За прошедший год россияне оставили под петициями на платформе Change.org более 17 миллионов подписей. Какие темы стали самыми запоминающимися и на какие кампании люди неожиданно обратили внимание именно в 2021 году — в материале Теплицы.
Самые громкие петиции
В 2021 году было запущено несколько заметных общественных кампаний. В уходящем году иностранными агентами признали более сотни человек и организации (реестр можно посмотреть на сайте Минюста). Именно петиция за отмену закона об «иноагентах» стала самой популярной в 2021 году — ее подписали больше 260 тысяч человек. Подписи передали в Госдуму, пока никакой реакции на петицию нет.
Следующей по популярности стала петиция против поправок о просветительской деятельности. Астрофизик Сергей Попов призвал выступить против поправок, предлагающих широкое определение просветительской деятельности, под которое попадают в том числе информационные сайты, YouTube-каналы и подкасты.
Авторы другой популярной петиции — за спасение северного оленя — добились ответа от Министерства природы с обещанием учесть предложения в петиции. Правда, на сегодняшний день обращение все еще находится в статусе актуального. «Петицию по сохранению Дикого северного оленя «закрою победой», когда увидим документальное подтверждение о создании ООПТ в этих местах. Пока держим на контроле», — написал автор петиции Арсений Филиппов.
Авторы 245 петиций объявили победу своих кампаний, но, конечно, число кампаний, в которых произошли какие-то важные подвижки, например, ответил адресат петиции или уже есть промежуточный результат, в разы выше. И как всегда, новостная повестка достаточно сильно ощущалась на платформе — от многочисленных кампаний про QR-коды и вакцинацию до общественного движения против закона об «иноагентах».
Анна Бялас, команда Change.org
Доступ к лекарствам
Как и в прошлые годы, пользователи Change.org обращали внимание на проблемы доступа к лекарствам и медицинскому оборудованию. Можно выделить сразу несколько популярных кампаний, например, кампанию за регистрацию препарата для трансплантации легких, петицию за возобновление снабжения пациентов, больных эпилепсией, жизненно важным препаратом «Суксилеп» и петицию пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС) Московской области, требовавших выдачи респираторного оборудования.
Инклюзия
Все популярнее становится тема инклюзии. Пользователи платформы в 2021 году стали активнее реагировать на кампании, связанные с проблемами доступа к среде людей с инвалидностью.
В этом году 55 тысяч человек вступились за детей с расстройствами аутистического спектра, которых не хотели брать в первый класс питерских школ. Благодаря общественной кампании, которую развернула автор петиции вместе с подписантами, в разных районах города начали открывать ресурсные классы. А 61 тысяча человек встали на защиту слабослышащего таксиста из Уфы, которому заблокировали личный кабинет в «Яндекс.Такси» и внесли в неофициальный черный список, несмотря на исключительно положительные отзывы клиентов. Эта история, благодаря поддержке общества, закончилась победой.
Культурное наследие
Защита культурного наследия тоже стала особенно актуальной темой года. Анна Бялас поясняет, что в последнее время появилось множество петиций за сохранение исторических зданий в разных городах России. Самые свежие примеры — петиция за сохранение архитектуры «Палаты Макарова» в Калужской области и петиция за сохранение подлинной Москвы и защиту дореволюционных зданий перед «варварским капремонтом».
Локальные проблемы
Одной из самых популярных стала петиция на локальную тему — проблемы с доступом к продуктам в Чукотском автономном округе. «Дети не видят ни фруктов, ни йогуртов. За период летней навигации в 2021 году в поселок Провидения прибыл один корабль. В ноябре планируют второй. В период между ними кончились капуста, морковь, лук, яблоки, которые входят в перечень», — писали авторы обращения.
Петицию подписали более 58 тысяч человек, а представители губернатора автономного округа ответили на обращение граждан. Петиция все еще не закрыта.
«Если же говорить о каких-то видимых изменениях, то, по нашим ощущениям, у локальных историй появилось больше видимости и популярности, например, вспоминается очень активная кампания про снос балтийских дюн или не менее нашумевшая петиция про кавказский заповедник Лагонаки», — добавляет Анна Бялас.
Что изменилось
Авторы петиций по схожим темам стали чаще сотрудничать друг с другом, просить о помощи, делиться экспертизой. У авторов петиций в 2021 году лучше получалось наладить диалог с адресатами, и некоторые из них получали ответы на свои кампании прямо на платформе.
За этот год на Change.org зарегистрировался целый ряд адресатов локального и федерального уровня. Среди них были, например, Мэрия Новосибирска, федеральный Минпромторг, Министерство социальной политики Нижегородской области, Мэрия Волгограда и другие.
Анна Бялас, команда Change.org
По словам Анны, авторы стали активнее работать с подписями вне платформы: все чаще организуют личные встречи с адресатами, во время которых передают подписи. Самый последний пример — это передача 260 тысяч подписей против законов об «иноагентах» в Госдуму. Или приобщают подписи и комментарии под петицией к материалам дела, если в петиции идет речь о решении суда, — 127 тысяч подписей против ликвидации «Мемориала» суд приобщил к материалам дела на последнем заседании Верховного суда по этому вопросу.