Ранняя весна, серые, неухоженные улицы Кирова, тут свалка, там – покосившаяся скамейка, я иду с парой активистов движения «Красивый Киров» и смотрю, как они фотографируют мусор и записывают номера домов. Такие подробности нужны, чтобы составить обращение в администрацию через сайт КрасивыйКиров.рф. Фактуру о нарушении в благоустройстве активисты собирают в свой обеденный перерыв. Я делаю репортаж для «7х7» и записываю мысли активистов, почему они это делают, что ими движет?
Это было в 2016 году, движению «Красивый Киров» два года. Теперь заявить о своем праве на город можно онлайн. Идти по своему привычному маршруту и фотографировать нарушения. Это очень простой способ участия в жизни города. Цель понятна: горожане хотят, чтобы их город был чистым, а чиновники выполняли свою работу. Когда после таких фотопрогулок от жителей приходит в день по 300-400 жалоб, на которые чиновники обязаны ответить, игнорировать проблемы не получается. От народного контроля не отмахнуться.
«Мы хотим научить людей простым и эффективным способам влияния на качество городской среды», – написано в группе «ВКонтакте» движения. И научить действительно получилось.
Почти за 6 лет проекта жители отправили более 8 тысяч жалоб, из них, по оценкам основателей, 3 тысячи решенных. Таким результатом активисты довольны. К движению присоединяются совсем не знакомые ребята, которые регулярно мониторят вопросы незаконной рекламы, дорожные знаки и освещение. На сайте уже сложилось третье «ядро» постоянных пользователей.
Для Кирова это самый успешный пример низового вовлечения горожан. Я наблюдала за движением несколько лет и видела, как власть постепенно стала им доверять. Теперь без активистов «Красивого Кирова» не решаются никакие вопросы: чиновники открыто советуются по проблемам от маленьких скверов до разработки транспортной стратегии города. Все запускается с их участием. «Мы стали неким буфером между чиновниками и жителями города. Получилось нечто такое, чему доверяют с обеих сторон, и часто получается конструктивный диалог при нашем участии», – пишет мне Анатолий Курбатов.
Подобные типовые сайты были запущены в нескольких городах по всей стране. Инициатором проекта стал активист Красимир Врански из Санкт-Петербурга. Там за 7 лет существования проекта удалось решить более 35 тысяч городских проблем. До сих пор эта история успешна, и важно, что она проверена временем.
Тогда, в 2016-м, я ничего не знала о термине и концепции «гражданские технологии», или civic tech. Но видела, что благодаря онлайн-платформам, сервисам активисты могут быстрее достигать своих целей. Это упрощает и дает толчок к созданию сообщества, помогает влиять на работу общественных институтов.
Когда я оказалась в Теплице, кстати, тоже в 2016 году, с одной стороны, попала в воронку активистских историй, которые вовсю использовали технологические решения, и видели результат. А с другой, поняла, какие возможности упускают разные социальные проекты, которые еще не осознавали потенциал использования технологий в своей работе. И задача нашей команды была – рассказать и показать, как именно можно выиграть.
Я писала о различных зарубежных экологических приложениях, сервисах, описывала городские движения, в которых большая часть коммуникации была в онлайне; мобильные приложения с «красной» кнопкой для женщин, оказавшихся в экстремальной ситуации; описывала проекты с российских хакатонов. Во всех историях технологии помогали гражданам менять среду вокруг себя. До сих пор одна из задач Теплицы как медиа – пробудить воображение активистов, показать лучшие примеры использования технологий в общественных проектах.
Теплица тоже, можно сказать, появилась из такого приложения, точнее, эффект после его запуска подтолкнул Алексея Сидоренко, веб-дизайнера и исследователя российской блогосферы, запустить проект. В 2010 году горела вся центральная Россия. Алексей запустил онлайн-карту помощи пострадавшим от пожаров. С ее помощью можно было связать волонтеров и пострадавших. Проект получил «Премию Рунета». Стало понятно, что онлайн-платформа может быстро объединить людей и ускорить решение проблемы. Так, в 2012 году уже была запущена Теплица. И за эти годы мы стали помогать командам социальных проектам по различным вопросам: от разработки, консультаций, проведения обучающих событий, запуска своей образовательной платформы.
Помню свой первый драйв на хакатоне по открытым данным, который мы делали в Петербурге в 2018 году. Больше мне нравилось мышление активистов, которые приходили с такими запросами: «нам нужна карта, чтобы показать масштаб», «нам нужен чат-бот, чтобы быстрее помогать нашим подопечным». Хакатон для многих команд социальных проектов стал точкой входа в мир гражданских технологий. Команд объединяло одно: все они хотели использовать технологии для социальных изменений.
Почти за 8 лет (1 февраля 2020 года у Теплицы день рождения) при поддержке Теплицы организовано 60 хакатонов по всей России: от Петербурга до Владивостока. Из недавних проектов: эксперты петербургского кризисного центра для женщин собрали 10 тысяч объявлений по вербовке в проституцию и использовали их как доказательство в своей петиции, а команда фонда «Гуманитарное действие» разработала критерии эффективности для расположения мобильных пунктов помощи наркозависимым.
Наша команда видит в гражданских технологиях источник для социальных изменений, толчок, возможность ускорить процессы и вовлечь граждан в общественную жизнь. Вот только несколько работающих проектов.
- Декларатор – база деклараций о доходах и имуществе публичных должностных лиц.
- Открытые НКО – ресурс, с помощью которого пользователи могут исследовать некоммерческий сектор.
- Госзатраты – негосударственный проект повышения общественной осведомленности в области расходования государственных средств.
- Красивый Петербург – сервис для отправки жалоб по любой из множества городских проблем, тем самым дав старт ее решению.
- РосЯма – сервис для отправки обращений, отправить его в ГИБДД и проконтролировать ремонт ям.
- Change.org – сервис для создания петиций и проведения общественных кампаний.
- Breathe.Moscow – общественная система наблюдения за чистотой воздуха.
На сегодня платформа «КрасивыйПетербург» и сеть таких движений в других городах оказались одним из немногих успешных выживших нишевых примеров гражданских технологий. Первооткрывателем в России стала платформа Change.org, она появилась еще в 2007 году, но тогда было не очень понятно, как использовать технологии массово. Петиция стала инструментом, но важнее всего то, какое сообщество у авторов получается объединить вокруг проблемы благодаря запуску петиции.
В январе главная тема редакции Теплицы – гражданские технологии. Мы проанализируем, какая история у российского и зарубежного направления гражданских технологий, что развивалось и затухало, а что остается востребованным до сих пор. За всеми материалами по теме можно следить по специальному тегу civictech.
Если у вас есть своя история создания приложения или сервиса, которые помогают решать социальную проблему в вашем городе или регионе, напишите мне [email protected] или поделитесь мыслями в комментариях под статьей.
И приглашаем вас на хакатон, который мы проводим совместно с «Новой газетой» 15 и 16 февраля в Санкт-Петербурге. За основу возьмем открытые данные некоммерческих организаций, а команды создадут приложения и сервисы, которые помогут решить или повлиять на решение социальных проблем. Заявку на участие подавайте по ссылке.