Про самую главную (по нашему мнению) антивоенную компьютерную игру — This War of Mine, мы уже писали. Вот еще три, которые рассказывают о том, что война — это ужасно.
Spec Ops: The Line
YAGER, 2012
Неожиданное решение для серии военных шутеров. Вроде все как обычно, главный герой Мартин Уокер — командир отряда спецназа, по ту сторону прицела — предатели и террористы, стреляй или будешь убит. Но все это не то, чем кажется. А игра не обычная стрелялка.
Место действия — разрушенный катастрофическими бурями Дубай. Небоскребы погребены в слоях песка. Стеклянные полы рушатся, воронки засасывают вас все глубже. И дело не только в песке. Настоящий муравьиный лев здесь — не враги, которым противостоит команда Уокера, а охватывающее его безумие. На наших глазах бравый капитан превращается в военного преступника.
И вот, она сила интерактива компьютерных игр, делающая их куда более мощным медиумом, чем, например, кино. Игрок не просто смотрит на происходящее со стороны, он действует. Это его выбор. Хотя в ключевых и самых кошмарных моментах игра линейна и каких-то событий можно избежать, только выключив ее, но и этот фатализм становится частью повествования.
Да, The Line — современное прочтение «Апокалипсиса сегодня». В тот момент, когда это понимаешь, кажется, становится легче. У меня это случилось, когда я сообразил, что фамилия антагониста — Конрад, является отсылкой к тому, как звали автора повести «Сердце тьмы», из которой Коппола и сделал свой «Апокалипсис». Ну что же, нам рассказывают серьезную историю, это не просто про пострелять, игра с заявкой, окей. А потом вам предстоит нажать на кнопку на пусковой установке минометов с фосфорными боеприпасами. И увидеть результат. После этого игра будет продолжаться. Я, правда, дальше играть не смог.
The Snowfield
Singapore-MIT Gambit Game Lab, 2011
Европа, Первая Мировая, зима. Бой завершен, войска откатились к позициям (или полегли?). И не важно, на какой стороне вы были, этого игроку, кстати, и не узнать. Вы играете за одного из выживших солдат. И ему предстоит просто прожить какое-то время, столько, сколько сможет, на лютом морозе.
Земля изуродована воронками, всюду тела погибших, кровь, где-то торчат руины зданий. Все это медленно засыпает снег. Звучат стоны и крики, это по полю боя скитаются такие же, как вы, выжившие. Единственное, что тут можно делать — помогать этим потерянным людям, поддерживая их или провожая к кострам или просто туда, где можно укрыться от снега.
The Snowfield — совсем небольшой студенческий проект. Среднее время одной игровой сессии — около 10 минут. Ни о какой возможности «выиграть» в этой игре, конечно, не идет и речи. Короткое и сильное высказывание: победителей на войне не бывает.
Серия Metal Gear
Хидео Кодзима, Konami, 1986-2015
С самого начала, еще с восьмибитной Metal Gear (будем считать ее нулевой частью), можно было пройти игру, не убивая противников. Это было очень важным геймплейным посланием Хидео Кодзимы. В третьей части, Snake Eater, мысль о том, что убивать — плохая идея, даже если речь идет о работе наемника, была еще и отлично визуализирована. На подходе к одному из боссов герою предстояло продираться сквозь призраков тех, c кем он расправился до этого. Или просто спокойно пройти, никого не встретив. Похожая штука заложена и в другой игре Кодзимы Death Stranding, где каждая смерть вызывает катаклизм, которым может уничтожить целый город.
Собственно Metal Gear — это ядерное оружие, за которым охотятся герои серии. Кодзима постоянно ставит вопросы допустимости и необходимости ядерного сдерживания. В многопользовательском режиме пятой части игроки могли создавать ядерное оружие для защиты своих баз и применять его против других обладателей такого вооружения, что заставляло задуматься, а стоит ли это вообще делать. Прямо сейчас в игре вообще проходит устроенный разработчиками ивент, посвященный полному ядерному разоружению.
Вот, что говорит об этом сам Хидео Кодзима: «Онлайн режим позволяет игрокам вообще избавить весь мир от ядерного оружия. Насколько я знаю, этого еще не произошло, но если мы не можем сделать это в реальном мире, пусть хотя бы в игре мы дадим человечеству выбор испытать неповторимый опыт принятия осознанного решения создать безъядерный мир. Испытав все это, игроки на самом деле поймут, что значит быть против войны и ядерного оружия».