Онлайн-образование и 2020 год – это уже почти слова-синонимы. С началом пандемии в Интернет переместилось все – от школьных уроков до лекций в музеях. Этот новый (и достаточно радикальный) для многих опыт принес свои преимущества и сложности. С одной стороны, почти безграничный доступ к знаниям, не выходя из дома; с другой – проблема мотивации и рассеянного внимания, вопросы к системам оценки, неравный доступ к Интернету. Какие еще тренды в онлайн-образовании определили уходящий год, разбирались с методисткой платформы «Теплосеть» Инессой Абрамян.
1. Появился спрос на синхронные онлайн-курсы
Вырос спрос на синхронные онлайн-курсы с сопровождением преподавателя и работой в группе. Давайте подробнее разберем, что это такое. В офлайне возможно только синхронное преподавание, когда педагог лично выступает перед учениками, разбирает с ними темы и дает задания. В онлайне преподавание может быть синхронным и асинхронным. Записанные онлайн-курсы, лекции, готовые презентации – это асинхронный формат. Синхронный – это когда преподаватель проводит лекции и семинары в прямом эфире.
Локдаун обострил потребность многих участников онлайн-курсов в активном взаимодействии и коммуникации. Поэтому простая публикация материалов курса оказалась для многих недостаточна. Это подтолкнуло преподавателей, тренеров, экспертов учиться преподавать онлайн и управлять групповой динамикой. Чтобы сохранить внимание участника, преподавателю недостаточно быть просто «говорящей головой», которая доносит информацию. Выстраивать учебный процесс в онлайне точно так же, как в офлайне, – стратегия заранее провальная, считают эксперты. Нужно сопровождать, направлять студентов, организовывать дискуссии и групповую работу, предоставлять индивидуальную обратную связь.
2. Расширились границы онлайн-образования
В онлайн пространстве начали массово преподаваться темы, которые всегда считались исконно «офлайновыми». Например, публичные выступления и работа с телом. Отсутствие выбора заставило авторов курсов отказаться от позиции «это нереально учить онлайн» и подтолкнуло искать способы наиболее эффективной и быстрой переупаковки офлайн-программ. Также пандемия сделала более видимыми категорию организаций, которые раньше были мало представлены в нише онлайн-образования, – музеи. Отличная новость – у музеев явно есть чему поучиться. Зум-экскурсии от ГМИИ имени А.С. Пушкина, онлайн-марафоны от ММОМА, интерактивы от Музея «Прадо» – форматы, которые можно использовать за пределами музеев.
3. Zoom не закрыл все потребности
Конечно, главным героем пандемии стала именно платформа Zoom. В сервисе есть возможность не просто созвониться, но и вести визуальные заметки, проводить опросы и делить участников на залы для групповой работы. Кстати, эти возможности помогали пользователям не только во время привычных лекций и конференц-коллов. Например, команда организации «Семья детям» использовала функции Zoom, чтобы проводить дистанционно Школу приемных родителей.
Однако опыт обучения в Zoom был бы неполным без приложений и сервисов, которые помогают организовать интерактивное онлайн-занятие. Начало пандемии сопровождалось появлением многочисленных списков подобных инструментов в помощь педагогу, тренеру или иному инструктору. Miro, Padlet, Jamboard, Mentimeter, Kahoot – все эти инструменты существовали и раньше, но в этом году они плотно интегрировались в очные онлайн-занятия и помогли воплотить в жизнь немало смелых экспериментов. Отличный пример – игра в Miro от преподавателей Новой школы. Еще один пример – обучение с помощью разных сервисов добровольных пожарных от команды Greenpeace Россия.
4. Начали запускаться профильные платформы для образования
Стоит отметить, что Zoom все-таки изначально задумывалась как платформа для ведения бизнес-встреч. Поэтому в уходящем году продолжился квест в поисках идеальной платформы, заточенной именно под требования образовательного процесса. Интересные примеры рынка США – Engageli и Class for Zoom, которые помогают преподавателям собирать статистику по успеваемости студентов и измерять уровень их вовлеченности.
5. Появились практики для ментального здоровья учеников
Самоизоляция, отсутствие живого общения и личной обратной связи – все это новые стрессы, которые принес нам уходящий год. Учиться онлайн не так просто, как кажется на первый взгляд. Стирается граница между работой, учебой, личной жизнью. В такой обстановке очень быстро наступает выгорание. Поэтому активно начал подниматься вопрос важности ментального здоровья студента и преподавателя для успешного образовательного процесса. Некоторые учителя, тренеры, инструкторы ввели медитации и короткие настройки на обучение в начало очных встреч со студентами. Сюда же можно отнести разные упражнения, которые помогают снять напряжение, побороть неловкость и разговорить участников онлайн-встречи.
6. Многие курсы оказались не пройденными до конца
Доступ ко многим курсам и программам во время самоизоляции стал бесплатным. Плюс свои программы запустили музеи, театры и другие непрофильные организации. У пользователей был большой соблазн поучаствовать везде. Но запал быстро проходил, и до конца курсов доходили далеко не все. Еще до пандемии всего 3% начавших обучение завершали программы. Массовая публикация десятков и сотен онлайн-курсов в 2020 году сделала еще более актуальным вопрос, как вообще учиться онлайн и не бросать начатые курсы? На эту тему было написано немало обзорных статей. Некоторые компании предложили отдельное обучение на эту тему.
7. Стали популярны аудиокурсы
Усталость от экранов любой величины повысила привлекательность формата аудиокурсов. Один из примеров – приложение Progoolka, предлагающее инструменты для обучения и адаптации сотрудников через короткие аудиозадания.
8. Компании и вузы стали использовать цифровые аватары
Невозможность собраться вместе в одном помещении подтолкнула к экспериментам по созданию цифровых аватаров. Пример подобного эксперимента – HSE Minecraft, онлайн-проект, который объединяет под виртуальной крышей студентов и абитуриентов Высшей школы экономики. Вуз был закрыт на время карантина. Студенты и сотрудники вуза решили перенести учебу в Minecraft. Они арендовали сервер в игре и создали виртуальный кампус – копию нового корпуса ВШЭ на Покровском бульваре в Москве. 3 мая 2020 года прошло открытие Minecraft НИУ ВШЭ с лекциями и даже выступлением ректора. Еще интересный кейс – немецкая компания WBS Training, которая предоставляет корпорациям возможность создавать digital аватары своих сотрудников.
9. Началась интеграция с социальными сетями
Пытаясь соревноваться за внимание студентов, преподаватели и инструкторы вооружились форматами социальных сетей и активно интегрировали TikTok и Instagram в работу с участниками курсов. Например, Андрей Федотов преподает английский в Белгороде, и он, пожалуй, один из самых популярных педагогов ТikTok. Там у него около миллиона поклонников.
10. Не все смогли использовать прокторинг
Учеба обычно подразумевает еще и оценку результатов. Если речь идет о простом промежуточном тесте, который нужен больше для оценки знаний самим пользователем, нет ничего сложного. Уже созданы самые разные инструменты для такой формы проверки знаний. Все становится сложнее, когда речь идет об итоговом экзамене, где важна максимальная прозрачность. Для этих целей существуют системы прокторинга. Или системы подтверждения личности, с помощью которых можно увидеть через веб-камеру экран участника, его рабочее место, лицо, комнату; понять, открывались ли какие-то сайты, кроме разрешенных; покидал ли человек комнату. Вот, например, как использовала такие системы команда Олимпиады НТИ.
Однако у систем прокторинга есть несколько недостатков. Это платное программное обеспечение, а значит, оно просто недоступно некоторым учебным заведениям, не говоря уже об индивидуальных преподавателях. Система даже со всеми датчиками шума и движения не дает стопроцентной защиты от списывания. Кто-то может стоять, например, за компьютером ученика и давать подсказки. И самый существенный минус – такие системы подразумевают, что у студента есть в наличии достаточно мощный компьютер, который потянет установку программы, оборудование и доступ к скоростному Интернету.
11. Неравенства меньше не стало
Предыдущий пункт приводит нас к следующему. Пройти онлайн-курсы можно из любой точки мира, но только при определенных условиях. Доступ к скоростному Интернету, а также современные компьютеры есть далеко не у всех. Да что говорить, даже со светом во многих регионах страны бывают перебои. Таким образом, повсеместное онлайн-обучение не стерло границы и не победило неравенство. И даже в некоторых случаях усилило его. Самые уязвимые группы стали еще более уязвимыми. Представьте себе многодетную малообеспеченную семью, в которой в лучшем случае один ноутбук на всех детей и нет пространства для уединения. Учиться в таких условиях очень трудно. В сложном положении оказались также семьи беженцев и мигрантов.
12. Началось переосмысление образования
В целом 2020 год во многом продемонстрировал кризис традиционного образования, в том числе его онлайн составляющей. Поэтому по всему миру начали возникать инициативы по переосмыслению образования. Примером подобных инициатив в России можно назвать Toolbox методик непрерывного образования от Life Long Learning Lab, а на международном уровне – Post-Pandemic University.