Одно из главных событий июня 2020 года – голосование по внесению изменений в Конституцию. Проголосовать онлайн могли избиратели из Москвы и Нижегородской области. Опасения экспертов подтвердились: многие пользователи жаловались на проблемы с доступом к системе, остались и возможности для фальсификаций. Еще одна технология, которая вызвала много обсуждений в прошлом месяце – технология распознавания лиц. На фоне протестов в США против полицейского произвола крупнейшие технологические компании отказались от ее использования. Но в России эту технологию продолжают активно внедрять.
Редакция Теплицы выбрала главные сюжеты месяца, которые повлияли на жизнь гражданского общества и некоммерческих организаций.
Голосование с поправками
30 июня завершилось электронное голосование по внесению изменений в Конституцию. Проголосовать онлайн в течение шести дней могли жители Москвы и Нижегородской области. Представители Центризбиркома заявили об отсутствии жалоб. С ними не согласились участники движения «Голос». Избиратели отправляли на «Карту нарушений» движения «Голос» жалобы – они не могли зарегистрироваться на онлайн-голосование. Некоторым в последний момент пришел отказ в электронном голосовании. Всего было зафиксировано 78 нарушений.
Еще один спорный момент, который вызвал опасения экспертов, – при действующей процедуре электронного голосования у наблюдателей не было возможности проконтролировать соблюдение тайны голосования. А также узнать, кто на самом деле голосует с помощью электронной системы. «В будущем во избежание таких рисков мы бы советовали вводить дополнительную биометрическую идентификацию электронных избирателей», – сказал РБК сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц.
Также незадолго до выборов «Дождь» сообщил, что жители Москвы за деньги могут зарегистрировать других людей на портале mos.ru, чтобы они проголосовали за поправки в Конституцию. Корреспондент телеканала нашел чат в Whatsapp, где массово раздавали сим-карты и базы с персональными данными пожилых москвичей. За каждую регистрацию аккаунта для голосования на mos.ru участникам чата обещали 75 рублей, а за голос, отданный за одобрение поправок, – еще 50 рублей.
Солидарность в акциях
В июне в США проходили массовые протесты против полицейского произвола. Они начались после смерти афроамериканца Джорджа Флойда, которого жестко задержали полицейские 25 мая. Лозунг кампании за равноправие темнокожих американцев и против полицейского насилия – #BlackLivesMatter. Именно этот хештег в прошлом месяце стал одним из самых популярных в социальных сетях в разных странах мира. Им были подписаны черные квадраты и другие посты, которые публиковали пользователи, чтобы выразить солидарность с участниками митингов.
Активисты в России с подачи политика Михаила Светова стали распространять с похожим хештегом #RussianLivesMatter историю жителя Екатеринбурга Владимира Таушанкова, которого 31 мая при штурме квартиры застрелили сотрудники Росгвардии. Журналисты сообщали, что Таушанков скрывался после кражи четырех рулонов обоев.
Еще одна масштабная акция солидарности прошла в России в июне в поддержку художницы из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой. Руководительнице детского театра грозит шесть лет колонии по обвинению в распространении порнографии. Юлия рисовала схематичные картинки с надписью «#ЖивыеЖенщины разные и это нормально», объединяя их хештегом #женщина_не_кукла.
Акцию под названием «медиастрайк» запустили российские фемактивистки. Во время нее на сайтах и личных страницах в соцсетях были опубликованы баннеры в поддержку Цветковой. По замыслу организаторов, медиастрайк должен был показать абсурдность уголовного преследования и помочь Юлии. Подробнее об акции можно прочитать в материале Теплицы.
Лица в объективах
На фоне протестов в США, кампании против полицейского произвола и давления на гражданских активистов крупнейшие технологические компании – IBM, Amazon, Microsoft – отказались от технологии распознавания лиц. 8 июня компания IBM объявила, что больше не будет заниматься исследованиями и разработкой технологий в области распознавания лиц. На следующий день компания Amazon объявила, что накладывает годовой мораторий на использование технологии распознавания лиц правоохранительными органами. А уже 11 июня в Microsoft решили, что не будут продавать системы распознавания лиц полиции, пока не вступит в силу соответствующий федеральный закон, уважающий права человека.
«В случае с распознаванием лиц важно помнить, что определенные группы, среди которых чернокожие граждане, исторически были более подвержены наблюдению и надзору, и технологии играли в этом процессе далеко не последнюю роль. Именно поэтому недостаточно просто сделать технологию более эффективной, так как это может привести лишь к усилению наблюдения за и так уязвимыми группами. Необходимы систематические изменения не только технологий, но и институтов и практик, связанных с наблюдением и надзором», – считает Дмитрий Муравьев, независимый социальный исследователь технологий.
В это же время в июне стало известно, что российские школы оснастят камерами видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. Камеры появятся в коридорах, залах, на лестницах школ и на прилегающих территориях. Все устройства подключат к платформе Orwell – системе видеонаблюдения с возможностями компьютерного зрения, а также к модулю распознавания лиц от компании NtechLab. Систему можно интегрировать с цифровым дневником и сообщать родителям, когда ребенок пришел в школу и ушел домой. Камеры также позволяют следить за рабочим временем сотрудников.
Также в июне представители ГУ МВД сообщили, что ношение защитных масок в условиях коронавируса не влияет на распознавание лиц камерами видеонаблюдения в Москве. «Это не отразилось на результативности использования ГИС ЕЦХД», – рассказали в ведомстве.
ГИС ЕЦХД – Единый центр хранения и обработки данных. Это система видеонаблюдения, которую используют полицейские, сотрудники МЧС и службы городского управления. Камеры наблюдения с функцией распознавания лиц использовали в Москве для выявления нарушителей режима самоизоляции.
Налог на детей
Владимир Путин во время телеобращения 23 июня предложил с 1 января 2021 года изменить ставку НДФЛ с 13 до 15% для тех, кто зарабатывает больше 5 миллионов рублей в год. Полученные средства направят на помощь детям с орфанными заболеваниями. По подсчетам президента, повышение налога даст бюджету порядка 60 миллиардов рублей. Эксперты некоммерческих организаций, помогающих людям с редкими заболеваниями, в целом положительно оценивают предложение Путина, отмечают «Такие дела». Они отмечают, что благодаря инициативе у большинства пациентов с редкими заболеваниями станет доступным лечение.
Высказали представители некоммерческого сектора и опасения по поводу новой инициативы. Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов считает, что государство должно гарантировать, что к тем суммам, которые собираются с помощью повышения налога, оно будет добавлять из федерального бюджета деньги для того, чтобы ни один ребенок не остался без лечения. А директор по социальным проектам Mail.ru Group Александра Бабкина сказала Агентству социальной информации, что посыл «помогать должны богатые, у них отнимут деньги для лечения детей» работает скорее на разобщение общества, чем на солидарность.
Еще одна инициатива, которая коснется работы НКО, была принята в июне. На рассмотрении находится проект нового постановления правительства, который меняет правила формирования второго реестра Минэкономразвития России. В него войдут социально ориентированные НКО, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки. Согласно ему, вводится новый пункт, и пострадавшими могут быть признаны все некоммерческие организации, являющиеся благотворительными. Организации из реестров получают налоговую и другую поддержку.
Экология без защиты
5 июня прошел Всемирный день защиты окружающей среды. При этом месяц был ознаменован громким экологическим скандалом. Еще 29 мая из-за разгерметизации резервуара ТЭЦ-3 «Норникеля» разлилось около 20 тысяч тонн дизельного топлива. Оно проникло в почву, реку Амбарную, озеро и реку Пясино, впадающую в Карское море. Специалисты экологической организации Greenpeace оценили ущерб от аварии в Норильске в 10,2 миллиарда рублей.
28 июня в Норильске активисты сообщили, что «Норникель» продолжает сливать производственные отходы в тундру, откуда они «ручьями впадают» в реку Хараелах и озеро Пясино. При этом в пресс-службе «Норильского никеля» заявили, что угрозы утечки отходов с Талнахской обогатительной фабрики в Норильске нет. В итоге объединение независимых СМИ «Синдикат-100» опубликовало заявление, где потребовало независимого расследования аварии в Норильске.
Также в июне журналисты «Коммерсанта» узнали о том, что Министерство природных ресурсов предлагает значительно сократить «зоны контроля», на которых региональным властям можно не тушить лесные пожары. Соответствующие поправки, пишет «Коммерсант», предлагается внести в Правила тушения лесных пожаров.
В проекте поправок, с которым ознакомилось издание, Минприроды предлагает относить к зонам контроля лишь «нелесные земли, которые расположены в резервных лесах». Такие участки составляют всего около 6% от всей площади лесного фонда. Инициатива вызывает опасения у экспертов Greenpeace. Они считают, что труднодоступные пожары раньше также не тушили, но без правовых оснований и скрывали от учета. При этом Greenpeace опасается повторения этим летом прошлогодней «пожарной катастрофы» в регионах Сибири.