«У меня нет парализующего страха, что сейчас постучат в дверь и заберут»

Фото: Unsplash. Прага.
Фото: Unsplash. Прага.

Монологи IT-специалистов, помогающих создавать главные антивоенные проекты

После 24 февраля 2022 года появилось много антивоенных инициатив, о которых регулярно рассказывает Теплица. Чтобы новые проекты запускались и работали без перебоев, понадобилась помощь волонтеров, которые разрабатывали и поддерживали все технические решения. Их истории — в материале Теплицы.

Фото: Unsplash.

Екатерина, digital-маркетолог

Я очень близко к сердцу принимаю то, что происходит. Мой муж родился в Украине, у нас много родственников, оставшихся там. Мы не могли оставаться в России и уехали сразу же, как началась война. Невозможно осознавать, что одна твоя страна разрушает другую твою страну. Мне нелегко дался отъезд из России — мы не подготовились, психологически тяжело было заниматься работой и рутинными делами.

Я всегда ходила на митинги и выражала гражданскую позицию, правда, теперь оказалось, что все это было бесполезно. Также я помогала финансово ОВД-инфо, «Мемориалу», но как волонтер никогда не участвовала.

С 2020 года я стала IT-волонтером и в основном помогала благотворительным фондам как digital-маркетолог. Например, по вечерам после работы и на выходных я делала лендинги для сборов фондов, помогающих детям. С тех пор как началась война, я переключилась на помощь гражданским инициативам.

После 24 февраля все изменилось, и стало понятно, что вся помощь должна быть сосредоточена вокруг антивоенных проектов. Дети и работа никуда не делись, но ничего другого я сейчас делать не могу. 

Екатерина

Через чат волонтеров я нашла проект, которому стала помогать. Это ресурс, который объединяет все гражданские инициативы в одном месте с удобной навигацией. Чтобы человек, который ищет помощь или хочет присоединиться к сопротивлению, мог легко сориентироваться среди множества инициатив.

Другой проект — противостояние информационной пропаганде внутри и вне страны. Мне кажется, что многие люди в разных государствах разделяют режим и всех остальных граждан, живущих в России. Мы делаем первые прототипы проекта, скорее всего, мы начнем с простого — будем переводить какие-то материалы на английский, чтобы пытаться сделать видимой ту часть россиян, кто против войны.

Когда ты участвуешь в таких проектах, появляется надежда, что еще можно что-то изменить. Так получилось, что я помогаю и участвую именно в российских инициативах, хотя, конечно, с радостью бы присоединилась к украинским. Важно именно россиянам предпринимать усилия и добиваться прекращения войны. Кроме России, никто войну остановить не может, и каждый должен вносить свой вклад.

Алексей, студент МФТИ

24 февраля с утра я узнал, что началась война, и сказал своему соседу по квартире. Вместе с ним мы стали думать, что делать. Наши преподаватели сразу запустили открытые письма против войны. Причем преподаватели-либералы писали, что война — это неправильно; религиозные, — что не духовно; патриоты — что война убьет Россию, и так далее. Только одному преподавателю пришлось удались письмо, потому что у него уже был штраф после митинга.

Наш ректор поставил подпись «за» войну, и мы вместе добивались, чтобы он убрал свою подпись. Весь институт был в стикерах и ленточках с призывами снять подпись, все писали посты в соцсетях, а еще писали обращения к ректору — у нас на сайте есть специальная форма. Наша вузовская газета тоже призывала убрать подпись. В итоге он убрал. Но, возможно, он просто боялся, что у него, например, заберут какую-нибудь иностранную недвижимость.

Надпись «Нет войне» на стадионе МФТИ. Изображение: DOXA. Фото: подписчики DOXA.

В МФТИ очень важно мнение студентов. В 2019 году сняли с должности декана одного из факультетов, тогда были крупные забастовки, студенты штурмовали ректорат. Если бы нашего ректора уволили за то, что он убрал подпись, случилось бы что-то подобное.

Вместе с другими студентами мы решили скоординироваться и обговорить, что делать дальше. К тому моменту у нас уже была давняя инициативная группа вуза, поэтому мы быстро собрались. Так у нас появилось пространство, где можно выговориться. 

Хотелось помочь, но как я мог помочь? Получилось, что только финансами и своими навыками, потому что поехать в Польшу и стать волонтером на границе у меня не было возможности. Один студент предложил мне добавиться в чат IT-волонтеров.

Алексей

Я уже знал, что это такое, потому что участвовал в хакатоне Теплицы и «Новой газеты», но тогда как-то не вступил в сообщество. Я стал помогать разным инициативам по помощи беженцам, писать Telegram-боты. Организациям, которые помогают беженцам, нужны боты с довольно сложной логикой, ведь требуется координировать волонтеров (которые к тому же должны указывать, чем именно могут помочь) и помогать тем, кто обращается за помощью, в том числе предоставлять информацию, куда идти за помощью в разных странах. И для таких организаций совсем не было никакой инфраструктуры и готовых решений, все нужно было создавать с нуля и обсуждать и придумывать, как правильно сделать.

Сейчас я пишу чат-бот для женщин-беженок — из любых стран. Оказалось, что то, что я делаю сейчас, очень похоже на предыдущий проект, и я взял часть функционала из него. Я понял, что большинство задач по ботам однотипные, и подумал, что можно было бы сделать универсальное решение. Ведь огромный кусок кода приходится писать с нуля, хотя он нужен и в том проекте, и в этом.

Я решил написать что-то типа открытой библиотеки для создания ботов, которые помогают беженцам. Там будут удобные формы регистрации для волонтеров, возможности легко получить информацию и связаться с волонтерами через боты (ведь не все готовы давать свои ники в Telegram или номер телефона). Важно, чтобы было удобно всем. К примеру, если ты волонтер, тебе удобнее получать все обращения, а их могут быть тысяча, в одном месте — чтобы они не смешивались с личными сообщениями и каналами. Сейчас мы с группой волонтеров делаем фреймворк, который позволит быстро, легко и относительно безопасно делать боты.

Я остаюсь в России, и пока мне не хочется уезжать. У меня учеба, работа, плюс я преподаю физику детям в школе. Тем инициативам, которым нельзя помогать финансово, я помогаю навыками. Например, муниципальным кандидатам и другим. Если бояться, то и из дома выходить не стоит. Я точно знаю, что моя помощь нужнее внутри страны, чем снаружи.

Игорь, fullstack-разработчик, участник инициативы bots against war (@bots_against_war_bot)

Раньше я участвовал в различном активизме. Кто бы мог подумать, что в довоенное время активистам, оказывается, так много было делать в сравнении с нынешним!.. То есть я более-менее был замешан в гражданском движении. Уличная активность в России всегда была сопряжена с какими-то рисками, но с 2021 года я по личным причинам не мог больше выходить на улицу на митинги. Чтобы быть полезным обществу, я стал помогать своими навыками просто по какому-то сарафанному радио, а затем вступил в чат волонтеров.

Мне кажется, во время войны любой активизм становится антивоенным.

Игорь

Мне хотелось быть полезным сопротивлению, поэтому сперва я помогал разным проектам — писал разные Telegram-боты на Python. В тот момент появлялись стихийные проекты, потому что люди хотели срочно начинать помогать. Боты оказались самым удобным форматом для таких проектов. Потому что бот легко разработать в одиночку, при этом он позволяет получать много преимуществ — анонимность, множество функций, автоматизация процессов.

Со временем состояние постоянного возбуждения и маниакальной необходимости постоянно что-то делать, чтобы справиться с войной, прошло. Оно не может длиться вечно. Сейчас видно, что многие проекты стали несколько замедляться и идти в сторону системности. Бросаться на амбразуру ни у кого больше нет сил. 

У меня тоже появился запрос на устойчивость, поэтому мы со знакомыми собрали свою активистскую группу @bots_against_war_bot, чтобы помогать антивоенным проектам. Чем больше людей в группе, тем эффективнее строится процесс — не так страшно, если кто-то один выпадет, выгорит или что-то еще случится. У нас есть экспертиза в разработке, и в IT в широком смысле, и нам важно использовать эту экспертизу во благо. Вместе мы не только помогаем конкретным проектам, но и создаем разные заготовки и разработки на будущее, чтобы новым проектам было еще легче решать свои технические задачи.

Я уехал из России и поэтому ощущаю себя в безопасности и могу заниматься помощью таким проектом. Когда я делаю что-то, у меня нет парализующего страха, что сейчас ко мне постучат в дверь и заберут. Если бы я не уехал, то не занимался бы всем этим.

«IT-волонтер» — это онлайн-платформа обмена знаниями и навыками в сфере информационных технологий, созданная для помощи некоммерческим проектам. Присоединяйтесь к чату IT-волонтеров, чтобы помогать гражданским инициативам.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.