12 декабря прошёл митап с главным редактором журнала «Филантроп», Матвеем Масальцевым.
Обычный человек не заходит на сайт благотворительного фонда специально. Как правило, ему приходит ссылка на ресурс из его привычной среды (новостной портал, социальные сети), и там его должны ожидать простые действия, как помочь. Если это не сделать за 3 шага, то вернуть это мгновение «желания помочь» практически невозможно. На встрече мы обсудили, что изменилось в мнении СМИ об НКО за последние несколько лет, и стало ли проще привлекать внимание читателей к благотворительности.
Благодаря активности Интернет-СМИ, количество публикаций об НКО растёт от года в год, но говорить о росте качества статей не приходится.
Из доклада CAF за 2011-2013 гг. видно, что большинство заметок об НКО содержит информацию новостного характера: название НКО, описание деятельности. Это помогает организациям присутствовать в информационном пространстве, но не более того. Начинает образовываться ряд тем, которые никак не освещаются журналистами: работа с пожилыми людьми, ВИЧ-инфицированными, с тяжелобольными детьми.
СМИ воспринимает НКО как разнообразный набор акций, мероприятий, не всегда связанные между собой, и это уже имеет отношение к внутренним проблемам самих НКО.
Статистика по благотворительным фондам говорит, что около 30% из них не имеют сайты, а также, что есть определённая иллюзия, что все сайты представлены в социальных сетях. Помимо денежных проблем и редкого наличия навыков работы с PR-службами возникают трудности и с формулированием главных посланий, миссии своей деятельности.
О социальной ответственности СМИ
Больше всего об НКО пишут региональные СМИ, где работают социально активные журналисты, пишущие про благотворительность. На уровне появления новых информационных сообщений – это хорошо, но когда социально ответственные журналисты создают собственные фонды, организации, то это говорит о слабости и малом влиянии НКО, так как это приводит к проблеме увеличения непрофессионализма в «третьем секторе» со стороны новичков.
Например, для того, чтобы заниматься детьми нужны навыки, и я несколько раз подумаю, стоит ли волонтёру отдавать своего ребёнка. Приятно, чтобы каждый занимался своим делом, при этом делал общее дело.
По данным исследования CAF «Мировой рейтинг благотворительности 2013» Россия занимает 8-ое место в рейтинге по количеству населения, вовлечённого в волонтёрство (21 млн.).
О коммуникации
Многие НКО задумываются об информационных кампаниях постфактум, не превращая их в основной инструмент работы. В практике Матвея были НКО, которые не могли ответить на вопрос «Чем вы отличаетесь от других? Знаете ли вы, кто ещё работает в вашем секторе?»
Однако без ответов на эти вопросы невозможно обозначить целевую аудиторию и сформулировать главное послание, которое вы будете нести в мир и влиять на общество.
Нам кажется, что большинство россиян относится положительно к НКО, но при просьбе назвать конкретные названия организация ответы дают всего несколько процентов. Этой сферой люди не интересуются и воспринимают её как придаток социальной политики города.
Что можно изменить?
В заключение встречи Матвей затронул тему ребрендинга и формирования нового видения некоммерческих организаций. В начале 2000-х начали говорить о том, что НКО – это не о жалости, а об экономике услуг, но на деле вклад общественных организаций в ВВП составляет меньше 1%. Поэтому самое время снова корректировать взгляд на благотворительность, где влияние НКО измерялось бы не количеством собранных средств, а умением лоббировать собственные интересы.
Со свежим докладом CAF «Российские НКО на пути к устойчивости» (от 17 декабря 2013 г.) можно ознакомиться здесь.
Фотографии встречи будут выложены позже на Facebook.