В начале июня 2022 года сообщество веб-студий и цифровых агентств «Пасека» и художник, куратор и преподаватель Роман Минаев провели неконференцию, посвященную теме протестного искусства. Два дня спикер\ки неконференции обсуждали примеры и возможности художественных практик в условиях форс-мажора. Главные тезисы неконференции — в материале Теплицы.
Контекст и роль искусства
Чрезвычайные ситуации всегда случаются не вовремя и не к месту. Они разбивают людей на прямых или косвенных участников непредсказуемых процессов и вынуждают их совершать порой необъяснимые поступки. Для арт-среды такие моменты могут стать настоящим моральным испытанием, связанным с отражением актуальных событий. Ведь художники обладают необходимыми профессиональными навыками и могут обращаться к многочисленной аудитории.
Искусство не может не сопротивляться. Сопротивление лежит в основе авангарда, а его формы многолики. В то время как одни художники отказываются от привычных практик в пользу протеста, несогласие других с текущим положением дел может оставаться незаметным.
В этом и кроется потенциал искусства, уверен Роман Минаев: оно может быть зациклено на решении своих внутренних задач, но однажды все существующие правила игры будут нарушены.
Инфраструктуры солидарности
Группировка eeefff — это Дина Жук и Николай Спесивцев, художники из Беларуси и участники протестов 2020 года, которые работают на стыке технологий, цифровой инфраструктуры, городской культуры, психологии и экономики. Их коллаборация действует с 2013 года.
На неконференции Дина и Николай говорили о столкновении инфраструктур угнетения и сопротивления, об отвоевывании протестующими времени и пространства под практики солидарности и борьбы. Одной из важных точек, к которым циклично возвращалось обсуждение, была особая темпоральность беларуской революции.
Работа с государственными институтами, их свержение либо демонтаж — суть антивоенного действия, как мы его понимаем. И часть его — это захват темпоральности. Забастовка — это один из способов переопределить то, как устроено время.
Помимо категорий времени, забастовка рассматривалась художниками через призму инфраструктур — как способ освобождения энергии для построения практик солидарности. Если ты находишься под бомбежкой, ты полностью телесно и физически вовлечен в военные процессы. А когда война не происходит на территории твоей страны и она «невидима», у тебя есть выбор, включаться или нет. Так возникает нормализация войны, и художники предлагают сопротивляться ей, в том числе публично, через анонимные методы и сети поддержки.
При этом, говоря о медиаактивизме, художники подчеркивают важность смещения медиа-активности на уровень поддержки живых людей и более материальную помощь, нежели на репрезентацию в медиа-пространстве. И, возвращаясь к теме противостояния темпоральностей сопротивления и репрессий, eeefff вводят термин «тактическое забывание» и цитируют свою работу:
«В беларуских чатах информация временна, это не место архивации. Не успел\а увидеть — не увидишь. Темпоральность, вырастающая из соседских чатов, постоянно актуализирует настоящее, предлагая соучастие здесь и сейчас. Я открываю чат, в который не заглядывала неделю, и думаю, как же быстренько проскроллить все сообщения, как не застрять в прошлых конфликтах и логистических задачах позавчерашнего дня. Мгновение — и интерфейс чата скроллится за меня, сообщения автоматически удаляются. Части интерфейса чата начинают двигаться с нечеловеческой скоростью, пролетая мимо меня: четырнадцатое апреля, восемнадцатое мая — между ними пусто.
В интерфейсе застряли только лишь даты. Это тактическое забывание. Остаются только рассинхронизированые тела, которые помнят лишь некоторые сообщения. Пунктирная память тел тех, кто смотрит, читает, наблюдает, пишет, действует, опираясь на эту рассинхронизированную тонкую прослойку настоящего».
Таков сегодня рисунок реальности, на которой вырастает протест, — она, по выражению художников, «пунктирна». Но, несмотря на кажущуюся хрупкость и непрозрачность политического сопротивления в Беларуси и в России, некоторые тезисы о будущем этого сопротивления звучат особенно воодушевляюще.
Например, если руководствоваться идеей прозрачности времени и наличия точки, из которой можно обозреть прошлое и сказать, что это прошлое, беларуская революция проиграла. Но интересно совершить ход в обход, который позволил бы увидеть эту скрытую накопленную энергию как потенциал для дальнейшего действия в условиях, когда появится такая историческая возможность. И, кроме накопленной энергии, есть еще знания и отстроенные институты, которые не публичны. Они не прозрачны, они не просвечиваются из какой-то точки, которую можно было бы назвать центром, откуда обозревается все. Но эти сети солидарности продолжают функционировать, сохраняя потенциал действия.
Помимо разных существующих опытов, Дина и Николай обращались к возможным опытам будущего, размышляя о формах совместности и солидарности, упреждающих насилие. Художники говорили о том, что формы свободы и солидарности будущего, которые сейчас мы даже не можем помыслить, ощущаются сегодняшним агентом насилия в лице государства как угроза. Оно борется с новыми формами политического воображения, однако эта борьба парадоксально питает почву нашей рефлексии и расширяет представления о целях и будущем сопротивления. Мы уходим от попыток найти правильное этическое уравнение к новым формам сотрудничества и новым формам политической свободы.
Важно, чтобы была возможность родиться разному. Чтобы могли появиться разные формы взаимодействия людей друг с другом и пространство между этими различными формами совместности было не пространством борьбы за право называться самыми правильными и этическими верными. А чтобы оно было пространством тестирования возможностей, где никто не знает, какие из них правильные.
Следование логике выбора одной верной — это копирование логики репрессивных структур в разворачивании онтологической войны против сейчас живущих тел, которые пытаются представить себе мир по-другому. Копирование логики насилия над тем, что еще не появилось и еще сложно представить, — опасная тенденция.
Тексты, на которые ссылались eeefff.
Структуры онлайн-платформ как новое политическое тело
Наталья Тихонова — междисциплинарная художница, куратор и исследовательница, создательница канала procartistination. Работает в жанре социальных и кураторских проектов, существующих в форме кочевых практик, событий, онлайн-платформ.
Наталья давно изучает возможности онлайн-платформ (в том числе, Telegram-каналов и чатов) как новых площадок для представления современного искусства.
Брайан О’Доэрти определил концепцию галереи как «пространство, которое является не нейтральным контейнером, а историческим конструктом». Если мы берем эти определения и находим связь между онлайн-платформами, Telegram-каналами и художником, мы можем исследовать стратегии современного искусства в этом новом формате. Это позволит нам найти множество новых форм: квесты, исследования, архивы, медиаактивизм, 3D-галереи, документации, перфомансы, социальные сети, акции (события), хакерские атаки.
Наталья рассматривала проекты, реализованные художниками на базе интернет-платформ с 2010-х годов. И для того чтобы систематизировать эти примеры, она решила применить классификацию всех возможных художественных подходов на три основных направления:
— поиск нового визуального языка;
— поиск аффективных состояний;
— выставка как политический жест.
Например, онлайн-галереи сосредоточены на поиске и формировании нового визуального языка, визуальной и чувственной составляющей проектов. Они могут использовать стратегии онлайн-маркетинга, рассчитанные на короткое время воздействия и восприятия, «скользящий взгляд» зрителя. Концепции и экспликации при таких стратегиях иногда отсутствуют, текст имеет описательный или информационный характер, а иногда вообще может отсутствовать. В этом смысле стратегии gallery fiction и онлайн-галереи сближаются со стратегиями стрит-артистов.
Приведенная выше классификацию позволяет не только описывать направления, в которых развивается искусство сегодня, но и помогает художнику переосмыслять самого себя в изменяющихся обстоятельствах. Например, для Натальи было важно осмысление своей работы в формате медиаактивизма, исследования и документирования происходящего.
Искусство сегодня для многих — это политический жест. Во многих тактических медиа художники выступают как журналисты, исследователи, собиратели архивов, хакеры, разработчики открытого кода. Сейчас есть много примеров групп, которые документируют и работают с военными преступлениями, многие объединяются и помогают формировать практики сопротивления.
В своем выступлении Наталья поделилась личным опытом, касающемся невозможности оставаться нейтральной в текущих обстоятельствах, и своими стратегиями. Назвала то, что помогает ей действовать: наличие связей, медиаресурс, умение раскачивать тему и навык находить выход из сложных ситуаций.
Telegram-чаты сейчас наиболее близко отражают связи между людьми и то, как люди взаимодействуют, узнают новости и делятся информацией. Сети и связи в чатах формируют новые политические структуры. В начале войны Наталья преобразовала свой канал-чат про искусство в постоянную хронику военных действий и всего происходящего. Для нее это было единственно возможным вариантом продолжать вести свой канал.
Наталья и ее коллеги также запустили онлайн-платформу Resque forum, где можно посмотреть список инициатив, поддержать проекты, можно отметить себя на карте, запросить помощь себе или помочь другим. В проектировании и реализации этого проекта помог кураторский опыт Натальи. В других проектах, в которых она участвует, активисты используют технологии ОВД-инфо, опыт чатов-передач и соседских беларуских чатов.
Визуальный контент в социальных сетях
Алёна Лёвина, феминистская активистка, освещающая проблемы женщин с инвалидностью, в своем выступлении поделилась разными способами визуализации контента как инструмента борьбы за права угнетенных групп.
*К уязвимым группам, о которых Алёна рассказывала в докладе, она отнесла группы женщин, детей, инвалидов, трудовых мигрантов, беженцев, ЛГБТ+ людей, people of colour.
Все, что встречается нам в социальных сетях, можно отнести к визуальному контенту: это фотографии, текст, иллюстрации, комиксы, стикеры, сторисы. Иметь возможность делать контент — это всегда привилегия. Вам нужен смартфон, хороший интернет, технические навыки, грамотность. Например, трудовой мигрант, который хочет отстаивать свои права и рассказывать о своей ситуации, должен хорошо писать на языке аудитории, или у него должен быть агент, который будет доносить информацию до других.
Чем стоит руководствоваться, когда вы делаете визуальный контент для репрезентации какой-либо угнетенной группы?
- Если вы не носитель опыта угнетения, учитывайте интересы группы, о которой идет речь, а не только ваши идеи о том, как им помочь.
- Сохраняйте принцип партиципаторности. Если вы не носитель опыта угнетения, подумайте, можете ли вы делать этот контент и говорить на эту тему.
- Придерживайтесь разнообразия. Если вы хотите рассказывать об опыте ЛГБТ+ персон, помните, что выглядеть они могут по разному. Например, некоторые из них могут быть с инвалидностью.
- Придерживайтесь позитивной репрезентации, не опирайтесь на страдания группы и призыв к состраданию.
- Учитесь смотреть на любой контент с оптикой, которая будет учитывать права угнетенных групп.
Правозащитный контент или контент против угнетения не обязательно и не всегда должен позиционироваться как призыв к действию или разрыв шаблона, это вполне может быть созидательный контент и нарратив о рутине, комьюнити и возможности спокойной поддержки.
Примеры успешной рекламы и визуализации угнетенных групп: бренд нижнего белья Liberare и иллюстрации от Pink _bits. Хороший пример визуализации, цветовых решений и выбора формы контента у Транс-инициативной группы «Т-Действие».
Алёна и ее коллеги ведут группу Инва.Гёрлс (объединение женщин с инвалидностью). Она рассказала, как они борются с дискриминацией и как работают с контентом: «Важна визуальная составляющая и оформление сообщества: выбор фирменных цветов, шрифты, логотип, хэштеги, стикеры для распространения в Telegram. Когда мы рассказываем истории, мы не используем фотографии героинь и персон, только текст и иллюстрации».
Деколониальный взгляд на уличное искусство
Антон Польский/Make, сооснователь проекта Партизанинг, исследователь и преподаватель уличного и социально вовлеченного искусства, предлагает использовать деколониальный подход для анализа практик антивоенного уличного искусства и арт-активизма.
С началом войны в Украине в постах и комментариях в соцсетях, публикациях и аналитических статьях все чаще обсуждается проблема российского империализма и колониализма. В частности, политолог Илья Матвеев предлагает посмотреть на Россию как на последнюю империю Европы, опирающуюся в первую очередь не на мягкую силу, а на территориальную имперскую власть. Этот анахронизм для 21 века объясняет и архаичность российской официальной идеологии.
Как замечает Антон, во многих каналах, в частности, имеющих феминистскую оптику, начинают преобладать материалы, связанные с деколониальным подходом в анализе исторического контекста и текущих событий. И в связи с этим имеет смысл обратиться к пост-колониальной теории и деколониальному подходу для более продуктивного анализа ситуации и поиска выхода из нее.
При этом деколониальная повестка только в последние десять лет начала приобретать актуальность в русскоязычной академической среде. Здесь возникают терминологические трудности и способы применения этих подходов к постсоветскому контексту. Проблемы перевода и адаптации, а также апроприации этих подходов и интеллектуалами, и правыми националистами, обосновывающими тем самым свою антизападную повестку.
Полная запись первого и второго дня неконференции.
В записи также можно увидеть выступления:
— Яны Сидоркиной, художницы, музыканта, создательницы Telegram-канала «Ты сегодня такой пепперштейн». Доклад на тему «Стратегии ведения социальных сетей художников и институций в текущее время», где Яна подробно разбирает ответы российских художников и институций в социальных сетях на начало войны;
— анонимного спикера (ЗАиПИС), художника, квир-анархиста, специалиста по реабилитации людей с особенностями развития, на тему ценности навыков художественных практик в кризисных ситуациях. А также о технике и этике безопасности для художников и не только их.