12 июля 2017 года прошел митап Теплицы социальных технологий на тему «Визуальный продукт для НКО: взгляд фотографа». Участники узнали, как собирать фотоматериал для проекта на социальную тематику и как НКО нужно ставить задачи перед фотографом.
На встрече выступила Полина Кочеткова, фотограф, сотрудничает с журналом «Русский Репортер», Комитетом гражданских инициатив, проектом «Учитель для России». Полина пять лет занималась репортажами на социальные темы, работала с благотворительными и некоммерческими организациями. Ее рекомендации помогут НКО понять специфику работы фотографа c социальной темой.
Фотографы, которые хотят попробовать себя в новом жанре, также получат практические советы по работе со сложными героями.
Подготовка материала
При подготовке материала для интересной визуальной истории вам нужно ответить на 4 вопроса:
- Какую тему нужно поднять?
- Какую проблему в ней необходимо осветить?
- Для кого будет проект?
- Какое визуальное решение подойдет для данного проекта? Постановочная съемка или репортажная?
«После того, как вы выбрали тему, нужно сделать анализ похожих проектов. Кто еще работал с этой темой? Как она освещалась? Как сделать так, чтобы не повторяться или какие интересные приемы можно использовать?» Полина Кочеткова.
Поиск героя
При поиске героя вам нужно собрать максимальное количество людей, связанных с темой. На этом этапе вы еще не знаете, будет проект про одного героя или это репортаж с собирательным образом из нескольких персонажей.
Обращайтесь в общественные организации, структуры, которые работают с выбранной темой, и предлагайте сотрудничество и помощь в виде социальной рекламы, создания общественного резонанса по теме.
Социальные сети и форумы – это также место для поиска нужных героев. Онлайн-пространство дает возможность поделиться своей историей и попросить о помощи тем людям, которые находятся в сложной ситуации (например, есть форумы для людей переживших насилие).
Если вы организация и ищите фотографа, то делайте запрос о поиске фотографов в социальных сетях или организуйте конкурс для привлечения внимания творческих людей.
Работа с героем
- Будьте честными. Для людей, находящихся в уязвимом состоянии, камера вызывает дискомфорт. Также есть страх, что их лица окажутся в Сети. Поэтому важно быть честными, и если человек не хочет быть опубликованным, то покажите, что снимаете его со спины или без лица.
- Расскажите герою, что вы будете делать.
«Максимально проинформируйте человека о проекте. Даже если сами не знаете, в каком виде он будет в итоге: фотовыставка, лонгрид, репортаж. У вас есть задача, с которой вы работаете, и вам нужно рассказать про нее и убедить героя в том, что вы на его стороне и понимаете его интересы». Полина Кочеткова.
- Спросите героя о том, как он видит свою ситуацию.
«При работе с незрячими я встретилась с ними в кафе и спросила: «Как про вас лучше снимать? Какая у вас самая насущная проблема?». И я услышала: «Сними про то, что мы тоже люди. Что мы активные, что у нас есть своя личная жизнь»». Полина Кочеткова.
- Будьте ненавязчивыми и создавайте комфортные условия.
Как сделать историю?
В кадре важен сюжет и действие. Также привлекает внимание наличие конфликта, который может быть в кадре или вне кадра.
«Фотография незрячей девушки в салоне красоты – это невидимый конфликт. Зритель понимает, что девушка не увидит результат работы». Полина Кочеткова.
Ваша первая цель – это расположить потенциальную аудиторию к герою. Для этого нужно сделать акцент на детали, которые бы раскрыли героя: его костюм, рабочий момент или герой во время занятия любимым хобби.
Подписывайте фотографии и вставляйте тексты из ваших диалогов. Чем больше вы объясните фотографию, тем объемнее она будет для зрителя. Ищите детали, которые рассказывают про быт и жизнь героя, ловите его изменения в теле и в мимике.
«Не думаю, что плохо дополнять визуальный материал текстом. У нас цель – максимально добиться отклика, чтобы зритель что-то переживал. Здесь все средства хороши». Полина Кочеткова.
В визуальной истории нужно предлагать вводные кадры и показывать пространство, которое окружает героя. Попробуйте уйти от портретной темы и передать настроение через пейзаж.
«Чтобы зритель прореагировал на работу, он должен почувствовать себя так же, как герой. Покажите его отношение к чему-либо, добавьте трогательных знакомых всем деталей. Важно, чтобы после текста и фотографий у читателя было ощущение, что до чтения он относился к герою иначе». Полина Кочеткова
«Вы должны использовать максимум из тех условий, которые есть. Обращайте внимание на фон и на свет. Вспышка действует как раздражительный фактор, поэтому нужно искать другие световые рисунки. Не бойтесь подходить к человеку. Чем крупнее кадр, тем больше визуального ощущения, что человек стал ближе к читателю». Полина Кочеткова.
И главное – не навредите.
«Чтобы вы ни делали, чтобы вы ни снимали, вы должны думать о том, как будет выглядеть герой и как фотография повлияет на его дальнейшую судьбу». Полина Кочеткова.
Топ 3 вопроса из зала:
– Как составить задание для фотографа?
– В техническом задании стоит рассказать свою идею. Если у вас уже есть визуальный ход или образ, который вы хотите увидеть в итоге, то делитесь им. Фотограф поймет вашу идею и начнет от нее отталкиваться.
– Как выбирать кадры?
– Отбор дается фотографу сложно. Ищите эмоцию, композицию. Старайтесь перебивать историю средой, общие планы – портретами, используйте обязательно крупные планы.
– Как фотографировать так, чтобы ставили лайки?
– Не знаю. Люди хотят видеть то, чего им не хватает: красота, радость, друзей. Если поставить рядом картинки красивой жизни и войны, то человек выберет красивую жизнь.
Репортаж Полины про жизнь сирийских беженцев в журнале «Русский Репортер»