Самоцензура платежных систем оставила иноагентов без средств. Что делать?

29 января Минюст признал нежелательной организацию GlobalGiving, которая помогала НКО находить доноров по всему миру. Услугами платформы пользовались, в том числе, «ОВД-Инфо», комитет «Гражданское содействие», «Ночлежка». Ранее в этом месяце НКО сообщали, что платежные сервисы начали отказывать им в обслуживании. Законно ли это и как теперь собирать пожертвования, — читайте в материале. 

Причины и контекст

С началом полномасштабного вторжения в Украину люди стали меньше перечислять на благотворительность. Особенно это коснулось НКО, которые помогали, например, не тяжело заболевшим детям, а занимались правозащитой или поддерживали мигрантов и беженцев. Своей деятельностью некоторые организации опосредованно критиковали российские власти, за что их решили выдавить из публичного поля и ввели две стигмы: иноагент и нежелательный. Это наносит серьезный урон в дополнение к ущербу от войны: граждане меньше доверяют фондам с такими статусами. 

Многие НКО не смогли продолжить работу после внесения в реестр иноагентов и были вынуждены закрыться: среди них «‎Команда 29», «‎Экологическая вахта Сахалина», «‎Совет матерей и жен». Остальным пришлось ограничить направления деятельности и надеяться, что у жертвователей найдутся нероссийские карты. Теперь собирать средства из-за рубежа становится все небезопаснее.   

В конце января сразу несколько фондов-иноагентов получили письма от CloudPayments, в котором сервис сообщал о расторжении сотрудничества. До этого такие письма получали и другие НКО. Когда фонды стали искать замену CloudPayments, то столкнулись с целой серией отказов от российских и международных сервисов приема платежей, в том числе, Tinkoff, Mixplat и Payselection. Одни ссылаются на запрет со стороны банков: они не хотят утруждать себя обработкой и хранением паспортных данных плательщиков. По закону, в платеже иноагенту нужно собирать и передавать эти данные. Другие прямо заявляют, что «‎внутренняя политика компании не предусматривает работу с иноагентами».

Почему платежные системы так делают?

Это далеко не первый кейс, когда стороннике организации прерывают любые контакты с новоиспеченными иноагентами. Когда «‎Женский голос» внесли в реестр, власти забрали у них арендуемое помещение, а бухгалтерская компания разорвала сотрудничество в одностороннем порядке. Это выглядит скорее как перестраховка на случай «‎как бы чего не вышло». В законе об иноагентах есть упоминание посредника: «‎лицо, осуществляющие передачу денежных средств <…> от иностранного источника либо иного лица, находящегося под прямым или косвенным контролем такого источника». Про ответственность для посредника в законе напрямую ничего не сказано. 

Само определение иноагента указывает на получение каким-либо лицом иностранной поддержки или нахождение под иностранным влиянием. По своеобразной логике российского государства, если вы — иноагент, то работаете на другое государство. При наличии политической воли, печисление денег иноагенту или другая поддержка может быть воспринята как помощь другому государству в выполнении его целей. Но посредники при переводе этих средств даже не подпадают под действие закона. 

Какие теперь есть варианты

Все варианты будут неидеальными и, скорее всего, временными, но пока пространство для маневра есть. Облегчить жизнь можно несколькими способами:

  1. Обратиться к фонду «Нужна помощь». Он находит инструменты фандрайзинга в том числе для организаций-иноагентов, предлагает обучающие курсы и разрабатывает индивидуальную стратегию развития для организации. Для этого нужно заполнить форму на сайте и пройти верификацию.   

  1. Собирать средства через организацию-посредника. Им может быть как другое НКО, так и вновь созданное юрлицо. Это достаточно надежный способ, но несет риски для самого шлюза: его несложно вычислить и заблокировать, либо тоже признать иноагентом.

  1. Использовать криптовалюту. По закону запрещено расплачиваться криптовалютой за товары и услуги, но благотворительные организации не предоставляют жертвователям никаких услуг. Криптовалюта считается имуществом, а НКО могут принимать имущество в качестве пожертвований. Главное затруднение связано с обналичиванием и ведением отчетности — все криптообменники в России работают неофициально. И лучше переводить и собирать пожертвования через холодные кошельки, чтобы обезопасить себя и доноров — были случаи преследования за переводы «‎врагам». 

  1. Подключиться к Лейке — плагину Теплицы для сбора пожертвований. С ее помощью можно собирать донаты из разных платежных систем через одну форму. Среди платежных сервисов, с которыми у Лейки есть интеграция — PayPal и Stripe, так что можно принимать как рубли, так и иностранную валюту. Плагин уже установили более 2000 субъектов. 

  1. Попробовать перевести пожертвования непосредственно тем, кому нужна помощь. Фонд в данном случае выступает гарантом того, что человек, например, активист, которому необходимо собрать на билет, не мошенник. Сама организация не получает средства на свой счет: они идут напрямую нуждающимся. Такая схема более привычна для активистов и блогеров: они рассказывают историю человека и объявляют об открытии сбора, и подписчики, которые доверяют этому инфлюенсеру, жертвуют деньги. 

  1. Подключить бот в Telegram для краудфандинга. Такие боты, как Tribute, позволяют создать платную подписку на канал и получать донаты. Tribute разработала команда мессенджера. Сервис берет комиссию в 10%, но позволяет платить в рублях, евро и в криптовалюте.

  1. Договориться с платежными системами или с банками напрямую о переводе и получении средств на конкретные проекты. Например, прописать в договоре расходование денег на административную деятельность или адресную помощь. 

Статус иноагента не означает, что НКО работает незаконно. Это означает, что государство посчитало деятельность организации политически окрашенной и нашло в ее финансировании иностранные поступления. Поведение платежных систем продиктовано страхом, и юридические консультации могут помочь разобраться с ситуацией.

Источники

1. Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 N 255-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс 

2. NFT, партнерские программы и аналоги PayPal: как фонды идут навстречу частным донорам | Forbes Life 

3. В 2023 году россияне стали гораздо реже участвовать в благотворительности, за исключением помощи военным. Люди не доверяют фондам-иноагентам и называют Пригожина среди известных благотворителей