Что делать, если нужно провести эксперимент в лаборатории, но лично приехать нельзя? Еще недавно задача казалась неразрешимой, но сейчас появились аватары – специально обученные лаборанты. Во время пандемии на всероссийской инженерной олимпиаде они стали «руками» школьников, оставшихся дома. Вместе они создавали прототип солнечных ячеек и батарей. Дети были на связи онлайн и говорили аватарам, что нужно делать в лаборатории. А лаборанты в точности выполняли указания.
Не только аватары поддерживают участников и участниц соревнований и позволяют им получить новые навыки. Специалисты, которые сотрудничают с «Олимпиадой Кружкового движения НТИ», рассказали Теплице, как их опыт и знания помогают школьникам. Их истории – для тех, кто хочет узнать больше про новые профессии.
Данила Ермолин
Студент Курского государственного университета, естественно-географический факультет, кафедра химии. Работал аватаром на профиле «Наносистемы и наноинженерия» «Олимпиады НТИ» (разработан «СТЕМ-игры» при участии Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано). Приехал на финал в Москву из Курска. Из-за пандемии финал прошел в распределенном формате. Школьники находились дома и давали аватарам, работающим в лаборатории, указания. В итоге у финалистов получилось создать прототип солнечных ячеек и батарей, которые могут использоваться в качестве альтернативных и безопасных для окружающей среды источников энергии.
– Мне повезло, я очень рано понял, чем хочу заниматься в жизни. Я влюблен в химию. Учась в старших классах с углубленным изучением этого предмета, я прогуливал уроки, чтобы провести побольше времени в лабораториях химического факультета в университете, где сейчас учусь. Узнав о возможности поработать аватаром на олимпиаде, сразу загорелся. Думал, что туда будет бешеный конкурс, очень обрадовался, когда прошел.
Меня привлекло много факторов. Когда ты учишься, химия для тебя и всех окружающих – работа. А на таких олимпиадах есть особый дух и разномастная тусовка, которая не просто работает, а любит то, что делает. Все такие же влюбленные в свое дело, как ты. На площадке детского технопарка МИРЭА, где проходил финал, вместе работали ребята из Института мозга, Сколтеха, химики-теоретики, биологи. Им, в отличие от друзей из другой среды, вообще не надо объяснять, чем ты занимаешься. Все манипуляции, все сказанное понятно с полуслова.
Второй важный фактор – смена обстановки. Ты не просто прогуливаешь универ, а делаешь что-то крутое и полезное. Я чувствовал большую ответственность, работая за ребят руками. Одно дело сделать что-то неправильно самому себе и совсем другое дело – сделать ошибку за другого. Тем более что у многих от успеха зависело поступление в вузы. Нельзя уронить стекла, нельзя пролить жидкости.
Ребята-финалисты были просто потрясающие. Участники одной команды, «Торт на вишенке», играли мне на гитаре, когда ждали свою очередь. А после финала пришли забрать свои стекла на память – в них ведь было вложено три дня работы, одно подарили мне.
Я не очень понимаю людей, которые говорят: «Я бы не поехал работать аватаром, потому что мое время стоит дороже, чем там за него заплатят». Не все меряется деньгами, да и можно ли измерить в деньгах новые знакомства, новый опыт? Вот я не работал до этого с наноматериалами и наноповерхностями, проводимостями. Классно было попробовать.
Считаю, что в условиях, когда нереально дать школьникам возможность поработать своими руками, формат с аватарами – лучшее из того, что можно сделать. Гораздо хуже было бы заменить его решением теоретических задач. А так я три дня погружал детей в интереснейшее занятие. Мне иногда очень хотелось им подсказать, но этого нельзя было делать и никто из аватаров не подсказывал. Я думаю, что хоть финалисты и видели все через монитор компьютера, они все равно чувствовали присутствие. Это была не бутафория.
Татьяна Шаврина
Лидер команды AGI NLP, руководительница направления в Управлении развития компетенций по исследованию данных, одна из ведущих специалисток по обработке данных в SberDevices. Проводила соревнования для взрослых и опытных специалистов. С 2020 года разрабатывает задачи для финала профиля «Искусственный интеллект» для подростков.
– Моя специальность – наука о данных. А точнее – машинное понимание текстов, начиная от документов, заканчивая твитами и обратной связью от клиентов. В частности, наша команда отвечает за научные разработки в «Сбере», и мы провели уже несколько соревнований для взрослых программистов. Когда нам предложили провести олимпиаду для школьников, мы с энтузиазмом согласились. Было решено не упрощать задачу, а дать настоящую, сложную, научную – и это оказалось выигрышным решением.
На финале профиля «Искусственный интеллект» произошел огромный прорыв в сфере машинного понимания русских текстов. За счет перебора известных алгоритмов участникам удалось сделать то, что не удалось российскому data-science сообществу, которое работало над аналогичной задачей целый год. Теперь все сообщество имеет более качественное открытое решение для обработки текстов и будет развивать его дальше.
В этом огромный плюс работы с молодыми людьми. Они не рассуждают о том, что это сложно, не думают о деньгах и временных затратах, не знают, сколько времени было уже потрачено другими. У них есть задор, которого нет у взрослых. И, конечно, они очень умные.
Но одновременно с этим у них недостаточно развиты навыки коммуникации, с ними нужно явно проговаривать правила, которые опытные специалисты знают и не нарушают. Нам пришлось много времени уделить обучению именно soft skills (гибким навыкам). Объяснять, что даже если ты суперумный (что часто правда), есть олимпиадная этика и правила, которые нельзя нарушать, иначе команда будет дисквалифицирована.
Кстати, дать людям возможность ошибиться и принять последствия ошибки тоже важно. Хотя тех, кто ошибся, мне по-человечески жаль. Олимпиадникам, которым не дали прочувствовать последствия неправильного поступка, бывает очень тяжело адаптироваться, когда они выходят на работу.
Антон Фирсов
Старший инженер технического расследования, «Ростелеком-Солар». Разрабатывал нетиповую олимпиадную задачу в свободное время от расследований киберпреступлений. Считает, что разработка задач, которые могут произойти в реальной жизни, помогает перезагрузиться и дает новые идеи.
– Я работаю в отделе расследований «Ростелеком Солар». Мне повезло, эта работа во многом совпадает с тем, как я представлял ее, учась в вузе. В нашем отделе часто появляются интересные задачи, потому что злоумышленники всегда придумывают что-то новое. И ты это новое изучаешь, когда расследуешь инцидент.
Задачи для школьников не должны быть слишком простыми или слишком сложными. Они должны быть максимально приближены к тем, которые возникают перед специалистами информационной безопасности в реальной жизни. Важно, чтобы все участники или участницы уехали с финала с пониманием, хотят они отражать хакерские атаки в будущем или нет.
Во время финала школьники превратились в кибердетективов. Они искали уязвимости в веб-приложениях и исходном коде программного обеспечения, изучали криптоалгоритмы, анализировали защищенность программ и сервисов и разбирались, как работает операционная система и какие недостатки содержит. На последнем этапе задания ребята разработали собственные инструменты защиты.
Для меня важно, что у каждого ученика или ученицы сформируется понимание логики киберпреступлений и методов противодействия хакерам. Это важнее того, получат они 100 баллов ЕГЭ за победу или нет. Надеюсь, что ребятам, которые научились решать такие задачи, будет гораздо проще на их первой работе, чем выпускнику вуза без практического опыта.
Это здорово, что мне предложили переключиться на другую деятельность, связанную с подростками. Общаясь с ними, чувствуешь себя моложе. Ведь окружение всегда влияет на нас, независимо от того, хотим мы этого или нет. Бывает, что у участника есть какое-то стеснение, чтобы его преодолеть, надо перейти на более неформальный тон. После этого коммуникация и работа идут гораздо легче.