Продуктивность, хорошая концентрация, позитивный настрой – все, чему нас учат и что требуют практически в каждом офисе, зависит не только от человека. Но и от помещения, где он находится. О синдроме больного здания и микроклимате журналист Теплицы Юлия Каленкова поговорила с Владимиром Ладыгиным, основателем проекта ClimateGuard.
– Расскажите о вашем устройстве и идее его создания.
– Я работал в «Ростелекоме», по вечерам мы собирались в переговорной и играли в настольные игры. Коллеги заметили, что, отыграв кон, все начинают «подтормаживать». Стали разбираться, и один человек обратил внимание на пульсирующий свет. Этого никто больше не заметил, но угнетающая атмосфера ощущалась. Я решил, что ситуация интересная, и начал ее изучать. Обнаружил, что есть 10 базовых параметров микроклимата, а также несколько дополнительных. Все они действительно оказывают влияние на нас – на здоровье, продуктивность, самочувствие. Обычная бытовая история положила начало нашему стартапу.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла термин «синдром больного здания» (от англ. Sick Building Syndrome, SBS) в 1982 году. Это болезненное состояние, которое испытывает человек в отдельных помещениях. Симптомы: раздражение глаз (зуд, усталость, покраснение) и носа (ухудшение дыхания, насморк или заложенность), сухость или боль в горле, головная боль, раздражительность, низкая концентрация внимания. По материалам ВОЗ
ClimateGuard – это кубик, который умещается на ладони и весит 250 граммов. Он оценивает 10 либо 14 параметров климата в зависимости от версии. Цветом иконки устройство сообщает, хороший климат или нет, а если нет, то по какому конкретному показателю. В интерфейсе есть цифры и графики. Также можно использовать Telegram-бот. На вопрос «Бот, как у меня дела?», он ответит, все ли хорошо и что стоит проверить.
– Получается, вы начинали в одиночку, а сейчас кто в вашей команде?
– Когда пришла идея стартапа, я поделился ею с другом, просто сказал: «Давай сделаем». Он прекрасный аналитик, помог, поддержал и познакомил со своим товарищем, который занимался 3D-моделированием. За три часа мозгового штурма и «проектирования» на салфетках в кафе нам удалось определить общую концепцию внешнего вида устройства. Заказали приблизительный набор датчиков, которые будут использоваться, и через неделю была готова первая 3D-модель.
Сейчас в команде 7 человек, большая часть – инженеры, которые занимаются самим «железом». Наш технический директор лично все собирает и паяет. Знаете, он воплощает классический образ технаря – суровый, с бородой.
– На вашем сайте опубликована статистика, которая заставляет волноваться. 50% офисных помещений не удовлетворяют требованиям к качеству микроклимата. А вероятность «подхватить» синдром больного здания на 20% выше в помещениях с повышенной концентрацией углекислого газа. Получается, следить за микроклиматом важно постоянно и везде?
– Дело в том, что климат – температура, влажность, свет, спектр света, пыль – влияет на человека, на его поведение, настроение. Это сказывается на работоспособности, самочувствии, настроении, уровне продуктивности и коммуникации. Одна девушка рассказала мне, что в метро она старается заходить в светлые вагоны, потому что там люди ведут себя более цивилизованно, меньше толкаются и грубят. Попробуйте провести эксперимент и понаблюдать, как обстановка влияет на поведение.
Если говорить про наших рядовых покупателей, это обычные люди, часто семьи с детьми. Они ставят ClimateGuard, чтобы убедиться, что для детей созданы хорошие условия. Малыши, как известно, чувствительны к изменению микроклимата.
Еще одна категория покупателей – это офисы и ритейл. Если человеку некомфортно в магазине, он старается скорее уйти. При этом он может не осознавать, что что-то не так. Если микроклимат «не отрегулирован», покупатель зашел, купил хлеб и вышел. А если условия подходящие, больше вероятность, что он задержится, обратит внимание на что-то еще.
Для этого мы делаем климатический аудит. Ставим в магазины устройство, оцениваем климат, анализируем проблемы. Если клиенты согласны дальше разбираться, проводим исследование: выявляем корреляцию между метриками: средним чеком, ошибками кассиров, поведением потребителей и климатом. А если идти еще дальше, можно эти метрики улучшить – изменить климатическую ситуацию и посмотреть на динамику.
– То есть вы не просто продаете устройство, а помогаете управлять микроклиматом. Как появилась такая идея?
– Одна из наших клиенток после покупки попросила о консультации. Она покупала ClimateGuard для офиса, где, как оказалось, был ужасный климат. Девушка собрала метрики при помощи устройства, заручилась нашей экспертизой и представила все данные начальству.
Мотивация была очевидной: обратить внимание руководства на условия работы: «Посмотрите, почему мы не стремимся в офис с утра пораньше и стараемся лишний раз не задерживаться». Обнаружились проблемы с вытяжкой, температурой и другими показателями, в итоге офис купил климатическое оборудование. Для нас это стало не только классным опытом, но и идеей предложить клиентам что-то большее, чем просто продукт. Теперь мы предоставляем недельный и двухнедельный аудит.
– Сколько у вас сейчас заказов, как идет работа?
– У нас сейчас 15 продаж и 5 предзаказов, над которыми мы работаем. Моментально закрыть эти задачи не получается, поскольку как стартап мы вынуждены делать все и сразу. Недавно завершили пилотные проекты с PricewaterhouseCoopers (международная сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита. – Прим. ред.) и «Евромобайлом» (дистрибьютор и интегратор M2M решений. – Прим. ред.). Запустили кампанию на Kickstarter – из-за нее мы практически не спали последние 4 месяца. А еще начинаем сотрудничество с магазинами «ВкусВилл» и одной фермой.
– На ферме ваши устройства помогут улучшить условия содержания животных?
– На всех фермах уже стоят подобные устройства: они отслеживают базовые показатели – количество света, температуру, влажность. Но список параметров значительно шире: тот же спектр света гораздо сильнее влияет на животных, чем на людей.
Мы сможем отслеживать больше метрик, что позволит создать лучшие условия для животных. Специально для этого мы изменили архитектуру устройства, добавили критерии оценки. Для нас это важная история, поскольку, во-первых, это достаточно острые вопросы экологии и этичности, а во-вторых, промышленность – одна из самых интересных и перспективных для нас областей.
– Где еще может использоваться ваше устройство, может быть, социальная сфера?
– Да, конечно. Есть группа людей, которые, будучи очень чувствительными к климату, не могут его изменить. Это, например, дети. Для детских садов, школ, университетов и подобных организаций есть нормы, которые регулируют правила СанПиН, и есть власти, которые контролируют их соблюдение. Но, как вы понимаете, проверки часто носят формальный характер.
Мы принимали участие в конкурсе МТС Social Idea, который объединил проекты, направленные на решение важных социальных проблем, с применением цифровых технологий. У нас была очень простая идея: расставить ClimateGuard по таким социальным объектам, а информацию, которую мы с них соберем, сделать публичной. Чтобы не только родители видели, какие условия созданы в детских садах и школах, но и директора, а также контролирующие органы. Это может стать решением достаточно большой проблемы.
– Насколько серьезна эта проблема, вы изучали вопрос с точки зрения медицины?
– Когда сухо и жарко, например, отопительный сезон в зимнее время, – обостряются респираторные заболевания. Многие покупают увлажнители и получаются буквально «тропики в помещениях». Никто не следит, когда их нужно выключать. В этой среде активизируются бактерии.
Связь между работой вентиляции и инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем, доказана. Равно как и связь абсолютной влажности и эффективности распространения вируса гриппа. Больной выделяет вирусные частицы постоянно, поэтому отслеживать показатели микроклимата особенно важно в местах массового скопления людей.
Сейчас мы хотим найти несколько экспериментальных площадок и посмотреть, как ClimateGuard поможет снизить статистику по заболеваниям. Сначала проанализируем текущую ситуацию, посмотрим журналы посещаемости. Затем поставим устройства и найдем проблемы. Далее улучшаем условия и анализируем результат. Успешный опыт можно будет масштабировать. Помимо социальных объектов, можно подключить отели, которые заинтересованы в создании максимально комфортных условий для гостей. Идей много, мы полны энтузиазма запустить пилотные версии, но объем задач пока превышает возможности.
– В каких еще конкурсах и мероприятиях участвовали?
– Посетили Speed Dating Health & MedTech от Rusbase, который прошел 1 августа. Speed Dating – это быстрые встречи предпринимателей и инвесторов. Презентации проходят в режиме тет-а-тет: сразу понимаешь, «есть ли искра». Нами заинтересовался инновационный центр «Сколково» и еще несколько организаций. Надеемся, удастся наладить сотрудничество.
Еще по теме: Speed Dating: есть ли искра между стартапом и инвестором?
Теплица желает успеха команде и продолжает следить за стартапами, которые намерены внести свой вклад в решение социальных проблем.