Мифы финно-угорских племен, киберпанк и руководство по укреплению отношений. Автор Теплицы Олег Уппит рассказывает об инди-играх прошедшего 2021 года, которые вы могли пропустить, но они точно заслуживают вашего внимания.
Черная книга
Morteshka, 2021
Несколько лет назад студия «Мортешка» выпустила небольшую, но запоминающуюся игру «Человеколось». В мире, основанном на мифах финно-угорских племен окрестностей Перми, игроку предстояло пройти ежедневный путь солнца, перемещаясь между слоями мироздания. В «Черной книге» разработчики продолжают рассказывать про обычаи и поверья северного Урала, только теперь уже более поздние, некоторые из них дожили до начала ХХ века.
Девушке Василисе, которая твердо решила вернуть суженого в мир живых, предстоит пройти путь векшицы — так в тех местах называли колдуний.
Да, у игры чересчур картонная анимация сюжетных вставок. Зато потрясающе придуманы «боссы», чего стоит Водяной, собирающийся из стаи рыб. Да, использовать карточную игру вместо «нормальной» боевой системы — очевидный ход, кричащий о небольшой команде разработки и скромном бюджете. Но именно это позволяет лучше разобраться в том, как было устроено колдовство на границе славян и коми. Да, часть головоломок требуют специфических знаний, которые игроку взять неоткуда, а часть имеют очевидные ответы, в которые геймера тыкают за несколько минут до встречи с заданием. Но это и помогает лучше узнать мир игры.
Если бы игра не была местами по-настоящему мрачной, ее стоило бы включить в школьную программу (надеюсь, что это произойдет с «Человеколосем»). А вот тем, кто интересуется этнографией и мифологией и ищет оригинальные способы представления и передачи знаний, с которыми работают эти науки, — это точно мастплей.
It Takes Two
Hazelight, 2021
Парная игра, вся механика которой заточена на совместное прохождение. И речь не про синхронное нажимание кнопок на скорость. Это история про мужа и жену, которых руководство по укреплению отношений превратило в игрушки и заставляет проходить испытания в гостиной, спальне, кухне и во дворе их дома, чтобы восстановить пошатнувшийся союз.
Научиться взаимопониманию здесь предстоит не только героям, но и самим игрокам. А значит — игра и правда могут помочь начать лучше чувствовать партнера и действовать совместно. И вероятно, эти навыки смогут сработать и в реальной жизни, действительно укрепив отношения.
Двенадцать минут
Twelve Minutes, Annapurna Interactive, 2021
Еще одна история про семью, но на этот раз не яркая и красочная, а мрачная и гнетущая. Главный герой ужинает с женой, когда в дом внезапно вторгается посторонний человек. В итоге гибнет жена героя, а иногда и он сам. И это повторяется раз за разом каждые двенадцать минут. Герою игры предстоит найти выход из временной петли. С каждым новым заходом можно учитывать опыт предыдущих попыток, открываются новые возможности действий и дополнительные ветки диалогов.
Кроме минималистичного дизайна и мощной атмосферы, отдельного упоминания заслуживает озвучка. Герои говорят голосами Джеймса Макэвоя, Дейзи Ридли и Уиллема Дефо.
Поездом по России
Russian Train Trip, monavista dev., 2021
Slow-tv — это жанр YouTube-роликов, где можно несколько часов наблюдать за тем, что видит машинист поезда или дальнобойщик. Если такой формат кажется вам слишком медленным и не хватает возможности повертеть головой, попробуйте этот набор мини-приключений. «Поездом по России» пока что не выглядит как полноценная игра, скорее как демонстрационная версия, но хотелось бы надеяться, что разработчик ее не бросит.
Игру ругают за все, за что можно поругать и slow-tv, и реальные поездки. Тут ничего особенного не происходит, попутчики однообразны и скучны (а многие просто повторяются). И это все, конечно, плохо, но ведь в поезде едешь не за этим и часто даже не ради того, чтобы попасть из одной точки в другую, а за атмосферой и видом из окна. Вот с этим игра «Поездом по России» хорошо справляется уже сейчас.
Шоссе 66
Road 96, Digixart, 2021
А вот это уже куда более серьезное роуд-муви! Вы играете за подростка, который в поисках лучшей жизни бежит из авторитарной Петрии. Автостоп, такси, автобусы. Случайные попутчики, истории которых вы узнаете с разных сторон, в зависимости от прохождения. Триллерные эпизоды в стиле линчевского «Шоссе в никуда» или динамичные и удалые, как в фильмах Тарантино.
Все это на фоне политической катастрофы страны, погрязшей в диктатуре. И в случайном порядке генерируемом игрой.
За одно прохождение вы сможете пройти путь к границе от лица нескольких подростков. Действия тех, кто уже выбрался из Петрии, и тех, кто погиб на границе, влияют на следующие события. Политические взгляды — от нейтральных до радикальных, которых придерживается в диалогах ваш герой, влияет на то, каким будет предстоящий день выборов в Петрии, которым завершится игра.
Да, игра не всегда удачно перемешивает эпизоды, и вы можете попасть в сравнительно скучный сюжет. «Шоссе 66» втягивает игрока в каждое встречное приключение, мимо пройти нельзя. В конце концов, ваш герой, по большому счету, — ходячая камера, перед глазами которой разворачиваются истории персонажей. В общем, интерактивное кино. Но очень достойное, хотя и не прорывное для жанра.
Gamedec
Anshar Studios, 2021
Киберпанковская RPG, выполненная в классической изометрии и при этом вышедшая в один год с Cyberpunk 2077? Казалось бы — разработчики решили просто сыграть на всех, кто следил за переносами релиза самой ожидаемой игры года.
Но нет, Gamedec самостоятельная и классная. Большая часть действия происходит в виртуальных мирах и они очень разные. Будут и отсылки к «Миру Дикого Запада», и сегунская Япония, и просто фэнтези миры. Казалось бы — разряжай револьвер, маши катаной или волшебным мечом. Но нет. Главная особенность игры — отсутствие боевой системы. В заголовке статьи я несколько преувеличил — насилие в игре, конечно, присутствует, какой неоновый киберпанк без него. Вот только его могут применить к вам, но не вы, а игроку предстоит решать все задачи с помощью детективных методов: работы с уликами, дедукции и диалогов.
Жизнь и страдания господина Бранте
Sever, 2021
Рассказать историю человека от рождения до смерти — амбициозная задача. Сделать это в формате компьютерной игры — еще более сложно. Но разработчики нашли решение. Если главное — рассказать историю, то это и надо делать. А самые большие истории в культуре традиционно рассказывали буквами — вот и эта стала текстовой ролевой игрой.
Быть достойным наследником, продолжающим дело отца, или тем, кого проклянет семья? Выбрать карьеру военного или священнослужителя? Возглавить народные волнения или войти в высший свет? Цепочки выборов очень широки, сюжетных вилок, на которые они влияют, тоже более чем достаточно. К тому же действие происходит в фэнтезийном XVII веке, а он весьма недооценен в нынешней культуре, а еще это поможет скрасить ожидание продолжения сериала про мир Этерны.
Единственный минус — иногда плести интриги, при этом сохраняя семью и поддерживая жизнь самого героя, бывает очень уж сложно. Но минус ли это?