Законы 2022: что важного произойдет в сфере НКО, гражданского активизма и технологий

Разбираемся, как изменится законодательство в наступающем году

Накануне нового года как никогда актуально вооружиться знаниями о законах, которые вступят в силу или будут рассматриваться в ближайшее время. Что нужно будет учитывать в 2022-м и как, возможно, необходимо подготовить свою организацию/проект к нововведениям?

Журналист Теплицы София Горовая узнала у юристов, какие важные законы в области НКО, активизма и гражданских технологий вступят в силу или будут рассматриваться в 2022 году. 

1. Постановление «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций»

C 1 января 2022 года вступают в силу Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».

В соответствии с этими законодательными изменениями в единый реестр объединены несколько:

  • реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, субсидий и грантов по программам федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления. При этом эти организации — исполнители общественно полезных услуг или поставщики социальных услуг;
  • реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения коронавирусной инфекции.

Суть внесенных изменений состоит в техническом объединении двух реестров СО НКО, которые ранее велись параллельно. Это уменьшит бюрократические издержки и положительно скажется на достижении целей, для которых эти реестры создавались.

Василий Романец,

юрист-консультант проекта «Правовая команда»

2. Приказ «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций»

С 1 марта 2022 года вступают в силу:

  • приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций»;
  • приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 № 184 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Из-за этого объем сведений, которые НКО должны включать в отчетность, станет больше. Теперь организациям необходимо указывать:

  • информацию о получении и расходовании средств, полученных от российских юридических лиц, владельцы которых иностранные граждане или лица без гражданства. Причем бенефициарные владельцы, то есть прямо или косвенно владеющие более 25 процентами в капитале (это определяется пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
  • информацию о целевых поступлениях от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, если они действуют в качестве посредников при получении НКО имущества от иностранных государств, организаций, граждан, лиц без гражданства.

А структурным подразделениям иностранных некоммерческих неправительственных организаций теперь необходимо представлять информацию программах и мероприятиях (раньше нужно было информировать только о заявленных программах.)

«Несмотря на то, что сами по себе новые приказы об отчетности НКО — лишь техническая реализация ранее внесенных законодательных изменений, они существенно увеличивают объем информации, представляемой в Минюст», — объясняет Василий Романец. Соответственно, вырастут траты НКО на подготовку такой отчетности. Также есть риск, что организации будут привлекать к отвественности за недостоверные сведения и нарушение сроков представления отчетности в Минюст.

Для НКО, выполняющих функции иностранного агента, введены новые формы отчетности и установлены новые сроки для их представления. Например, нужно будет предоставлять сведения об организации и о расходовании ею денежных средств и имущества по каждому виду источника. А также сведения о заявленных программах, проведенных мероприятиях и событиях, которые были заявлены, но не проведены.

Необходимость отчитываться по каждому событию и проекту для НКО-иноагентов несомненно отразится на свободе слова и информации. Теперь этим НКО будет еще сложнее осуществлять любую просветительскую деятельность. Это сузит пространство свободы и ограничит обсуждение общественно важных тем.

Галина Арапова,

директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ

3. Приказ ФСБ о сведениях, «за целенаправленный сбор» которых можно стать физлицом — иностранным агентом

Федеральная служба безопасности (ФСБ) утвердила перечень сведений, которые не относятся к гостайне, но получение которых иностранными государствами и гражданами может быть «использовано против безопасности» России. За распространение этих сведений физическое лицо могут признать иноагентом. 

Всего в перечне 60 пунктов, среди них:

  • сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической обстановки;
  • сведения о создании и внедрении космических технологий ‎в интересах обороны страны и безопасности государства;
  • сведения о развитии космической ядерной энергетики;
  • сведения, раскрывающие исходные данные для заключения международных договоров в области космической деятельности.

Если человек сам не зарегистрируется как иноагент до начала сбора этой информации, сразу наступает уголовная ответственность по части 3 статье 330.1 УК РФ.

4. Закон об исследовании аудитории Интернета

1 октября 2021 года Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был дополнен статьей 12.2 «Особенности исследования объема аудитории информационных ресурсов в сети «Интернет». Скорее всего, ее начнут применять весной 2022. Эта статья коснется всех сайтов и мобильных приложений с ежемесячной посещаемостью не менее 1000 человек. 

Теперь будет вестись общий реестр интернет-СМИ и сайтов. Представителям всех интернет-ресурсов будет необходимо подавать информацию о своих посетителях. А именно: данные о пользователях, типе их оборудования, браузере, разрешении экрана, сведения о каждом факте доступа пользователя к информационному ресурсу с указанием точного времени посещения, сетевые адреса. Иными словами — расширенный вариант сookies.

Для интернет-ресурсов это означает дополнительные расходы: на установку счетчика посещаемости и выгрузки данных в реестр. Выгрузку надо представлять не менее двух раз в сутки, информация будет передаваться в Роскомнадзор. Отказаться от участия нельзя — за неисполнение требований предусмотрены штрафы. «По словам авторов закона, это необходимо в целях обеспечения достоверности и полноты данных. По факту, это позволит контролировать аудиторию, ее количество и качество», — объясняет Галина Арапова.

5. Закон о единой системе учета всей интернет-рекламы

Согласно статье 18.1 закона «О рекламе», с 1 сентября 2022 года будет действовать единая система учета интернет-рекламы. Роскомнадзор будет вести учет, хранить и обрабатывать информацию о рекламе, размещенной в Интернете, а также сведений о рекламодателях и распространителях рекламы. 

Рекламодателям и распространителям рекламы надо будет подавать сведения о рекламе в Роскомнадзор и вносить их в единый реестр. Но, правда, не всем рекламодателям, а только тем, которые будут подпадать под критерии, определенные Правительством РФ. Что это за критерии, пока неизвестно. Информацию Роскомнадзор будет хранить в течение пяти лет.

6. Закон о рекламной пометке

Летом 2021 года были приняты и другие поправки в Закон «О рекламе». Так, 1 сентября 2022 года начнет действовать статья 18.1 «Реклама в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Согласно этому закону, вся реклама в сети будет маркироваться: обозначаться пометкой «Реклама», указанием рекламодателя и/или его сайт. Исключением станет только социальная реклама. 

По словам авторов закона, это делается в защиту прав потребителя. Он должен понимать, какая перед ним реклама — коммерческая или нативная.

Галина Арапова,

директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ

Требование касается любой рекламы в Интернете, при этом неважно, опубликована она на сайте, в блоге или на странице в социальной сети. Исключение — реклама, размещенная в телепрограммах, телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в Интернете.

7. «Закон о приземлении IT-компаний» в России

В июле 2021 года в России начал действовать Федеральный закон №236 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», получивший название «закон о приземлении IT-компаний». По сути, он принят для регулирования отношения России с мировыми лидерами IT-отрасли и соцсетями, объясняет Галина Арапова. 

«До этого в декабре 2020 года приняли сначала поправку в Закон об информации, информационных технологиях и защите информации (ст. 10.6), но решили этой статьей не ограничиваться и приняли вслед за этим целый закон. И до 1 января 2022 года все IT-гиганты, реестр которых теперь ведет Роскомнадзор, обязаны зарегистрировать юрлица в РФ и общаться с Роскомнадзором, подчиняясь требованиям нашего законодательства и требованиям Роскомнадзора как медиарегулятора», — говорит она.

Стоит также напомнить, что в 2021 году в Кодекс об административных правонарушениях была введена статья 13.41, которая позволяет штрафовать хостинг-провайдеров, владельцев сайта или информационного ресурса на огромные суммы от 800 тыс до 4 млн рублей, от 3 до 8 млн, и до 1/10-1/5 годового оборота за год. Это огромные размеры штрафов, и Роскомнадзор уже их применяет к Google и Facebook за отказ удалять запрещенный в России контент.

8. Поправки «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

С 9 июля 2021 года в силу вступили поправки в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ. Помнить о них важно и в наступающем году. Потому что поправки установили новый критерий нежелательности, который в первую очередь нацелен на НКО, входящие в сеть негосударственных международных организаций или сотрудничающие с международными/иностранными негосударственными организациями. В силу этих поправок любая НКО, проводящая посреднические операции с организацией, которая признана нежелательной, может получить аналогичный статус. 

В тексте поправки указана специальная цель проведения таких операций. Но цель сформулирована, как обычно, крайне широко. Это позволяет рассматривать практически любую операцию с нежелательной негосударственной организацией как основание для признания проводившую эту операцию НКО нежелательной.

Никита Истомин,

юрист общественной организации «РосКомСвобода»

Поправками устанавливается также дополнительное правовое последствие признания в качестве нежелательной организации. А именно: «запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц».

Заключение

В целом, основная волна законов касательно контента и регулирования Интернета была принята в 2021 году, уточняет Галина Арапова. В том числе закон про освещение журналистами митингов, дополнительные основания для блокировок СМИ, контроль за соцсетями, ужесточение уголовной ответственности за клевету. Но не все из них начали активно применять в 2021 году. Вероятно, это случится в 2022-м.

«А что уже начали активно применять и, скорее всего, продолжат в следующем году, — это привлечение редакций СМИ к ответственности за пропущенные пометки о статусе иностранных агентов, экстремистских и террористических организаций, о которых они пишут (части 2.1-2.4 статьи 13.15 КОАП РФ). Это поставили на промышленный поток: робот Главного радиочастотного центра, работающего при Роскомнадзоре, фиксирует отсутствие пометки, Роскомнадзор составляет протокол и суды назначают штрафы до 40-50 тысяч рублей. Таких дел уже сотни», — подводит итог Галина Арапова.