«Не переживайте травлю в одиночестве»: как справиться с кибербуллингом

«I Hate You» by splorp is licensed with CC BY-NC-ND 2.0.
«I Hate You» by splorp is licensed with CC BY-NC-ND 2.0.

Что такое травля в цифровой среде

11 ноября в России отмечается день борьбы с кибербуллингом. Что такое кибербуллинг, и то делать, если столкнулся с агрессией и угрозами в онлайн-среде — в материале Теплицы.

«Я не могу спать, так как у меня пятая волна атаки на телефон, и он звонит каждую секунду. И я не могу его выключить, так как мне надо рано вставать по будильнику. Угрозы убить меня переросли в сообщения «мы в твоем дворе с ножом и перцовкой», — написала активистка и писательница Дарья Серенко про массовую травлю из-за поста против расизма. То, что происходит с Дашей, называется кибербуллингом.

Кибербуллинг — это травля, угрозы и оскорбления в Интернете. Жестокие комментарии и публикации, создание групп, каналов, видео, унижающих человека, публикация данных о человеке и многое другое. Чем активнее развиваются социальные сети, тем больше появляется форматов онлайн-травли.

В случае Дарьи Серенко агрессоры использовали сразу множество способов травли. Сперва в Telegram-канале последователей организации «Мужское государство», признанной в России экстремистской, опубликовали личные данные Дарьи — адрес и телефон. Данные послужили призывом к действию — в течение нескольких дней агрессоры оставили около тысячи негативных комментариев, Дарья получила несколько сотен звонков и писем с угрозами в личных сообщениях, произошло около 500 попыток взлома аккаунтов. Звонки и письма получали бывшие работодатели Дарьи и проект «Фемдача», который Дарья развивает.

Кибербуллинг всегда наслаивается на то состояние, в котором ты находишься в ту минуту, и идет поверх всего. И поскольку я по своим личным причинам чувствовала себя не очень хорошо, в этот раз меня задело намного сильнее.

Дарья Серенко,

активистка и писательница

Опрос ВЦИОМ 2021 года о кибербуллинге среди совершеннолетних россиян показал, что 10% опрошенных получали в свой адрес грубые комментарии, причем 49% встречали подобное и по отношению к другим людям. 7% страдали от троллинга и злых насмешек в свой адрес, 6% получали оскорбления из-за пола, возраста или взглядов; в отношении 5% распространялись оскорбительные слухи; 3% получали угрозы насилия в свой адрес, 2% были жертвой публикации приватной информации, интимных фотографий или видео, об 1% публиковались обидные фотографии или видео.

«Кибербуллинг опасен тем, что в силу возможной анонимности пользователи чувствуют себя безнаказанными, скорость распространения информации намного выше, чем в реальности, и в отличие от травли офлайн может происходить круглосуточно. Дети и взрослые крайне редко обращаются за помощью, сталкиваясь с онлайн-буллингом. И последствия могут быть самыми печальными: от тревоги, страха, бессонницы, ощущения беспомощности до депрессии и суицидальных мыслей», — объясняет Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог, руководитель психологической службы АНО «Журавлик» и программы ТравлиNet.

Лицо кибербуллера

В 2019 году команда Mail.ru Group (теперь уже VK company) учредила в России день борьбы с кибербуллингом. Каждый год 11 ноября компания проводит флешмоб о кибербуллинге, чтобы привлечь внимание к проблеме. В последнем исследовании сотрудники «ВКонтакте» попытались изучить роль агрессора в кибербуллинге и выяснить мотивы.

По данным исследования, основной мотив агрессора злость — 39% буллеров признались, что испытывают гнев, при этом только 5% раскаиваются за содеянное. 70% агрессоров считают, что публиковать личные данные — это нормально.

Авторы исследования определили четыре типа агрессоров в Интернете:

  • классический кибербуллер, регулярно оставляющий негативные комментарии и вступающий в перепалки;
  • борец за «справедливость», считающий, что обличает тех, кто неправ;
  • кибербуллер-мизогинист, унижающий женщин;
  • кибербуллер-геймер, унижающий других игроков.

Сотрудники «ВКонтакте» пришли к выводу, что «агрессивное поведение может восприниматься как способ осуществления прав и свобод человека», а большинство кибербуллеров не понимают чувств жертвы.

Кибербуллинг среди подростков 

Поскольку подростки и молодые люди проводят больше времени в Интернете, кибербуллинг стал серьезной проблемой именно среди этой группы. Из-за карантина во время вспышки коронавируса увеличилось экранное время у молодых людей по всему миру. Школьники уходили на дистанционное обучение и большую часть свободного времени проводили онлайн.

Согласно исследованию онлайн-школы «Фоксфорд», среди российских подростков 11-16 лет около 55% опрошенных сталкивались с кибербуллингом. При этом 39% опрошенных, подвергавшихся кибербуллингу, никогда не рассказывали об этом взрослым; 22% подростков никому не рассказывали про кибербуллинг из-за стыда; еще порядка 22% признались, что некому было сообщить об этом.

Скриншот с сайта ТравлиNet.
Скриншот с сайта ТравлиNet.

Исследование американской группы Security.org показывает, что из всех социальных сетей дети чаще всего подвергаются кибербуллингу на YouTube — 79%, за ним следует Snapchat — 69%, TikTok — 64% и Facebook — 49%. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность столкнуться к кибербуллингом.

Главное средство борьбы с кибербуллингом — его профилактика. Важно обсудить с ребенком правила поведения в Сети, настройки безопасности профиля, фильтровать контент и прочее. Плюс не забывать о том, что все онлайн-игры и соцсети активно внедряют все новые и новые инструменты против киберагрессии и быстро реагируют на жалобы. Если же буллинг происходит, к примеру, в школьном чате и ребенок об этом рассказывает, взрослым необходимо вмешаться. По возможности зафиксировать, что происходит, и с классным руководителем выработать стратегию пресечения буллинга.

Мария Зеленова,

клинический и кризисный психолог, руководитель психологической службы АНО «Журавлик» и программы ТравлиNet

По словам Марии, родители могут научить ребенка основам кибербезопасности или вместе с ним пройти курсы безопасности в Сети. Родители также могут рассказать, что не стоит реагировать на оскорбления и вступать в диалог с обидчиком, не выкладывать провокационный контент. Если ситуация уже случилась, то взрослым лучше сразу вмешаться и взять на себя ответственность за ее разрешение. В некоторых случаях стоит сразу же выйти на связь с учителем (если дело касается школьной группы), в других ситуациях — пожаловаться администрации соцсети или обратиться в полицию.

Что говорит закон?

В российском законодательстве есть две статьи, которые теоретически могут подходить для борьбы с кибербуллингом — статья 119 УК РФ «угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» и статья 282 «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». В последней даже упоминается возбуждение вражды «публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет». 

Александр Верховский, директор центра «Сова», занимающегося информационной и исследовательской работой по темам проблемы национализма и ксенофобии, взаимоотношения религии и общества, изучает дела именно по этим статьям. По его словам, чаще всего эти статьи не используются как основные, то есть возбуждаются вместе с другим правонарушением — побои, хулиганство и прочее. 

Статья по угрозам убийством или нанесению тяжких повреждений очень плохо работает. Предполагается, что речь идет об угрозах, по которым есть основание полагать, что они серьезные. Это нечеткая граница, поэтому добиться дела по 119-й статье чрезвычайно сложно. Тем более когда угрожающий, как обычно бывает при кибербуллинге, не пишет прямо, а пишут более обтекаемо. Например, «ходи осторожно», «мы знаем, где учатся твои дети».

Александр Верховский,

директор центра «Сова»

Александр отмечает, что в случаях массового кибербуллинга, как с Дарьей Серенко, на каждого агрессора невозможно завести дело. Каждый отдельный человек совершает незначительный вред, но если это делают тысяча человек, то эффект для потерпевшего намного серьезнее. При этом организованная кампания кибербуллинга никак не квалифицируется, потому что организаторы не пишут прямые призывы, например, «давайте все вместе угрожать человеку убийством». 

Что делают платформы и сети?

Акты киберагрессии чаще всего происходят именно в социальных сетях и мессенджерах. Поэтому у каждой социальной сети выработана собственная политика безопасности, предусматривающая борьбу с кибербуллингом. Большинство соцсетей стараются автоматически удалять оскорбительный контент, принимают жалобы от пользователей и имеют различные функции по защите пользователей (блокировка, закрытие информации от определенных пользователей и прочее).

Кроме технических мер, компании стараются поощрять информирование о вреде киберагрессии. Например, TikTok продвигает флешмоб #CreateKindness, поддерживая пользователей, которые делятся «добрым» контентом. «ВКонтакте» уже несколько лет в ноябре активно развивает флэшмоб #неткибербуллингу.

Facebook внедряет программу Facebook Protect по защите политиков, публичных лиц или тех, кто невольно оказался публичным, например, журналисты или активисты. Участникам программы обеспечивают дополнительную безопасность личных данных страницы, кроме того, участников берегут от негативного контента, критикующего личность или внешность пользователя.

Если вы или ваши дети столкнулись с кибербуллингом

  • Оцените ситуацию, проверьте, подходит ли атака под статьи 119 или 282 УК РФ. Если вам угрожают, сохраните подтверждение угроз и обращайтесь в полицию.
  • Если травля происходит в социальных сетях, напишите жалобу в техническую поддержку сети на пользователей, которые проявляют агрессию. Если атака массовая, проясните ситуацию и попросите у технической поддержки помощи.
  • Защитите свои данные, не пренебрегайте правилами цифровой безопасности.
  • Обратитесь за психологической или иной помощью в одну из профильных организаций. Список организаций есть на сайте ​​проекта против кибербуллинга.

«Найдите в Интернете гайды по кибербезопасности, установите сложные пароли и двухфакторную аутентификацию. Не переживайте травлю в одиночестве, а с теми, кто гарантированно поддержит вас. К сожалению, это доступно не всем, но надо попытаться найти онлайн или оффлайн комьюнити людей, которые будут на вашей стороне. Не могу советовать обращаться в полицию, потому что в нашей стране это зачастую угрожающий орган для женщин, особенно для политически-активных женщин», — советует Дарья Серенко.

Активистка также рекомендует не брать трубку. И записаться к психологу. Если такой возможности нет, попросить близких скинуться на психолога или позвонить на горячую линию психологической помощи.

Вот несколько материалов по цифровой безопасности, которые помогут вам защитить себя и свои данные:

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.