Виртуальная реальность (VR, Virtual Reality) — возможность для многих создать собственный небольшой мир. Тысячи людей по всему миру используют платформы и приложения виртуальной реальности, строят свои сообщества и путешествуют по виртуальным мирам. Уже не первый год эти пространства становятся площадкой и для социальных инициатив. Как мама и сын из Украины делают VR-проекты о войне и цензуре под названием ZViT — читайте в статье Теплицы.
От бомбежек с VR-шлемом
«Я всегда интересовалась политикой. Первый Майдан был в 1998 году, я тогда училась в 11 классе. У нас проходили уроки политинформации, я рассказала при всем классе о том, что студенты бастуют и объявили голодовку. Тимофей родился во время Оранжевой революции, а Зоря — во время второго Майдана. 18 февраля 2014 года я, беременная, шла к врачу через Майдан, а буквально через несколько часов там случились первые смерти», — рассказывает Виктория Лопухина.
Лопухина архитекторка, а ее муж разработчик. С детства они показывали детям свою работу, разделяли с ними все интересы. В 2018 году двенадцатилетний Тимофей впервые участвовал в большой активистской кампании против строительства торгового центра на месте обнаружения старинной набережной на Почтовой площади в Киеве. Они с мамой предложили проект создания музей, сняли видео и вместе с другими участниками движения выступали против застройки.
Тимофею исполнилось 16 лет, когда началась полномасштабная война. Первые бомбежки в Киеве Тимофей с мамой и маленькой сестрой пережидали в бомбоубежище — в подвале школы, куда семилетний Тимофей пошел в первый класс. Там же семья начала создавать свой большой проект — VR-музей войны. Виктория говорит, что создание музея помогло им пережить первые недели, когда казалось, что мир не узнает о происходящем. Каждый день на протяжении трех недель они фиксировали новости в цифровом пространстве, пока не решились уехать из Киева.
Папа Тимофея и Зори в феврале находился в Чехии, поэтому Виктория уезжала с двумя детьми одна. Тимофей разобрал компьютеры, достал видео- и звуковые карты, чтобы забрать с собой. Тимофей показывает фотографии деталей и говорит, что разбирать компьютеры учился с папой с раннего детства. Из вещей семья не взяла ничего, рюкзаки были полностью заняты деталями компьютеров, VR-шлемом и прочей техникой.
«На всех вокзалах к тому моменту начался коллапс. Со всей страны в Киев стягивались люди, а у меня был страх вокзалов, мне казалось, что бить будут именно по вокзалам. Одну ночь мы [ с детьми — примеч. ред.] переночевали на вокзале, чтобы успеть на утренний поезд. В городе же был комендантский час», — рассказывает Лопухина.
Через два дня семья добралась по Праги.
Остров Змеиный
В апреле 2022 года Виктория и Тимофей решили участвовать в специальной VR-секции фестиваля документального кино GoEast с проектом VR-музея, но по техническим требованиям музей не подошел. Тогда они решили создать новый проект — про украинский остров Змеиный, на который российская армия напала в первые дни войны.
За один месяц Виктория и Тимофей сделали проект Bloodbath и представили на фестивале. Комиссия отобрала проект для показа на британском фестивале Raindance. К Raindance Тимофей и Виктория подготовили многопользовательскую версию проекта и проводили экскурсии по пространству.
Пространство Bloodbath — это виртуальная копия острова Змеиного, по которому пользователи могут ходить. Пользователь, вернее его визуальный аватар, попадает на пограничный пост острова с информационным стендом и видит тот самый «русский военный корабль»; на фоне играет старая украинская песня «В Чорне море кров Дніпром тече». Дальше пользователь может пройти по острову к историческому музею — такой же музей с амфорами средиземнорских центров действительно находился на острове Змеином недалеко от Бандитского пляжа, но во время боев был разрушен. В виртуальном музее можно узнать историю острова и людей, которые его защищали.
Внутри цензуры
В апреле 2023 года ZViT принял участие в конференции и хакатоне Теплицы «Интернет без границ» в Праге. Хакатон был посвящен борьбе с цензурой и дезинформацией, участники в сжатые сроки придумали свои проекты и представляли их остальным.
Виктория и Тимофей создали виртуальное пространство антиутопического постсоветского города с типовой застройкой, изображающего серый мир цензуры. Девятиэтажные панельки-«чешки», изрисованные автобусные остановки, бетонные заборы. Посреди города стоит большая сфера — теплица, в которой растет дерево (объемный логотип Теплицы). В теплицу нет официального входа и выхода, но к дереву можно попасть через дырку в заборе, то есть обойдя цензуру.
В ветках этого виртуального дерева находятся комнаты, которые, как предполагают в ZViT, можно использовать для выступлений, встреч и других мероприятий — для всех тех, кто выбрал свободный интернет.