«Кружок»: Нас интересует, в какое будущее верят люди

Преподаватели "Кружка" проводят школу журналистики в селе Сардаял. Фото предоставлено проектом (автор Лиза Кочергина).

Как дизайнеры ездят по маленьким городам, вместе с школьниками создают сайты и развивают сообщества

Технологии открывают равный доступ к образованию. Дети и подростки из любого региона могут зайти в Интернет и получить доступ к одним и тем же ресурсам. Но есть ли в этом смысл без понимания, зачем вообще нужно развиваться и узнавать новое? Просто научить программированию недостаточно, работа с проблемой свободного развития личности вопрос более многогранный. В этом уверены созда­те­ли обра­зо­ва­тель­но­го проекта «Кру­жок» Сергей Нугаев и Александр Патлух. Они рассказали журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой, почему важно в первую очередь создавать сообщества, а не просто делиться знаниями.

– Что изменилось после старта проекта? 

Сергей Нугаев: На заре «Кружка», два года назад, мы стартовали в Воткинске с учебной программой, аккумулирующей практически все наши наработки. За неделю хотели провести экскурс в технологии с совсем разных сторон – и веб-разработка, и язык python в minecraft, и работа с платами. Программа случилась, но мы сразу поняли, что это совсем не профориентация и не снятие барьеров перед технологиями. Студенты радовались победам, но чрезмерная насыщенность вносила сумбур в понимание общей картины.

Уже через месяц в Вязьме оставили фокус только на создании сайтов. И в течение нескольких поездок вытачивали программу. В итоге за неделю подростки создают сайт места, в котором живут. Начиная с идей, о чем рассказывать, студенты приходят к задаче использовать код и новые знания, чтобы сделать из своей истории страницу сайта. Помимо кодинга, они придумывают фабулу проекта, составляют прототип повествования, пишут тексты, отдают на редакцию, подбирают фото и видео, стыкуют это с дизайном. То есть подростки проходят шаги создания сайта, пробуют себя во всех ролях – это и есть подлинное раскрытие карты процессов, где проще найти (или не найти) себя.

Такой формат окончательно сложился в селе Глазок через полгода существования проекта. Глазок стал первым селом на нашем пути, и в тот момент мы ответили на отправной вопрос образовательного тура – получится ли там, где почти ничего нет, и нужно ли? Получится, нужно.

– Как проект меняет ситуацию с образованием в регионах? Следите ли вы за тем, что происходит после вашего приезда? 

Александр Патлух: Дальнейшая поддержка студентов – наша точка роста. Мы прорабатываем несколько идей. Сейчас у нас есть чат выпускников. Там они делятся успехами и рассказывают друг другу о событиях в своих городах, селах, деревнях. Сообщество разновозрастное, поэтому младшие часто задают вопросы старшим, например, про ЕГЭ или поступление в вузы. За этим интересно наблюдать, подсказывать что-то. Если говорить про мотивацию, то выпускники показывают в чате свой код, идеи или просто рассказывают, что сделали. Это мотивирует остальных. 

Сейчас мы готовим первую версию личного кабинета для студента «Кружка». Это должно стать новым витком в нашей работе по дальнейшей поддержке выпускников и привлечению тех ребят, куда мы доехать не смогли или не сможем.

– Расскажите о ваших наблюдениях, есть ли различия в уровне подготовки школьников из небольших городов и крупных? 

Сергей Нугаев: Мы приезжаем в места только по приглашению. Нас зовут неравнодушные местные жители, активисты, учителя. Поэтому мы приезжаем туда, где уже есть что-то особенное: движение, желание. Благодаря этому подростки и дети там впитывают хорошее, если не про знания, то про жизнь и ее восприятие. И мы сами не исследуем срезы по баллам ЕГЭ у местных, нас интересует другое, близкое к настоящему, чем живут люди, о чем мечтают и в какое будущее верят.

Но эти примеры не «благодаря», а «вопреки». Сказать про системное качество образования в регионах не получается, этого нет, все исключительно завязано на людях. 

Еще надо понимать, что такое «регион»? Школьный класс и сам контекст в 50-тысячном Гусь-Хрустальном отличаются от того же в деревне на границе республики Марий Эл. Это две разные сущности, хотя, вроде, «регионы». Обе точки я благополучными не назову, но в городе есть возможность получить культурный досуг – пойти к репетитору, в секцию, на курсы, взять прямой билет в другой город. В селе и деревне же люди отрезаны, получают еще меньше денег, зависят от себя. Это смещает досуг в сторону быта и хозяйства, а мечты о карьере, признании, профессии – в сторону моногородка по соседству.

Но если говорить про соотношение талантливых, увлеченных, способных, оно одинаково везде. Например, наши занятия не предполагают начальных знаний, и результатов достигают и ребята из лицея в Новороссийске, и школьники из села Большая Коча, посреди тайги, в 300 км от Перми.

– Вы сейчас расширяете форматы, например, с вашей помощью ребята записали альбом. Почему вы решили добавить новые форматы работы с учениками? Что еще в планах?

Сергей Нугаев: Мы получаем много заявок из разных мест с просьбой приехать. При этом после первого года поездок поняли, что создание сайтов – это просто один из возможных предлогов, вокруг которого можно построить общение. Я повторю главную мысль, что наше дело, в первую очередь, про общение, обмен, создание связей, развитие и возможности.

С другой стороны, мы получаем отклик не только из регионов, но и с разных сторон привычного круга общения. Люди не только разделяют наши ценности, но и готовы делиться своим опытом, временем, предлагают помощь. С теми, кто уже не раз проявил себя в своем деле, мы придумываем и новые учебные программы. Так, в 2019 году появились программы по астрономии, музыке, архитектуре и урбанистике, журналистике. В будущем мы расширим спектр, постараемся сделать это более ярко и явно.

Мы сделали уже 16 выездных школ, и это хорошо. Они дают импульс, объединяют, вдохновляют. Но это нельзя назвать регулярным действием. И нас часто спрашивают, вы тоже уже спросили, – приехали, уехали, что дальше? Повторю за Сашей, главный вопрос на следующий год – поддержка тех, с кем уже общались, и возможности для тех, к кому доехать не можем. Это большая и очень сложная задача, особенно в условиях некоммерческого проекта. Если вы захотите встать рядом и помочь нам справиться, мы делаем регулярный краудфандинг на грядущие цели.

– Вы говорили, что вам одним сложно охватить географию всей России. Думаете ли вы о масштабировании?

Александр Патлух: Запуск «отделения» проекта в классическом его понимании маловероятно, но возможно. Скорее в этом направлении все будет происходить так же, как сейчас уже происходит с новыми направлениями. С нами знакомятся люди, готовые проводить недельные школы на безвозмездной основе, мы присматриваемся к ним, проверяем, на одной ли мы волне. После этого мы начинаем прорабатывать и адаптировать программу под конкретных людей, работаем над методикой и практическими приемами проведения. Дальше помогаем организовать школу, общаемся с теми, кого мы называем «проводниками» на местах. И конечно, ищем деньги для организации школ.

– Как вы изучаете локальный контекст, который определяет проект?

Сергей Нугаев: Мы слушаем и смотрим. Мы даем говорить тем, кто про этот контекст знает и в нем живет. Мы исследуем, документируем и задаем вопросы. Отсюда и основной лейтмотив, он есть на нашем сайте: путешествуем по стране и открываем ее глазами, идеями и мечтами подростков.

– Каким вы видите образование будущего? Равный доступ к качественному образованию для всех – это утопия или реальность?

Александр Патлух: В будущем пропадет разделение на онлайн и офлайн, основное и дополнительное образование. Я считаю так. У образования будет цель, связанная с развитием человека и его индивидуальности, а не с трансляцией унифицированного знания. Сейчас в этом направлении отлично работают в Финляндии и Швеции. Образование будет смешанным, а учитель, оставаясь в роли «авторитетного взрослого», сам будет учиться вместе со своими учениками. Процесс обучения будет все больше переходить из формата запоминания в формат исследования. И когда так станет работать вся система, вопрос равного доступа уйдет сам собой.

Еще по теме: Учитель или менеджер? Как технологии перевернули образование

– Что сделать, чтобы равный доступ к качественному образованию был у всех? Какие форматы и инструменты могут в этом помочь, на ваш взгляд? 

Александр Патлух: Очевидно, что это онлайн-инструменты. Сейчас развивается много платформ и цифровых учебников, в том числе от лидеров IT-рынка. Встают вопросы с внедрением таких инструментов в классический образовательный процесс. Как соединить онлайн-учебник и офлайн-деятельность? Какие методики должны быть для этого пересмотрены на уровне педагогических советов школ? Как нужно повышать квалификацию преподавателей, усиливать их внутреннюю мотивацию? Эти вопросы сейчас недостаточно проработаны, в первую очередь, государством. При этом образование все же привязано к школе – это его основной источник.

К хорошему дополнительному образованию уже сейчас доступ равный. Интернет всех объединил. Есть явный дефицит материалов на русском, но это, наоборот, должно стимулировать изучение языков, с моей точки зрения. Хуже, что эффективность этого образования не столько в доступности, сколько в возможности получить поддержку и консультацию по поводу изученного материала. 

Если говорить про регионы, то в офлайне такую поддержку получить сложно. А онлайн-коммуникация не всегда подходит подросткам, так как требует от них самоорганизации и осознанности при обучении. Чтобы такую осознанность выработать, нужна профориентационная деятельность на ранних этапах учебной жизни. Тут снова вопрос к школам и родителям. Профориентационные проекты есть, у них есть методики и материалы. Им нужен заказ. Часто возможность таких заказов все равно упирается в деньги, доступные в бюджетах образовательных учреждений.

– Смогут ли технологии и новые форматы изменить ситуацию?

Cергей Нугаев: Смогут, и уже что-то меняют. Саша сказал про платформы и цифровые учебники – этим занимается, например, Яндекс. В том же Яндексе пообещали за ближайшие три года вложить 5 млрд собственных денег в развитие образования, которое уже неразрывно связано с онлайном. В простых вопросах получения знаний мы находимся в той точке, когда инструменты опробованы, проблематика и применимость изучены, и встает вопрос масштабирования. 

Но работа с подростками и проблемой свободного развития личности – вопрос более многогранный и деликатный. Сама проблема не признана российском обществом, не осознана. Хотя она есть. И когда находится локальное решение, это вызывает большой отклик.

Так сработало с «Кружком». Технологии помогают достучаться до большего количества людей, сократить издержки офлайна и рутины. Но они начнут работать на 100% только вместе с постоянной дискуссией, осмыслением того, не «как надо учить», а «что» и «зачем вообще».

Еще по теме

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.