Кислотные шубы, футуристичные платья, неоновые комбинезоны. Это не репортаж с фестиваля Burning Man. Такую виртуальную одежду сейчас создают дизайнеры по всему миру. Цифровые вещи можно померить, купить и выложить свое фото в них в социальные сети. И при этом не тратить деньги и ресурсы на покупку реальных вещей, которые быстро окажутся на полке или мусорном полигоне. Журналист Теплицы София Горовая узнала у дизайнеров и экостилистов, кто сегодня покупает виртуальную одежду и поможет ли цифровая мода избавиться от перепроизводства.
Одежда для метавселенной
Цифровые платья, куртки и брюки не существуют в реальности. Digital-вещи создаются с помощью программ для 3D-моделирования, их можно примерить на свои фотографии или в формате дополненной реальности. Первую коллекцию виртуальной одежды выпустил в 2018 году норвежский бренд Carlings. Сейчас цифровые вещи создают известные бренды. Например, модный дом Balenciaga в партнерстве с компанией Epic Games разработал виртуальную коллекцию одежды для персонажей компьютерной игры Fortnite. А Gucci совместно с белорусской IТ-компанией Wanna выпустил виртуальные кроссовки.
В России работает маркетплейс цифровой одежды. Его запустила дизайнер из Уфы Регина Турбина. Первую digital-вещь она сделала на заказ. Клиенты узнали, что Регина создает виртуальную одежду, и стали чаще обращаться с просьбами создать для них цифровой образ. Заказов становилось все больше, и дизайнер задумалась о создании сайта, где любой желающий мог бы выбрать себе цифровой наряд из представленных моделей. Так появился маркетплейс Replicant.
Сегодня на сайте можно найти работы больше 30 дизайнеров виртуальной одежды. Некоторые вещи сложно отличить от настоящих — у них привычный крой и цвета. При создании других моделей дизайнеры специально используют «материалы» и фасоны, которые невозможно повторить в реальной жизни. Такие вещи можно сравнить с арт-проектами.
Чтобы примерить цифровую одежду на сайте Replicant, нужно загрузить свою фотографию в полный рост или в какой-то другой позе, желательно в обтягивающей одежде. Снимок должен быть высокого качества и сделан при хорошем освещении — так дизайнерам будет проще «надеть» выбранные вещи. Затем выбрать понравившиеся вещи и оплатить покупку. После этого у дизайнеров будет 48 часов, чтобы прислать готовый образ.
Дизайнерам, которые создают digital-одежду, нужны знания тканей, лекал и навыки конструкторов-модельеров. Поэтому многие переносят свои бренды и коллекции в «цифру». Так случилось с брендом KAI KAI дизайнера Татьяны Румянцевой. Работать с цифровой одеждой она решила после начала пандемии. Период самоизоляции совпал для дизайнера с переездом в другую страну. Продавать привычные коллекции стало невозможно, и она перенесла работу в виртуальное пространство.
Татьяну вдохновило ощущение скорого появления «метавселенной» — пространства, объединяющего реальную и цифровую жизни. Дизайнер уверена, что в будущем люди будут все больше переносить свою личность и жизнь в «метавселенную». А значит, виртуальная одежда будет востребована, как и другие предметы цифрового быта и искусства.
Через цифровые вещи я смогла больше реализовать свои ценности как дизайнер. Одежда, которую я создаю, не может существовать в физическом пространстве, это нечто, доступное только в виртуальности. Я обращаюсь к творческой аудитории, которой хочется экспериментировать со своим образом.
Из-за пандемии в 2020 году в онлайн были перенесены и некоторые модные события. Например, московская Mercedez Benz Fashion Week прошла в формате 3D-показов. Для участия в неделе моды дизайнер и основательница марки Be.Li.Ve. Елизавета Белинская перевела в «цифру» уже пошитую одежду. Представители Fashion Week стали спонсорами проекта и познакомили Елизавету с digital-дизайнером The Digital Mary и австралийской студией Klubb Visuals. Вместе за три недели они создали 15 digital-образов, в которых цифровые модели прошлись по виртуальному подиуму.
В мире digital-моды уже появились цифровые супермодели. Например, лицом косметического бренда Рианны Fenty Beauty стала виртуальная модель Шуду Грэм. Ее создал лондонский фотограф Кэмерон-Джеймс Уилсон. Другая известная digital-модель — Микуэла Саусу, сейчас в ее Instagram три миллиона подписчиков. Микуэла «живет» вполне обычной жизнью, ходит на пляж, записывает клипы и носит виртуальную одежду. Правда, появление цифровых моделей вызывает неоднозначную реакцию. Нереалистичные черты лица и пропорции тела, идеальные волосы и кожа — все это потенциально новые поводы для комплексов у девушек, которые могут добиться таких же результатов только с помощью программ для ретуши или пластических хирургов.
Боты и аватары
Весной 2021 года команда маркетплейса Replicant совместно с it-компанией Texel запустили Telegram-бот, который позволяет бесплатно примерить один из виртуальных образов. Нужно просто загрузить свою фотографию и подождать 20 секунд. Конечно, результат получается не идеальный, никто не «подгоняет» digital-одежду под отправленную фотографию, как это происходит с покупками у дизайнеров. Но общее представление о виртуальной моде получить можно. За первые три недели работы бота 15 тысяч человек со всего мира примерили цифровую одежду.
Интерес к виртуальной моде растет. Хотя дизайнер Регина Турбина предполагает, что пока одежду в Replicant покупают люди, которые интересуются новыми технологиями. Еще одна категория покупателей — селебрити и блогеры, считает экостилист Мира Назарова, и в будущем они же и останутся основной целевой аудиторией цифровой одежды. Таким людям постоянно нужно делать фотографии в разных ярких образах, чтобы выделяться на фоне других лидеров мнений.
Для не публичных людей виртуальная одежда пока остается скорее непонятным трендом. Дизайнер Елизавета Белинская предполагает, что цифровые вещи станут востребованными, если все общение по каким-то причинам перейдет в онлайн. Тогда для людей станут главными их аватары, менять которые нужно будет так же часто, как одежду в повседневной жизни. И проще будет покупать новые цифровые образы. С тем, что в будущем виртуальная одежда может полностью заменить реальную, согласна и экостилист Мира Назарова.
Прогнозы строить трудно. Вероятно, лет через 50 мы будем ходить в облегающих гидрокостюмах и очках дополненной реальности, чтобы вместо комбинезонов видеть платья из коллекций именитых дизайнеров.
Digital-одежда выгодна большим компаниям, уверена Елизавета Белинская. 3D-визуализации помогают в подготовке новых коллекций — еще до пошива можно увидеть, как выглядят вещи в том или ином материале или цвете. Для небольших же брендов создание виртуальных аналогов одежды не имеет смысла, поясняет Елизавета. Процесс визуализации слишком затратный и не окупится. Да и сами 3D-модели пока не всегда похожи на настоящие — материалы в жизни и на экране выглядят по-разному.
Ресурсы и мода
Ежегодно в России выбрасывается более двух миллионов тонн одежды и текстильных отходов. Одежда разлагается до 200 лет, выделяет в процессе метан, загрязняет почву и грунтовые воды. От 20 до 35% микропластика в мировом океане — результат производства текстиля. На производство материалов для одежды ежегодно тратится 108 млн тонн не возобновляемых природных ресурсов.
Развитие виртуальной одежды поможет сократить производство ненужных вещей и трату природных ресурсов, уменьшить объем текстильных отходов на полигонах.
Масс-маркет бренд H&M ежегодно сжигает 12 млн тонн нераспроданной одежды, а люксовый Burberry за пять лет уничтожил порядка 20 тысяч вещей. Вероятно, виртуальные вещи помогут брендам более тщательно отбирать модели и заранее понимать, что будет востребовано у потребителей. Значит, компании смогут производить меньше товаров и, как следствие, отходов.
По результатам опроса банка Barclays, каждый десятый покупатель приобретает вещи только для создания онлайн-контента. То есть огромное количество одежды оказывается на мусорном полигоне после одного фото или видео в Instagram. С появлением виртуальных вещей больше не нужно покупать вещи ради контента, и, может быть, в будущем digital-одежда поможет избавиться от чрезмерного потребления.
Правда, шопинг — это не только покупка вещей, но и способ получить удовольствие. Люди идут в магазины за эмоциями. Татьяна Румянцева предполагает, что люди смогут отказаться от покупок реальной одежды, если будут получать достаточно впечатлений в онлайн-пространстве.
Своей одеждой я стремлюсь продвигать идею осознанного потребления, заботы о сохранности природы. Использую цифровую одежду как экологическое и социальное высказывание.
Виртуальная одежда позволяет экономить природные и энергетические ресурсы: промышленные мощности, воду и растения для изготовления тканей. Но при создании digital-вещей дизайнеры используют электроэнергию. Выбросы углерода в атмосферу от использования электроэнергии колоссальны. Например, по данным The Guardian, жители Великобритании ежедневно отправляют около 64 млн «ненужных» электронных писем. Если каждый житель страны будет отправлять в день на одно электронное письмо меньше, это предотвратит около 18 114 тонн выбросов углерода в год.
60% электроэнергии в России генерируется на тепловых электростанциях. При сжигании топлива там выделяются водяной пар и углекислый газ (CO2), то есть парниковые газы, которые ускоряют изменение климата. Еще 17% электричества получают на гидроэлектростанциях, плотины которых могут стать причиной маловодия. При производстве электроэнергии на атомных электростанциях (19% выработки в России) образуются ядерные отходы.
Однако экостилисты считают, что производство виртуальной одежды требует все же меньшее количество ресурсов, чем производство реальной одежды. Мира Назарова уверена, что к тому моменту, когда виртуальную одежду начнут носить все, она будет экологична за счет использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, которые сейчас активно изучаются, — солнечной энергии, энергии ветра и воды.