До боли знакомая ситуация: школьник учится «потому что надо», поступает, куда хватило баллов «на бюджет», а потом идет работать по профессии, которая ему совершенно не интересна. Этот сценарий повторяется в масштабах всей страны. В чем проблема современной системы образования и как технологии помогут их решить – об этом журналист Теплицы Юлия Каленкова поговорила с экспертами благотворительного фонда «Айкью Опшн».
«Для нашего фонда самая острая проблема – доступность современного образования в селах и малых городах. В Москве и Петербурге рынок образования – как основного, так и дополнительного – достаточно развит, тут высокая конкуренция заставляет поднимать качество услуг, – рассказывает Роман Белых, методист-координатор проекта «Мой первый код» в благотворительном фонде «Айкью Опшн». – А тем временем в селе с единственной школой наблюдается монополизация рынка. Если, конечно, эта школа вообще работает. В любом случае, от стагнации эту ситуацию не спасут декреты Министерства образования и строгий контроль ЕГЭ».
Благотворительный фонд «Айкью Опшн» («Возможность интеллекта») – негосударственная некоммерческая организация, созданная в Санкт-Петербурге для развития IT-образования школьников РФ. Его миссия – создать условия для доступного образования и оказать содействие в получении знаний в сфере современных информационных технологий.
Усугубляет застой, по словам эксперта, выраженная разница в миросистемных перспективах у учителей из крупного города и села. Особенно остро ее подчеркивают попытки профориентации. В сельских школах в качестве ориентира для будущей профессии всегда берется набор рабочих специальностей ближайшего сельскохозяйственного предприятия.
А профессии event-менеджера, пиарщика или тестировщика не рассматриваются, хотя программистом или блогером можно работать из любой точки мира с хорошим интернет-соединением. «Поэтому в своих проектах мы отчасти стараемся развить школьных учителей. Мы предлагаем им максимально современные методические материалы, чтобы в небольших школах состоялись лучшие в мире уроки», – отмечает Роман Белых.
Еще по теме: О чем думают ваши дети: школьники о выборе профессии и отношениях с родителями
Кроме того, одной из главных проблем современного образования педагоги, участвующие в проектах БФ «Айкью Опшн», назвали его статичность. Четкий план на год, который нельзя нарушать, ограниченность в ресурсах и материалах, абсолютное неприятие новых идей и технологий – все это делает обучение системным, но неинтересным и быстро устаревающим. Гибкость оказывается непозволительной роскошью для учителей, оставаясь необходимым условием жизни молодого поколения. С этим связана и другая проблема: нет видимой, осознанной ценности школьных знаний для детей.
Школьники не понимают, для чего им учить русский язык и математику, биологию и географию в средних классах. Современное поколение очень практично и ориентировано на настоящий момент. Цель «хорошо сдать ЕГЭ» становится актуальной только в старших классах, как и «поступить в хороший вуз». Поэтому рассказывать о профессиях нужно постоянно, интересно. Да, предпочтения будут меняться, но именно это и должно сформировать широкий кругозор и богатый багаж знаний по всем предметам.
По мнению учителей, тогда не будет 11-классников, которые хотят поступить туда, где они просто могут пройти «на бюджет» по баллам. Ведь если работа родителей не нравится, сложно найти путь: перед глазами нет примера, как строить карьеру, а о предпочтениях в профессии к концу школы достаточно смутные представления.
Что поможет современному образованию?
«Я бы сделал упор не на «железо», а на социальные технологии. Было бы здорово научиться эффективно общаться между собой, – говорит Роман Белых. – Сейчас практически отсутствуют диалоги между учениками и авторами учебников, между учителями и авторами образовательных программ. Существуют способы организации проектной деятельности, такие как Agile, которые значительно оживили бы будни школьных учителей и сделали бы представление администрации о выполняемых педагогами задачах более реалистичным. Их особенность в том, что большое внимание уделяется общению между заказчиками, исполнителями и конечными потребителями».
Начать, по мнению специалиста, нужно с простого: просить учеников дать обратную связь – какие иллюстрации непонятны, что на уроке было самым интересным, а что – скучным. «Затем систематизировать ответы и отправить авторам пособий – к концу недели в школе уже электронные учебники с исправленным материалом», – рассуждает Роман Белых.
Такую же схему, по его мнению, нужно установить между учителями и комитетами по образованию: «Еженедельные опросы и сборы отчетов не будут обременительны, если их результаты будут очевидно воплощаться в жизнь в ближайшем будущем. Раз в пару недель можно устраивать ретроспективы и обсуждать психологический комфорт в коллективе. Технически все это уже возможно, но изменить уставы и устои получится еще не скоро», – резюмирует эксперт.
Сейчас безумная инерционность системы одобренных сверху рабочих программ не позволяет учителям подстраивать свои уроки под актуальные тренды. Огромное количество отчетов съедает время без видимого результата. Приказной тон администраторов и привязка зарплаты к формальным показателям подталкивает к фальсификации отчетов. Система формирует привычку учителей к подчинению и превозмоганию трансцендентных сложностей. Такое же отношение они транслируют своим ученикам. Учителя делают вид, что исполняют программу министерства, ученики делают вид, что учатся. Роман Белых
Отчасти ситуацию могут исправить энтузиазм и гибкость молодых педагогов. Однако заинтересовать их карьерными или финансовыми перспективами в современной системе образования практически нереально. Ситуацию усложняют и ограничения со стороны властей: например, контент-фильтр Ростелекома блокирует не только Википедию, но и YouTube. Инициативным учителям приходится скачивать информацию и делиться ею с учениками по крупицам.
Еще один путь развития – сочетание программ школьного и дополнительного образования. Педагоги, согласно этой концепции, будут работать в двух направлениях: «предметники» учить и готовить к экзаменам, а «тьюторы» – организовывать внеурочную активность и помогать в выборе профессии, поиске призвания.
Платформы и сервисы для интерактивного обучения
- Flipgrid – платформа для социального обучения, которую используют более 20 миллионов образовательных учреждений и семей в 180 странах мира. Сервис позволяет ученикам и преподавателям записывать видеоответы от 15 до 90 секунд, в том числе и на основе большого количества шаблонов. Можно организовать обмен проектами, выступлениями или обсуждение урока.
- Plickers – технология интерактивного тестирования. В ее основе мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. На вопрос теста ученики выбирают правильный вариант и поднимают карточку с QR-кодом. Ответы сканируются в режиме реального времени, для считывания используется технология дополненной реальности. Результаты сохраняются в базу данных и доступны онлайн.
- Kahoot – это сервис для создания викторин, тестов и дидактических игр. С его помощью можно создать тест, опрос, учебную игру или устроить марафон знаний. Приложение работает как в настольной версии, так и на смартфонах. Интерактивный формат позволяет школьникам следить за ходом игры. Подробнее о том, как работает Kahoot, читайте здесь.