.

«Также с помощью дрона я отснял территорию, которую, по слухам, захватили те же самые друзья Владимира Путина. Так говорят местные жители. Это село Прасковеевка. Я спокойно облетел эту территорию. Отснял объекты, которые пешком снять мы ну никак не могли. Если бы мы не сели пообедать рядом с объектом, наверное, полиция нас не застала бы, и мне не пришлось убегать из машины с дроном на ходу. Но это скорее специфика нашей организации, нежели правило. Нам так веселее. Никто не мешает вам быстро отснять и сбежать». Александр Савельев

Обход ногами 

Применение технологий в экоактивизме не исключает использование традиционных методов работы. Невозможно при помощи дрона выяснить, что на этой территории вырубили, например, краснокнижный можжевельник. Но это зависит от степени способности оценивать риски. Не все объекты безнаказанно можно обходить ногами. 

При этом дроны могут сэкономить время по сравнению с обычными методами проникновения на объект. DJI устройства пишут GPS-трек полета. Если обойти участок сложно и долго, с помощью трека можно определить длину забора или чего-то еще. Это занимает гораздо меньше времени и сил.

«В Краснодаре родственники высокопоставленного чиновника захватили берег реки Кубани. У них там ресторан, а берег они просто взяли и огородили забором. Его прекрасно видно на съемке. Обходить этот объект безопасно – никто на вас скорее всего не нападет. Но делать это трудоемко. Можно объехать объект на машине за 10 минут. Этого же времени вполне достаточно, чтобы запустить дрон и успеть отснять материал на новостной сюжет». Александр Савельев

Справка

Александр Савельев является активистом «Экологической вахты по Северному Кавказу». В конце июля 2019 года против него возбудили уголовное дело о сотрудничестве с нежелательной организацией. 30 июля обыски прошли в офисе «ЭкоВахты», в доме Александра Савельева, а также активистов Леонида и Марины Запрудиных. В октябре 2019 года Краснодарский краевой суд обнаружил нарушения, допущенные при выдаче разрешения на обыск в помещении «ЭкоВахты», и постановил пересмотреть этот вопрос.

Еще по теме

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.