Мы уехали, они остались

Могут ли релоканты сделать жизнь своих близких в России чуть безопаснее?

В атмосфере негативных новостей, разрушения привычного быта, политических репрессий, военных и террористических угроз особое место в наших сердцах занимают близкие люди. Немалую тревогу за безопасность «оставшихся своих» испытывают релоканты — те, кто вынужденно уехал из России (Беларуси). Как помочь защититься родному человеку, если между вами тысячи километров? Теплица решила поговорить на эту тему. В марте 2024 года мы предложили участникам регулярной конференции «Опилки» поделиться своими идеями. Три персонажа, три разные истории. Вы увидите результаты небольших мозговых штурмов «как есть», а в конце прочтете наши комментарии.

Аркадий

Аркадий, юрист

Некоторые участники дискуссии посчитали, что Аркадию следует вывозить пожилую маму из России, а имущество продавать. «У него не такое уж бедственное положение, — заметил один из участников разговора. — Он даже может вернуться и проверить свою маму. Уехал по визе в Испанию, предвосхищая репрессии. Дочка более-менее в безопасности, хотя бы живет в семье, а вот с мамой сложнее. Может быть, найти человека, который будет помогать? Сиделку, например?» Другой участник добавил: «Стоит спросить маму и дочь, хотят ли они оставаться в России. Возможно, они готовы покинуть страну. Дочь может получить гуманитарную визу вместе с отцом и его семьей, так как она несовершеннолетняя. Мама может с помощью сына приобрести недвижимость в условной Сербии и легализоваться на этом основании».  

Другие предложения и комментарии, которые прозвучали во время дискуссии:

  1. С родным и близкими говорить бережно и лучше заранее, не дожидаясь обострения ситуации. 
  2. Наладить связь в каком-нибудь безопасном мессенджере, например, Signal. «Я стараюсь не общаться с мамой в чате, только голосом, — сказал один из участников конференции. — Чтобы не сохранялась переписка, чтобы не оставлять следов». Инструмент коммуникации с мамой, отметили собравшиеся, должен быть очень простым. «Буквально кнопку нажала — поговорила».
  3. Несмотря на сравнительно спокойную ситуацию, про риски типа обыска все равно нужно говорить. Маму можно попробовать прокачать так, чтобы ее было труднее втянуть в беседу. Пусть говорит: «Я не знаю, сын уехал, мы с тех пор не общались».
  4. Возможно, перед отъездом имеет смысл позаботиться об удалении всех сообщений с устройств тех, кто остается.
  5. Есть смысл заранее переоформить имущество на других членов семьи, а на маму оформить генеральную доверенность.
  6. Возможно, Аркадию удастся найти доверенное лицо для помощи своим близким в особых ситуациях. Сиделку, как в комментарии выше, или того, кто поможет разобраться с мессенджером.
  7. Может быть, Аркадию стоит поговорить с бывшими коллегами-юристами, чтобы они в случае необходимости оказали юридическую поддержку маме и дочери.

Алина

Алина, ЛГБТК-активистка

Здесь были высказаны следующие мысли.

  • Попросить младшую сестру Алины придумать легенду, будто она занимает нейтральную позицию и давно не общается с сестрой. 
  • Все переписки с сестрой вести через секретный чат Telegram или другие защищенные мессенджеры (Element, Signal). 
  • Алине следует быть готовой к давлению со стороны декана (ректора, преподавателей), к собеседованиям с комиссией, и гнуть линию «я вне политики». 
  • Алина может дать сестре заготовки ответов на возможные вопросы (во время допроса), пусть сестра выучит. 
  • Следует заниматься саморегуляцией, «быть в ресурсе». Спорт, бассейн, ходьба, любые физические упражнения.
  • Объяснить родителям, что она их любит и ценит, но у нее другая позиция, которая ей жизненно важна, что она за них волнуется. Поэтому перевести общение в защищенные мессенджеры, научить родителей пользоваться ими, и гнуть при допросах и обысках «патриотическую» линию. 
  • Если есть угроза доноса со стороны родителей, то максимально отстраниться и по возможности врать о том что бросила свою активистскую деятельность, либо прямо сказать: эти темы мы не обсуждаем. 
  • Если родители работают в госучреждениях, возможно давление со стороны начальства. Алина должна объяснить родителям, что они могут подвергнуться такому давлению.
  • При наличии имущества следует составить доверенности на надежных друзей, а не на родственников.
  • Подготовиться к обыску, допросам, подумать о счетах. Надо сделать осмотр квартиры, избавиться от всего, что есть — флагов, значков, литературы. Все носители данных (включая старые компьютеры, телефоны, жесткие диски, флешки) почистить. Установить видеокамеры, чтобы они были уже во время обыска. Объяснить людям, как должен выглядеть законный обыск.
  • У всей семьи должна быть (согласованная) легенда. 
  • Алине надо приготовиться к возможному публичному буллингу. Ей поможет предварительная работа с психологом. 
  • Следует подумать о визах для родителей и сестры на случай экстренной эвакуации. Разработать экстренный план. При этом важно, чтобы все участники действовали независимо. 

Игорь

Игорь, политический активист

Группа, изучившая дело Игоря, предложила свои идеи.

  • Нужно обучить родителей цифровой грамотности: как общаться по безопасным каналам связи, что нельзя говорить по обычному телефону. Подготовиться к перевозу младшего брата в безопасную страну (ведь он скоро станет призывного возраста). Продумать каналы финансирования родителей и доставки им лекарств из-за рубежа.
  • Волнует здоровье родителей. Следует поддерживать себя в хорошем состоянии, внимательно следить за здоровьем бабушки. 
  • Следует выработать стратегию при обыске, допросе.
  • Заранее найти адвоката, иметь его номер телефона под рукой. Обсудить с адвокатом необходимые меры, познакомить его с родителями, чтобы не боялись звонить адвокату.
  • Важно иметь доверенного друга, который сможет помочь со всем, кто мог бы периодически приходить, проверять, что все в порядке.
  • Игорю стоит подобрать место релокации для семьи и прикинуть основные шаги для возможного переезда.
  • Отдельный вопрос — как вывозить бабушку, особенно если она «лежачая». Видимо, придется сфокусироваться на вывозе брата, а родители останутся с бабушкой.
  • Самому Игорю: находиться в новой стране легально, обзавестись работой. При необходимости обратиться в местные правозащитные организации, чтобы помогли легализоваться. (В Казахстане, например, помогает Бюро прав человека). Важно, чтобы не было вопросов со стороны местных властей.
  • Провести аудит «что есть опасного в квартире». Аудит документов, материалов, символики, в общем, всего, что связано с нежелательными, экстремистскими организациями.
  • Игорю будет полезно найти единомышленников на месте, социализироваться. 
  • К родителям тоже не должно быть поводов придраться. Чтобы не было давно забытых дел, по которым могут прийти. Белая зарплата. 
  • На брата будут пристально смотреть. Готовить и его, как на него могут воздействовать. 
  • Оформить генеральную доверенность на имущество семьи на доверенного человека (на случай релокации семьи). 
  • Периодически проверять, не появились ли какие-то новые кредиты, не заведено ли уголовное дело и т.п.
  • Выработать понимание, чем можно делиться, что можно рассказывать окружающим про активизм. Лучше какой-то минимум.
  • Нормализовать ситуацию, не впадать в стресс, созваниваться с родными раз в неделю. Ничего, что уехал — ну, работает и работает.

Комментарии Теплицы

«Наденьте маску сначала на себя, потом на своего ребенка». Этот логичный совет, как его озвучивают заботливые бортпроводницы в самолетах, справедлив и для нашей ситуации. Вряд ли возможно эффективно помогать близкому человеку, если самому негде жить, давят трудности с легализацией или возникли критические проблемы со здоровьем. Поэтому релоканту стоит ощутить под ногами твердую почву, насколько это вообще возможно, а уже затем обратить внимание на помощь близким.

Поддерживайте регулярное общение с теми, кто остался. Присылайте свои фотографии — природу, архитектуру, селфи. Да, их тоже, даже если вы недолюбливаете селфи. Пишите, говорите на бытовые темы. Спокойный тон беседы, а местами и юмор дают вашим близким понимание, что с вами все хорошо. Это фундамент их собственной безопасности. Интересуйтесь их жизнью, задавайте вопросы. Пусть оставшиеся не чувствуют себя брошенными и знают, что между вами не возникла стена «мы — они». (Многочисленные постинги в соцсетях убеждают их в том, что именно так и происходит с «уехавшими» и «оставшимися»).

Общение лучше вести в защищенном мессенджере (например, в Signal). Не забудьте включать автоудаление по таймеру. Если родным и близким грозят задержания и обыски, возможно, лучше ограничить общение видеозвонками, чтобы не оставлять текстовых «следов».

Для многих дельных советов звучит приставка «заранее». Действительно, избавляться от лишних данных на всех устройствах, подыскивать толкового адвоката, разбираться с неуплаченными налогами, готовить доверенности и многое другое лучше до отъезда. Если времени на все не хватает, начните с того, что будет особенно трудно сделать из-за границы: разберитесь со всеми «бумажными» вопросами вроде доверенностей.

Подготовка цифровых устройств и носителей данных возможна и после отъезда, но, скорее всего, через компетентного человека. Кто-то понимающий, чем HDD отличается от SSD, должен стать вашими «руками». Найти такого человека бывает непросто. Поэтому мы советуем и эту задачу по возможности решать заранее.

«Легенда» тоже важна. Легенда — не сказка и не ложь, это продуманное, согласованное описание ситуации, которое минимизирует выдачу важных данных собеседнику. Вряд ли у релоканта получится на расстоянии разработать стройную и эффективную политику безопасности, в которую окажутся включены все родственники, включая дедушку 85 лет. Но вы можете договориться о легенде, и это уже немало.

— Что-то давно ваша Кристина не заходила, с ней все в порядке?

Можно сказать: «Кристине пришлось полгода назад улететь через Стамбул в Германию, потому что она выступала против войны и пыток, ей грозило уголовное дело». А можно сказать, что Кристина поехала к своему молодому человеку в Европу. Оба утверждения — правда, но второе лишено избыточной конкретики и не привлекает нездоровое внимание.

Некоторые релоканты, немного обжившись на новом месте, забывают о безопасности. Не полностью, а немножко. Достаточно, чтобы, например, перестать использовать двухфакторную аутентификацию, привязывать свой телефон ко всякому новому аккаунту и хранить ставшие ненужными документы. Важно не передавать эти настроения тем, кто остался и находится в более рискованной ситуации. Пренебрежение простыми мерами безопасности может дорого обойтись вашим близким.