Скрыть и прояснить — кажется, что это два противоположных действия. На самом деле иногда они преследуют одну и ту же цель — сделать видимой какую-либо проблему. Только в каких-то ситуациях активистам в первую очередь важны прозрачность и подотчетность. В других историях нужно, наоборот, скрыть какую-то информацию, чтобы сохранить анонимность. Например, чтобы защитить человека от преследования.
Об этих, на первый взгляд, таких разных функциях гражданских технологий рассказали менеджер проекта «Достоевский» Светлана Шуранова и режиссер-документалист Аскольд Куров на конференции «Сетевой апрель» 20 и 21 апреля 2021 года. Давайте вместе с ними разберемся, как технология дипфейк помогает в создании документального фильма, а данные судебной статистики используются журналистами и исследователями.
Прояснить: данные от «Достоевского»
«Достоевский» — бесплатная платформа, на которой собраны и систематизированы данные по судебным решениям. Все данные взяты из официальной статистики «Судебного департамента Российской Федерации». Но в отличие от государственного сайта на «Достоевском» данные представлены в удобном и машиночитаемом виде. На конференции менеджер проекта Светлана Шуранова рассказала о сложностях, с которыми сталкивается команда проекта при работе с судебной статистикой.
Первая проблема — статистические формы постоянно меняются. Например, могут добавиться или исчезнуть какие-то столбцы и параметры. Из-за этого сложнее отслеживать, как изменяются закономерности принятия судебных решений. Поэтому для работы с судебной статистикой нужно учитывать изменчивость форматов, которые используются для обработки данных.
Еще одна сложность — законодательство также изменчиво. Некоторые статьи утрачивают силу или меняют содержание, появляются новые. Например, после принятия «Пакета Яровой» к федеральному закону «О противодействии терроризму» добавились новые статьи. Если аналитик данных по судебным решениям этого не знает, может сложиться ложное впечатление о том, что судить за терроризм стали меньше.
Создатели «Достоевского» рассчитывают, что результат их работы будет полезен для журналистов, исследователей и других экспертов. Именно они в первую очередь могут использовать данные для лучшего понимания устройства российской судебной системы. Благодаря работе с такими данными можно будет лучше понять, какими закономерностями характеризуется работа судебной системы, увидеть, как она меняется во времени и как влияет на разные социальные группы.
«Достоевский» — это такой глубокий каньон гейзерной реки, в болотах которого находятся многочисленные выходы гейзеров, горячих источников, грязевых котлов, водопадов, озер. По этой территории невозможно пройти без проводника. «Достоевский» — проводник в этой гейзерной долине.
Сам проект пока находится в бета-версии, но в планах у команды — финальный релиз. Также Светлана и коллеги хотят поработать над графическим восприятием данных и сделать анализ демографических данных осужденных.
Скрыть: дипфейк для документального фильма
На конференции режиссер-документалист Аскольд Куров рассказал о своем участии в съемках документального фильма «Welcome to Chechnya» («Добро пожаловать в Чечню»). В фильме рассказывается, как группа активистов помогает представителям ЛГБТ-сообщества Чечни бежать из республики и из страны. От других документальных материалов на эту тему фильм отличало использование технологии дипфейк. Или алгоритмов, которые среди прочего позволяют искажать изображения с высокой точностью, например, менять одни человеческие лица на другие. Подробнее об этой технологии и ее применении в социальных кампаниях команда Теплицы рассказывала здесь.
Обычно представители гражданского общества негативно отзываются об этой технологии. К примеру, журналист Саймон Паркин пишет об угрозе технологии дипфейк для современных демократий, связывая потенциал таких алгоритмов с распространением недостоверной информации. То есть использование этой технологии для защиты прав человека — это редкий случай.
История проекта «Добро пожаловать в Чечню» началась в 2017 году, когда редакция «Новой газеты» опубликовала расследование Елены Милашиной. Этот материал вызвал резонанс в России и за рубежом. К Аскольду Курову обратился американский режиссер Дэвид Франс с предложением снять фильм об этих событиях. Однако с такой чувствительной темой, естественно, был связан ряд сложностей. В первую очередь, люди, которые согласились рассказать о случившихся событиях, не хотели, чтобы их лицо было на экране.
Для авторов фильма безопасность героев стояла на первом месте. Поэтому с ними подписали соглашения о том, что их внешность будет изменена. Параллельно съемочная команда думала, как все-таки «вернуть лица» людям. Ведь так зрителю легче сопереживать участникам происходивших событий. В итоге команда решила использовать технологию дипфейк и заменить настоящие лица героев на сгенерированные искусственным интеллектом. Так технология, которая обычно ассоциируется с намеренным обманом, стала способом рассказать о важной проблеме и при этом защитить участников.
Дипфейки часто воспринимают как угрозу истине. Однако в случае с фильмом «Добро пожаловать в Чечню» можно увидеть, что защита приватности и гражданских прав становится важнее истины. Можно подумать, что из этого следует, что в самой технологии нет «плохого» и «хорошего», а «скрывать и прояснять» можно с различными целями. Но стоит помнить, что использование технологии — это также вопрос ресурсов и власти.
По признанию самого режиссера Дэвида Франса, над фильмом работала большая команда квалифицированных технических специалистов. И поиск подходящего решения для анонимизации занял немало времени. Не каждый документалист имеет такие возможности. Поэтому можно долго обсуждать, «хорошая» это технология или «плохая» сама по себе. Но более важный вопрос, у кого есть ресурсы, чтобы ее использовать.
Справка
«Сетевой апрель» — ежегодная конференция, которую проводит команда Теплицы социальных технологий. Цель конференции — приумножить знания о технологиях для общественного блага среди российского некоммерческого сектора. Записи конференции можно здесь: первый день и второй день.