В 2020 году мы гораздо чаще стали искать и анализировать данные. В первую очередь, конечно, о ситуации с коронавирусом. Тема жизненно важная, а информация скудная и противоречивая. Многим пришлось побывать в «шкуре» аналитиков и самостоятельно разбираться, что же происходит на самом деле и чего ждать в будущем.
Для этого пришлось «учить матчасть», чтобы лучше разобраться в графиках и зависимостях. Мы стали лучше понимать, как проводятся клинические испытания, зачем нужна контрольная группа. В будущем, наверное, станет проще обсуждать вопросы надежности данных о достигнутом социальном эффекте.
Многие впервые осознали, как формируется статистика о заболеваниях и смертности; как и почему могут происходить потери и расхождения; какие есть признаки неправдоподобных, а значит – некачественных данных.
Благодаря пандемии мы учились искать и сравнивать данные из разных источников, использовать альтернативные способы. Например, оценивать эпидемическую ситуацию через поисковые запросы жителей конкретного региона – про потерю обоняния, поиск лекарств, время приезда скорой и очереди на госпитализацию.
Много гипотез и аналитики строилось вокруг результатов голосования по поправкам в Конституцию, выборов в Беларуси. Благодаря журналистским расследованиям об отравлении Алексея Навального, многие узнали, какие уже накоплены массивы сведений о каждом человеке; как они устроены.
Когда встал вопрос о поддержке НКО в условиях пандемии, многие с удивлением обнаружили, как скудны и фрагментарны наши знания о секторе, несмотря на ежегодную отчетность и статистику Росстата; подготовку ежегодных докладов о поддержке сектора. Никто не знает, сколько у нас социально ориентированных НКО и как их вообще можно подсчитать; чем они занимаются (система ОКВЭД для НКО мало применима).
Взрывной интерес к аналитике, статистике, данным
Уже стал расхожим вывод о том, что пандемия усилила и ускорила те тренды, которые начали проявляться ранее. В частности:
- цифровизация и повышение эффективности деятельности за счет автоматизации процессов, более активного использования IT-решений для мониторинга и оценки социальных результатов. Переход «в цифру» облегчает процессы сбора данных, а также генерирует новые массивы ценных сведений;
- персонализация предложений донорам с целью их удержания, развития отношений – все это требует дополнительных данных и анализа;
- интерес к пользовательскому опыту, вовлечение благополучателей на всех этапах реализации социальных проектов – от оценки потребностей до оценки результатов;
- запрос доноров на оценку социального эффекта (social impact); предъявление доказательств, обоснованность применяемых практик и государственных политик. Все это увеличивает запрос на доступ к надежным данным, в т.ч. статистическим. Пример – дальнейшее развитие портала Если быть точным, который агрегирует доступную статистику и аналитику в социальной сфере (в 2020 году также добавился раздел с обзором правовых изменений). Другой пример – Центр перспективных управленческих решений запустил платформу доступа исследователей к данным о государстве и обществе;
- запрос на оперативное получение данных и аналитики о деятельности организации – идеально, в режиме live;
- расширение источников данных, развитие гражданской науки. В частности, донорство данных, запуск специализированных ресурсов, где каждый может легко принять участие в исследовании.
В условиях неопределенности, связанной с пандемией, резко возрос запрос на скорость и точность получения данных, необходимых для понимания ситуации и трендов, принятия решений «здесь и сейчас» – куда и как двигаться дальше. И НКО здесь, конечно, не исключение.
В 2020 году можно наблюдать небывалое количество проведенных онлайн-опросов и зум-интервью – только успевай отвечать. Инфраструктурные организации и частные фонды стали проводить множество кабинетных исследований, готовить аналитические дайджесты – оперативно обобщать имеющийся разрозненный опыт, сравнивать с другими странами, выявлять тренды и строить прогнозы.
Спрос рождает предложение
Данные всем нужны и их становится все больше, однако дело не только в их наличии и количестве. Крайне востребованным становится умение работать с данными – извлекать из них пользу; быстро и качественно обрабатывать; удобно хранить и обеспечивать доступ, чтобы каждый мог быстро найти нужное спустя время.
В условиях пандемии усилился тренд на автономность. Все стали мастерами на все руки – сами готовят еду, ремонтируют, делают прически. И речь не только о сокращении расходов, но и о переходе на простые, самодельные решения (DIY – do it yourself), которые не требуют привлечения профессионалов или хотя бы позволяют их проконтролировать; четче сформулировать техническое задание; «приземлить» результаты к своей деятельности.
Отсюда, в частности, интерес к курсам и образовательным возможностям по теме анализа данных и исследований, предложение готовых, коробочных решений. Вот только некоторые из них:
- онлайн-курс по работе с данными «Data-вебинары с Андреем Дорожным: данные для начинающих» (Теплица социальных технологий);
- серия вебинаров и лекций для сотрудников НКО «Исследования НКО» (АНО «Инфокультура»),
- курс «Прикладные исследования и работа с данными для НКО» (НИУ ВШЭ);
- «Как проводить исследования, если ты не исследователь?» (Центр дизайн-мышления);
- онлайн-база «Слушай с пользой! (АНО «Эволюция и филантропия») с подборкой инструментов для самостоятельного проведения исследований, сбора обратной связи от благополучателей;
- методичка по проведению исследований от Tiburon Research; а также готовые коробочные решения, сокращающие расходы и время на самостоятельное проведение исследований.
Крупные частные фонды все активнее развивают центры знаний и инициируют проведение исследований; усиливают команду штатными аналитиками или привлекают внешних специалистов, которые помогают дорастить компетенции команды, выступают на стороне «заказчика» в случае привлечения профессиональных агентств.
Профессионалы стали предлагать свою помощь в проведении исследований, анализе данных и представлении результатов. Это и студенческие проекты НИУ ВШЭ и Британки; и международный конкурс молодых исследователей; и конкурс исследований НКО (АНО «Информационная культура»).
Сами команды НКО также созрели до того, чтобы проводить исследования, результаты которых будут использоваться для принятия взвешенных государственных решений. Например, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» получат поддержку от Центра перспективных управленческих решений на проведение исследования политики и практики временного помещения детей в стационарные учреждения на примере Челябинской области.