Война — травмирующее событие для всех. Теплица запускает рубрику психологической поддержки. В ней мы будем писать о сложностях, с которыми сталкиваются активисты, волонтеры и вообще все, кого касается антивоенная повестка. Вместе с экспертами-психологами мы будем разбираться, как помочь себе, чтобы эффективно помогать другим, а также как избавляться от разрушающих нас состояний.
Психологиня, основательница движения «Психоактивно» и специалистка психологического направления в Феминистском антивоенном сопротивлении Саша Старость рассказывает о травме свидетеля.
Что такое травма свидетеля — разновидность посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)?
Травма свидетеля, или синдром очевидца, часто случается у людей, вынужденных соприкасаться с насилием и информацией о насилии. Травма свидетеля — это вторичная шоковая травма от информации. ПТСР, как и шоковая травма, могут случиться в том числе при употреблении контента, связанного с насилием, а не только со свидетелями и пострадавшими от насилия напрямую. ПТСР — следующая фаза развития нелеченной шоковой травмы. Само собой, травма свидетеля совсем не обязательно переходит в ПТСР.
Важно знать, что не все люди, которые возвращаются с войны, сталкиваются как с ПТСР, так и с травмой свидетеля. Люди, не находившиеся в зоне боевых действий, но сталкивающиеся с тяжелой информацией, вовсе не обязательно получат травму свидетеля.
С кем может такое случиться — с активистами и журналистами?
С кем угодно. Обыденное насилие — это насилие, которое мы привыкли считать «нормальным». Часто кажется, что оно никак не влияет на нас. Например, мы читаем о войнах, терактах, убийствах, и у нас получается не испытывать глубоких переживаний, то есть дистанцироваться.
Чем дольше человек потребляет информацию об экстремальном насилии и чем ближе она относится к человеку (по субъективным ощущениям), тем сильнее она влияет на психику. Украина — близкородственное место для многих россиян, все же Украина граничит с Россией, и пейзажи Украины более узнаваемые для россиян, чем пейзажи Сирии. Такие ассоциации не обязательны для получения травмы, но все же сильно воздействуют на нас.
Насилие не может стать до конца фоновым и привычным, потому что оно подрывает веру в справедливость. К тому же у многих сформировалась привычка к думскроллингу — постоянному изучению новостной ленты про войну и иные травмирующие события. Из-за потери субъектности люди продолжают потреблять информацию, которая в итоге их парализует.
Конечно, в группе риска находятся люди, которые в силу работы вынуждены потреблять много информации о войне, — это журналисты, активисты, волонтеры, психологи и другие помогающие специалисты. У этой группы не всегда есть возможность остановиться в потреблении этой информации, потому что это их основная деятельность.
Почему у кого-то случается травма свидетеля, а у кого-то нет?
Даже у одного человека на похожие события могут быть разные реакции. У кого-то умирает родственник и случается шоковая травма или ПТСР, а потом снова умирает другой родственник, и травмы уже не происходит. Предсказать невозможно.
Чем лабильнее психика у человека, тем выше вероятность различных ответных реакций на травмирующие события и новости. То есть если у человека есть психологические расстройства, например, тревожно-депрессивное, то он с большей вероятностью получит травму свидетеля.
Как понять, что у тебя травма свидетеля?
Основные симптомы травмы свидетеля похожи на те, что наблюдаются при шоковой травме и ПТСР: постоянная тревога, бессонница, сложности в концентрации, физиологические ощущения сдавленности в груди. Люди описывают, что ощущают чувство страха, бессилия, вины, такой паралич воли, когда не могут больше обрабатывать и справляться с информацией, но продолжают ее потреблять. Становится сложнее выходить на работу и делать привычные дела. Многие говорят, что постоянно плачут.
Травма свидетеля отличается тем, что приводит к апатической парализации, когда человек не понимает, что дальше делать с этой информацией.
А панические атаки — это уже ПТСР? Как отличить?
Не обязательно. Паническая атака может возникнуть даже единоразово после особенно тяжелых новостей. Необходимо прислушиваться к себе, и если у вас случаются панические атаки при работе с определенной темой, то, может быть, это не ваша тема и стоит отойти от нее.
Если человек начинает восстанавливаться, когда отключает себя от новостей, то, возможно, это травма свидетеля. В любом случае, стоит обратиться к психологу, ведь исключить ПТСР, тревожное расстройство и другие состояния может только профильный специалист. Самодиагностикой заниматься можно, так вы замечаете у себя симптомы состояния, при котором надо обращаться за помощью, а вот самолечением — никогда.
Что человек может сделать, если ощущает состояние, как при травме свидетеля?
- Ограничить доступ к информации или сократить ее количество. Например, если вы работаете с такой информацией, то отключитесь от нее дома. Чем дольше вы будете тянуть с «уходом», тем больше времени займет восстановление.
- Посмотреть на свои зоны влияния, чтобы понять, что в вашей власти, а что не в вашей и сосредоточиться на том, что вы можете сделать и на что повлиять. Здесь волонтерам и активистам немного проще.
- Принять нормальность этих чувств. Уже полгода мы наблюдаем экстремальное насилие, которое влияет на нас. Мы можем испытывать все то, что испытываем, и переключаться на другие дела и отдыхать.
- Временно прервать волонтерскую или активистскую деятельность, если она вас травмирует. Вы всегда можете вернуться и помогать эффективнее и больше, когда восстановитесь.
- Обязательно пойти к психотерапевту и обговорить ваши ощущения. Вот подборка мест от «Службы поддержки», где можно получить бесплатную психологическую помощь.
Что делать, чтобы не получить эту травму?
Регулярные сессии с психологом — это идеальный вариант, но не всем доступный. Можно выстроить режим, при котором вы регулярно и намеренно будете отвлекаться от повестки. Война идет уже не первый месяц, сейчас уже нельзя позволять себе окружать себя только этой темой. Читайте и смотрите в свободное время что-то НЕ про войну, активизм, Путина и так далее.
Как нужно действовать в антивоенном движении / редакции / волонтерском объединении?
Постоянно напоминать о важности отдыха и бесплатной психотерапии в профильных организациях. Спрашивать друг у друга про состояние и предлагать отключиться на время, если кто-то жалуется на свои психологические проблемы.