Частные фонды – особый тип некоммерческих организаций. Основатели частных фондов ежегодно жертвуют колоссальные средства на благотворительность, как правило, у них есть личная позиция и предпочтения, что именно и как поддерживать.
Именно частные фонды зачастую «задают тон», оказывают значимое влияние на некоммерческий сектор в целом, включая развитие инфраструктуры.
Частные фонды – это фонды, основанные одним лицом или семьей для ведения благотворительной деятельности преимущественно на собственные средства. Доклад о состоянии и развитии фондов в России, 2016.
Именно крупные частные фонды, как правило, активно внедряют инновационные решения в сфере благотворительности, в отличие от многих других игроков, у них выше готовность к риску, они могут действовать более гибко и нестандартно.
Последний пример – глобальная нестабильность и распространение коронавируса, повлекшее драматичные изменения в нашей стране в целом и некоммерческом секторе в частности. В этих условиях Фонд Владимира Потанина в кратчайшие сроки вносит изменения в свою деятельность. Более гибкими и менее строгими стали требования к уже профинансированным проектам; 23 марта 2020 года принято решение о выделении дополнительных средств в размере 1 млрд рублей на поддержку некоммерческого сектора. Уверена, в ближайшее время можно ждать похожих инициатив и от других крупных фондов.
Что мы знаем о российских частных фондах? К сожалению, данные об их деятельности фрагментарны и противоречивы.
- В отчете «Благотворительность в России» (КАФ, 2018) отмечается: «Точное число частных фондов назвать очень трудно, но ясно, что число фондов в России постоянно растет».
- В докладе НИУ ВШЭ (2019, стр. 13) лишь сообщается, что «пока, к сожалению, их не так много и они концентрируются в Москве».
На данный момент невозможно получить ответ, сколько всего частных фондов в России, какие объемы средств они выделяют ежегодно на благотворительность. Чтобы ответить на эти вопросы, я составила список частных фондов с бюджетом более 10 млн рублей. Всего в список вошло 43 фонда. Затем по открытым источникам я собрала данные о финансах частных фондов.
Основные выводы: коротко
- Расходы российских частных фондов в 2018 году составили 13 млрд рублей. Это почти на 3 млрд больше, чем в 2017 году.
- Многие частные фонды созданы богатейшими людьми России. Крупные частные фонды ежегодно выделяют 1 млрд рублей и более. Это фонды «Сафмар», «За будущее фехтования», «Новый дом», «Искусство, наука и спорт».
- Почти все частные фонды зарегистрированы в Москве. На не-столичные фонды приходится лишь 2,4% расходов всех частных фондов.
- Частные фонды редко привлекают государственные средства; более типично участие в массовом фандрайзинге, особенно при ухудшении финансовой ситуации у основателя.
Немного подробнее
- В 2018 году объем расходов частных фондов достигал 13 млрд рублей, в 2017-м – 10,2 млрд. Прирост составил 2,8 млрд рублей, или 20,6 млн евро в пересчете по средневзвешенному курсу. По сравнению с корпоративными, у частных фондов объемы сопоставимы, но наблюдается довольно значимый рост расходов.
- В пятерку крупнейших частных фондов (по расходам 2018 года) вошли фонды «Сафмар» (1,9 млрд рублей), «За будущее фехтования» (1,4 млрд), «Новый дом» (1,2 млрд), «Искусство, наука и спорт» (1 млрд) и «Айрис» (992 млн).
- По сравнению с 2017 годом заметно выросли расходы у фондов «Новый дом» (876 млн) и «Наше будущее» (361 млн).
Зачастую перераспределение расходов происходит между фондами одного владельца. Например, у фонда А. Усманова рост расходов составил 38 млн рублей и 1,1 млрд – у фонда «За будущее фехтования», но одновременно с этим снизились расходы у фонда «Искусство, наука и спорт» (-529 млн). - Хотя многие частные фонды работают по всей стране, большинство из них (91%) зарегистрированы в столичных агломерациях – Москва (31 фонд) и Московская область (3), Санкт-Петербург (3) и Ленинградская область (1). На фонды московской агломерации приходится 96% расходов всех частных фондов в 2018 году; а с учетом Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 98%. Оставшиеся частные фонды зарегистрированы еще лишь в 5 субъектах РФ – Ростовская, Самарская, Свердловская области, Башкортостан и Удмуртия. Их совокупные расходы в 2018 году составили всего 307 млн рублей, или 2,4% расходов всех российских частных фондов.
- Для частных фондов не характерно привлечение госсредств. Такой опыт, согласно ресурсу «Открытые НКО«, в период 2017-2020 гг. был лишь у 7 частных фондов (17%). Только 7 частных фондов участвовали в конкурсах Фонда президентских грантов, при этом только 3 из них стали победителями («Вольное дело», «Ноосфера» и «Мархамат«).
- Старейшие частные фонды – Фонд Потанина (1999), «Северная корона» (2000), «Преображение» (2000) и Фонд И.И. Саввиди (2000). Среди новичков – «Кинопрайм» (2019) и Фонд семьи Рыбаковых (2018).
- Значимая часть крупнейших частных фондов создана богатейшими людьми России – участниками ежегодных рейтингов Forbes.
Ряд основателей фондов со временем исключают свое имя из учредительных документов, названия фонда и пр. Например, Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» до 1.11.2018 назывался Фонд поддержки социальных инноваций Олега Дерипаски «Вольное дело».
В 2019 году ликвидирован БФ «Добрый век» – № 3 в «рейтинге благотворительных фондов миллиардеров, в работе которых участвуют их родственницы» (Forbes, 2016).
Кого подсчитали?
В данном материале под частным фондом понимается фонд, который создан и продолжает работать преимущественно на средства частного лица или семьи (в том числе через подконтрольные компании). При этом основатель такого фонда активно участвует в его деятельности; позиционируется в связке со своим основателем – как учредитель, в названии фонда, в публичных материалах.
В России действует большое количество фондов, которые учреждены одним человеком и работают преимущественно на его личные средства. В список частных я включила только крупные фонды с ежегодным объемом расходов более 10 млн рублей.
Нюансы и решения
Если в названии фонда есть чье-то имя (пусть и громкое), не всегда фонд работает преимущественно на средства основателя. Зачастую основатель «именного» фонда вкладывает только имя и репутацию, что позволяет успешно привлекать средства на деятельность фонда.
Учитывая чрезвычайно запутанные и непрозрачные схемы финансирования частных фондов, оценить вклад именно основателя не всегда возможно. Кроме того, в связи с изменением финансовой ситуации некоторые частные фонды могут переключаться на фандрайзинг; либо основатель фонда изначально видел свое участие лишь на этапе становления фонда.
При формировании списка частных фондов использовались доступные источники информации. В итоге, из числа частных исключены фонды, которые представлены в базе фандрайзинговых фондов Русфонда. Единственное исключение сделано для фонда «Острова», который включен в рейтинг лучших благотворительных фондов Forbes. Методология этого рейтинга подразумевает включение только фондов, которые минимум на 50% финансирует участник списка Forbes.
Безусловно, есть много пограничных случаев, относить ли фонд к категории частных или корпоративных. Например, БФ «Абсолют-помощь» фигурирует как частный в рейтинге Forbes, тогда как в моей статье он идет как корпоративный. Причина – название фонда в большей степени связано с названием компании-учредителя (Абсолют-Банк), чем с именем его владельца. Кроме того, в публичных материалах есть пояснение, что фонд входит в Инвестиционную группу АБСОЛЮТ, а на сайте самого фонда нет четкого позиционирования именно как частного фонда.
Как подсчитаны финансы?
В расчетах использовалась бухгалтерская отчетность фондов за 2017 и 2018 годы, размещенная в открытом доступе на ресурсах проверки контрагентов. Например, здесь.
В случае отсутствия бухотчетности у фонда (12% случаев) я брала сведения из отчетности в Минюст.
При отсутствии и этого – суммы, которые фигурировали в рейтинге Forbes. Речь только о двух фондах – Фонд Михаила Прохорова и Культурно-исторический фонд «Связь времен».
При отсутствии соответствующих сведений о финансах такой фонд не включался в список частных фондов.
Содержащиеся в данном материале сведения получены исключительно из открытых источников, указанных в статье. Автор не дает каких-либо заверений или гарантий, прямых или подразумеваемых, в отношении точности или полноты информации, на которой основано содержание настоящего материала; а также не несет ответственности за прямые, косвенные, случайные, штрафные и иные убытки и издержки, связанные с каким бы то ни было использованием информации, содержащейся в настоящем материале.