Помогать ЛГБТ+ людям в России опасно. Несмотря на радужные дизайны и позитивные кейсы в соцсетях, дела, которыми занимаются правозащитники из помогающих проектов, касаются не только дискриминации и семейного права, но и пыток и убийств. Сами проекты постоянно находятся под давлением: их ликвидируют, признают иностранными агентами активистов(к) и целые проекты, блокируют сайты. Сотрудники, оставшиеся в России, вынуждены скрывать свои имена. Теплица поговорила с проектами, оказывающими помощь ЛГБТ+ персонам, о том, как они работают после принятия нового гомофобного закона.
Краткая история новейшей государственной гомофобии
В 2013 году Госдума приняла закон, устанавливающий ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Спустя почти 10 лет, в августе 2022 года, государство решило дополнить закон и запретить «пропаганду нетрадиционных отношений» в России безотносительно возраста.
С принятием закона публикация любой информации об ЛГБТ+ будет наказываться штрафами от 50–100 000 рублей для физлиц и 100–200 000 рублей для должностных лиц, от 800 000 до 1 млн рублей для юрлиц (или приостановлением деятельности до 3 месяцев). За публикацию, то есть «пропаганду нетрадиционных ценностей» в СМИ или интернете, юридические лица могут получить штраф от 1 до 4 млн рублей (или ту же приостановку деятельности до 3 месяцев). Если же «пропаганда» будет распространяться среди несовершеннолетних в СМИ или интернете, то штраф для юрлиц вырастет до 5 млн рублей.
Наиболее значимые организации, помогающие ЛГБТ+ персонам и защищающие их интересы, были добавлены в реестр «иностранных агентов». Например, благотворительный фонд «Сфера» объявили иностранным агентом 1 марта 2016 года, а 21 апреля 2022 года — ликвидировали.
Еще несколько примеров гонений. В ноябре 2020 года организация «Феникс ПЛЮС» и портал «Парни+» были объявлены иностранными агентами, а в мае 2021 года администратора интернет-ресурса «Парни+» Евгения Писемского оштрафовали на 300 000 рублей.
В ноябре 2021 года Минюст объявил иностранных агентами «Российскую ЛГБТ-сеть» и ее основателя Игоря Кочеткова (сооснователя фонда «Сфера»), а в декабре — организации «Маяк» и АНО «Лилит», краснодарскую группу «Реверс». В январе 2022 года иноагентом стал Московский комьюнити-центр для ЛГБТ+, инициативную группу «Выход» и лично бывшего советника «Выхода» Максима Оленичева. Вскоре после начала войны вся команда «Выхода» уехала из России.
Иностранными агентами признаны ЛГБТ-активистки Мария Сабунаева, Регина Дзугкоева, глава АНО «Лилит» и Дальневосточного общественного движения «Маяк», участница ярославского ЛГБТ-движения «Каллисто» Ярослава Сироткина, журналист Карен Шаинян и другие.
Российские политики на международном уровне отрицают дискриминацию ЛГБТ+ людей, но в публичных выступлениях внутри страны постоянно используют гомофобные высказывания. Государственные СМИ держат курс на «традиционные ценности» и используют гомофобию и трансфобию как пример «угрозы» для российского общества и в особенности для детей.
Чем конкретно занимаются помогающие проекты
Ответ прост: по большей части защитой прав человека. Вне зависимости от различий все люди имеют равные права на жизнь, здоровье, труд и свободу — как физическую, так и свободу слова и самовыражения. В России представители ЛГБТ+ сообщества по-прежнему подвергаются преследованиям, и задача проектов помощи часто сосредоточена на борьбе просто-напросто за право людей на жизнь. Если в демократических странах права квир-персон манифестируются на гей-прайдах и в ЛГБТ+ акционизме, то в России защита прав происходит в судах.
Также российские проекты оказывают психологическую и правовую помощь и ведут мониторинг дискриминации — фиксируют случаи нарушения прав людей, чтобы и граждане, и международное сообщество могло иметь представление о сути и масштабе проблем. Проекты создают и курируют сообщества — кто-то ведет такие программы онлайн, а кто-то очно на базе ресурсных центров (комьюнити-центры). Некоторые помогают с экстренной эвакуацией из страны. Есть проект, посвященный борьбе с насилием в отношениях квир-пар.
Как выживают помогающие проекты
Несмотря на все сложности, в России живут счастливые открытые семейные квир-пары с детьми, понимающими родственниками и поддерживающими друзьями. С вступлением в силу нового закона не всем им придется уезжать из страны и скрываться, но уровень гомофобии и трансфобии в стране повысится — как и суммы штрафов за публичные высказывания про ЛГБТ+. Организации продолжат помогать сообществам справляться с новыми трудностями и защищать их интересы, параллельно сражаясь с очередными блокировками сайтов и страниц в соцсетях и задержаниями своих сотрудников.
«Феникс ПЛЮС» — организация, которая проводила больше всего тестов на ВИЧ в гей-сообществе в России. Проект работал с 2006 года, а в 2021 году ему пришлось закрыться из-за иноагентства. «Из работы, которую мы можем себе позволить, остался только онлайн-проект, связанный с просвещением ЛГБТ+. Закрытие нашей организации проходило под эгидой закона о пропаганде среди несовершеннолетних», — рассказывает основатель «Феникс ПЛЮС» и портала «Парни+» Евгений Писемский.
Портал «Парни+», посвященный жизни гей-сообщества, пока продолжает работу, причем в открытом доступе. В 2018 году сайт впервые заблокировали, но блокировку удалось обжаловать в суде. «Закон о так называемой пропаганде как раз начал действовать во всю силу, но прокуратура очень плохо подготовила дело. В суде мы показывали свою работу по ВИЧ-профилактике, за нас выступили, в том числе государственные СПИД-центры и агентство ООН, поэтому мы выиграли», — вспоминает Писемский.
С началом войны большая часть его сотрудников уехала из России. Одного из участников дважды задерживали накануне выезда. «Мы привыкли к тому, что нас блокируют, но нас немного пугает, что мы потеряем большой процент аудитории: думали, что все уже установили VPN, а опрос среди подписчиков показал, что половина не пользуется VPN и не собирается», — рассказывает Писемский.
Уехать всей командой пришлось и фонду «Выход». «Мы переехали из России, чтобы подобные события никак не влияли на нашу работу. Просветительскую часть работы мы будем только наращивать, потому что мы можем свободно вещать на российскую аудиторию и обязаны это делать», — заявляет Александр Воронов, исполнительный директор ЛГБТ+ группы «Выход».
Приходилось и приходится работать в состоянии постоянного стресса. Стресс был сильнее, когда мы находились в России и вынуждены были тратить время на бесконечный риск-менеджмент — то есть предугадывать, как нам действовать сейчас, чтобы снизить риски. Причем в условиях, когда непонятно, как именно их снижать.
Сайт и соцсети «Выхода» еще не заблокировали, но с принятием нового закона группу во «ВКонтакте», вероятнее всего, забанят, считает директор Воронов. Пока что охваты и количество подписчиков в соцсетях проекта только растут, поэтому сотрудники организации предполагают, что пользователи умеют пользоваться VPN и в случае блокировки сайта смогут получать доступ к информации.
Теплица уже рассказывала о новом проекте помощи квир-людям с эвакуацией из России — «Квiр Свiт». Проект родился за пределами России и поэтому пока не привлек внимание российских властей. «Мы не очень известные в широких кругах, слава богу. Наши соцсети всего пару раз пытались взломать. <…> Про себя я думаю, что мне все меньше и меньше светит когда-нибудь вернуться домой [в РФ. — Прим. ред.]», — говорит соосновательница проекта Анна-Мария.
По словам Анны-Марии, всплеска запросов на эвакуацию пока нет, люди по-прежнему решаются уехать сразу по многим причинам, а не только из-за нового закона. «Активисты уже уехали — ведь если ты ЛГБТ-активист, то неминуемо вовлекаешься и в политический активизм. А что касается, например, драг-артистов или тех, кто занимается просвещением, они начинают выезжать просто потому, что понимают, что больше не смогут работать в России», — рассказывает Анна-Мария.
Другой недавно созданный проект, «Справимся вместе», помогает бороться с насилием в отношениях ЛГБТ+ людей и тоже пока не подвергался давлению. Проект работает онлайн, специалисты остаются в стране. Правда, психологи и юристы, сотрудничающие с проектом, часто скрывают свои имена, а партнерские кризисные центры не хотят размещать информацию о сотрудничестве.
Что изменится после вступления в силу нового закона
Фонд «Сфера» не планирует менять работу в связи с новым законом, но, возможно, придется расширь правозащитную работу, чтобы помогать людям оспаривать штрафы, если будет необходимо.
«Мы никогда не ставили никакие маркеры, мы считаем, что закон неправомерный — точно так же, как и новый закон, — рассказывает юрист Александр Белик, сотрудничающий с „Российской ЛГБТ-сетью“ и фондом „Сфера“. — Мы не будем отказываться ни от одного направления своей работы. Закон создан для того, чтобы запугивать людей и создавать атмосферу ненависти, вызывать в обществе желание негативно думать об ЛГБТ, и нас ликвидировали из-за закона. Ведь помощь ЛГБТ не считается благотворительной деятельностью, и организация якобы пропагандирует „нетрадиционные сексуальные отношения“. Поэтому мы этот закон никогда не будем соблюдать и менять курс не будем».
Помогать людям организациям придется, возможно, больше — как психологически, так и юридически. Как отмечает Александр Белик, после введения закона о «пропаганде среди несовершеннолетних» резко вырос уровень насилия и количество случаев дискриминации в отношении ЛГБТ+ людей.
«Закон ужасный, он очень сильно влияет на ЛГБТ-сообщество и безопасность, сулит глобальный всплеск насилия, — отмечает Белик. — Это уже сейчас влияет на психологическую безопасность ЛГБТ-людей, и уже сейчас им очень тревожно находиться в России. Они хотят выехать, так как многократно с трибуны Госдумы их приравнивали к гражданам второго сорта».
С Беликом согласен и Евгений Писемский, основатель «Феникс ПЛЮС» и «Парни+». «Исходя из опыта, мы думаем, что закон принимают, чтобы напугать. С прошлым законом было так же: включились самоцензуры — и этого было достаточно. В этот раз будет примерно то же самое, хотя, конечно, найдут и тех, с кем захотят поквитаться», — уверен Писемский.
Куда именно обращаться за помощью
- Фонд «Сфера» — занимается правовой и психологической помощью ЛГБТ+ персонам, обеспечивает экстренную помощь тем, кто попал в беду.
- Инициативная группа «Выход» — предоставляют бесплатную психологическую и юридическую поддержку ЛГБТ+ сообществу и близким квир-персон, занимаются просветительской деятельностью.
- «КвiрСвiт» — помогают ЛГБТ+ персонам и/или представитель*ницам коренного народа / этнического меньшинства в России эвакуироваться из России.
- Кризисная группа CK SOS — помогают ЛГБТ+ людям в опасности на Северном Кавказе, обеспечивают им безопасное жилье, медицинскую, психологическую, материальную помощь и возможность покинуть Россию.
- «Российская ЛГБТ-сеть» — оказывают правовую, психологическую и экстренную помощь, поддерживают региональные ЛГБТ+ организации.
- «Дело ЛГБТ+» — юридическая защита ЛГБТ+.
- «Транс*Коалиция» — информационно-ресурсная платформа, объединяющая трансгендерных людей; помогают информационно, работает горячая линия для персон из Украины, Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы.
- Центр Т — помогают трансгендерным людям: психологическая поддержка, терапевтические группы, обучение для помогающих практиков.
- «Ресурсный центр для ЛГБТ» (Екатеринбург) — комьюнити-центр и экстренная помощь.
- «Справимся вместе» — информационная и адресная психологическая и юридическая помощь ЛГБТ+ персонам в ситуации партнерского насилия.
- Московский комьюнити центр для ЛГБТ+ инициатив – комьюнити-центр, шелтер, психологическая и юридическая помощь в Москве.
- «Равные» (Карелия, Мурманская область) — инициативная группа гражданских активистов из Карелии, Москвы и Мурманской области.
- «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие» — объединение активист*ок.
- «Парни+» — просветительский портал про ЛГБТ+ сообщество и здоровье.
- «Бок о бок» — ежегодный ЛГБТ-кинофестиваль, публикуют статьи и подкасты.
- «Феминитив» — феминисткий проект из Калининграда; предоставляет бесплатную психологическую и юридическую помощь женщинам (в том числе транс-женщинам) и ЛГБТ+ персонам, проводит группы поддержки.
- «Плюс Голос» — международное движение родителей и близких за права ЛГБТК+ людей из Армении, Беларуси, Германии, Грузии, Молдовы, России, Украины. Информационный и образовательный ресурс для близких квир-персон.
- Килькот – поддержка килькотов и их близких.