Meta: вселенная, куда вы не захотите попасть

Что не так с метавселенными, которые решили строить корпорации

Марк Цукерберг собрался строить Metaverse (метавселенную) — виртуальный мир на основе VR и AR, где он хочет собрать больше миллиарда пользователей. В гонку за создание метавселенных уже включились Microsoft, не отстанут и другие корпорации. Автор Теплицы Олег Уппит рассказывает, что, по его мнению, с этой идеей не так. 

Metaverse — это, кажется, тот самый «Интернет, превращенный в самый опасный проводник тоталитаризма», о котором предупреждал Джулиан Ассанж в «Призыве к криптографическому вооружению». Интернет, который настолько проникает в жизнь, настолько пронизывает ее и заменяет, что становится самым страшным оружием, лучшим средством контроля, самой большой угрозой свободе. 

В одном Ассанж, похоже, ошибся. Он ждал, что Сеть окажется во власти государств, и вроде как к этому и шло с каждым усилением контроля и огораживанием, с каждой судорогой суверенитета. Но тогда же становилось все отчетливее видно, что государства не справляются с контролем сами. Не справляются чисто технически, они то ли отстают от развития технологий, то ли не могут найти кадры, обладающие нужными компетенциями (ну, или используют их для другого). А вот корпорациям отлично удается строить системы, следящие за пользователями, оценивающие их действия и даже подталкивающие в желательном направлении. 

Важно, что метавселенную обещает создать человек, который построил самый совершенный на сегодня цифровой паноптикум. Совершенный настолько, что он очень серьезно не нравится даже государству, которое вот уже почти десять лет методично ведет травлю Ассанжа. 

Кадр из презентации Meta.
Кадр из презентации Meta.

Добровольные границы

Один из первых шагов к созданию Metaverse — совершенствование Horizon Workrooms. Это виртуальные рабочие пространства, которые уже доступны обладателям очков Oculus Quest. По плану Марка Цукерберга, Horizon по мере развития станет набором цифровых вселенных, где поселится не меньше миллиарда человек. 

Не факт, что получится именно у Цукерберга и его Meta. Возможно, их мир будет сырым, а полноценную цифровую реальность с глубоким погружением создаст какой-нибудь проект, про который мы еще ничего не слышали, но кто-то обязательно это сделает. 

То, насколько люди окажутся привязаны к яркой, вовлекающей и, вероятно, весьма аддиктивной жизни в виртуальных мирах, трудно недооценить. Нас пугали тем, что компьютеры — это про уход от реальности, а мы смеялись. Похоже, отсмеялись. 

Метавселенные имеют все шансы превратиться в «корпоративные страны», которые придут на смену государствам. Им не понадобятся границы, флаги и гимны — устаревшие атрибуты старой государственности. Верность граждан будет строиться на их личной вовлеченности. Так создание корпорациями своих вселенных станет еще одним кирпичиком в разделенность людей, ведь мы пока ничего не знаем о том, как «граждане Facebook» смогут взаимодействовать с обитателями метавселенной Microsoft и захотят ли они это делать. Даже нынешние экосистемы способны накладывать серьезные ограничения, как это происходит с пользователями устройств Apple. Что уж говорить про VR-среды будущих вселенных. 

Кадр из презентации Meta.
Кадр из презентации Meta.

Деградация контента

Во время презентации Meta Цукерберг говорил, что «мы перешли от домашних компьютеров к мобильным телефонам, от текста — к фотографиям и видео». Это звучит так, как будто произошедшее — это некое достижение. Но, если присмотреться, отказ от текста в пользу более доступных способов создания и потребления информации оказывается шагом назад. Например, YouTube на наших глазах превратился в новое телевидение, вобрав все его минусы и приправив своими недостатками. 

Качество контента катастрофически упало в обмен на то, что теперь его может создавать каждый. А многие и вовсе вынуждены его делать, потому что это их хлеб, хотя в других обстоятельствах никогда бы не вышли со своими поделками в публичное пространство. 

Кадр из презентации Meta.
Кадр из презентации Meta.

«Кривые» инструменты

Встает вопрос: какой будет метавселенная, если, в том числе стараниями команды Цукерберга, главный инструмент блогера сейчас — Instagram. Платформа которая вообще не очень подходит для ведения блога, набор костылей, поддерживающих костыли: полноценные видео выстраиваются из 15-секундных обрезков, которые порой путаются при загрузке, а текст приходится дополнять «продолжением в карусели». 

Instagram начинался, как эмулятор творческого процесса, где можно было почувствовать себя создающим оригинальную картинку, просто перелистывая фильтры. А теперь стал эмулятором процесса производства смыслов, в котором они, когда и есть, легко теряются в общем потоке и необходимости продираться через интерфейс. 

Уже сейчас «Интернет, где вы участник, а не просто наблюдатель», о котором говорит на презентации Цукерберг, но участник чего? Ведь дело в том, что ребята, которые умеют хорошо считать, обнаружили, что больше информации от нас, больше наших взаимодействий с системой и больше нашего времени внутри нее можно получить, когда мы создаем контент, а не просто потребляем его.

Привычная пропорция, где 80% только смотрят, еще примерно 15% комментируют и только оставшиеся генерируют новое, рушится. Но эта свобода создавать оборачивается лишь нарастанием количества новой информации, но не качественным развитием. 

Кстати, стремление Meta сосредоточиться на создании виртуальных и дополненных миров может привести к тому, что корпорация решит не развивать уже имеющиеся у нее активы: Facebook, Instagram и WhatsApp. А они и так чересчур «кривые», но фактический монополист, вероятно, думает, что незачем трогать то, что и так работает. 

Возможно, «кривой» окажется и сама метавселенная, а в условиях AR и тем более VR, это будет довольно опасно. 

Кадр из презентации Meta.
Кадр из презентации Meta.

Виртуализация товаров

Создание метавселенных расширяет для корпораций и пространство выгоды. Зачем людям физические товары реального мира, если основная жизнь проходит в цифровой среде. Редкие предметы или прокачанные персонажи в играх уже сейчас успешно продаются за реальные деньги (хотя разработчики и стараются бороться с торговлей между игроками). Они вроде как не существуют, но вызывают чувства и эмоции и обретают реальную стоимость. 

А в обещанном Цукербергом переносе товаров из виртуального мира в реальный в виде голограмм и вовсе есть что-то от «Черного Зеркала». 

Кадр из презентации Meta.
Кадр из презентации Meta.

Не прорыв

Технологии, о которых говорит Цукерберг, существуют не первый год. Более того, в AR и VR не было серьезных прорывов уже долгие годы. Потому что никто толком не понимал, где там лежат деньги, по крайней мере такие, которые нужны для качественного рывка. По сути, нам предлагают PokemonGo, если вы помните, что это. 

Долгое время AR и VR были как первый iPhone до появления магазина приложений — технологией без экосистемы, чемоданом без ручки. Теперь за дело берутся те, у кого есть возможность действительно массово внедрить эти инструменты. Они видят в этом выгоду, а значит, непременно постараются ее извлечь. 

И если мы не хотим попасть в еще более совершенный цифровой паноптикум, нам нужно придумать и свои ручки к этим чемоданам. Слишком уж красиво и привлекательно их содержимое. Вряд ли найдется много людей, которые готовы будут отказаться от этих нарядных миров ради аскезы и цифровой гигиены. События вокруг пандемии, кажется, ускорили переход к виртуальности. И нам стоит поторопиться и сообразить, какой мы хотим видеть метавселенную и как нам ее обустроить. 

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.