В ваших руках огромная власть. Ваша задача – улучшить жизнь в стране при помощи технологий. Слежка за гражданами или безопасность? Технологическая безработица, дроны-убийцы или новые этичные технологии, которые спасут мир? Попробуйте создать свое будущее в онлайн-игре «2024». Игру запустили специалисты Центра исследования науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге и образовательного проекта «Теплица социальных технологий» 15 октября 2019 года.
Герой игры – первая женщина премьер-министр небольшой восточноевропейской страны. Государство на развилке: от ваших шагов зависит, будет ли оно развиваться, или же превратится в антиутопию. Игроку предлагается принять или отвергнуть внедрение разных технологий: дополненную реальность, беспилотные автомобили, биочипы, сенсоры, предиктивную полицию, спутниковый Интернет, компьютеризированную обувь и одежду, интернет ДНК. Во время прохождения пользователь узнает больше о сути технологии, какие плюсы и минусы произойдут от ее внедрения.
При каждом действии меняется ряд показателей: уровень счастья граждан, госбезопасность, экономический рост, гражданские свободы и состояние экологии в стране. Ваша задача – сделать все, чтобы страна процветала. Иначе – разруха, коллапс или тоталитаризм.
Идея создать игру появилась у редакции Теплицы на хакатоне «Команды 29» весной 2019 года. «Мы в Теплице рассказываем про то, как активисты и благотворители могут использовать технологии и работать куда эффективнее, и много внимания уделяем вопросам этики, как технологии влияют на общество. С одной стороны, может показаться, что технологии во всем полезны и приводят только к развитию, но в то же время они могут обернуться и цифровой диктатурой, и привести к формированию расистских, сексистских позиций с помощью алгоритмов. Хотелось в простом и нескучном формате донести о том, какие могут быть риски и последствия. На хакатоне у нас получилось создать прототип», – рассказывает о задумке главный редактор Теплицы социальных технологий Наталья Баранова.
По мнению руководителя отдела спецпроектов «Команды 29» Николая Овчинникова, социальные игры – новый способ коммуникации для третьего сектора. «Они помогают вовлекать в деятельность организаций тех, кто не любит читать длинные тексты, у кого мало времени. За рубежом этот формат очень популярен, однако у нас он пока не сильно развит», – говорит Николай Овчинников.
«Этика технологий – важная тема в 2019 году. Мы всецело зависим от наших гаджетов, нам это нравится, наше качество жизни повышается, однако мы совсем не думаем об издержках прогресса. Наша игра как раз про это. Мы предлагаем вам побыть на месте чиновника одной восточноевропейской страны, который несет ответственность за внедрение технологий». Николай Овчинников
«Технологии напрямую влияют на нашу жизнь. Даже если большинство из них не имеют к нам отношения, они перестраивают среду вокруг нас, меняют повседневные привычки, закрепляют новые нормы. Публичные обсуждения технологического развития помогают учитывать социальные последствия для разных групп населения, особенно тех, которые заранее находятся в уязвимой позиции. Игровой формат, на мой взгляд, помогает сделать эту дискуссию доступной широкому кругу пользователей и показывает, что эти вопросы на самом деле близки каждому, а не остаются уделом разработчиков технологий или правительств», – отметила актуальность игры Лилия Земнухова, социолог, доцент факультета социологии и философии, научная сотрудница Центра исследований науки и технологий ЕУСПб и один из авторов игры.
В завершение игры пользователи могут прочитать аналитическую статью про этику в технологиях, а также поддержать российский общественный проект «Роскомсвобода», команда которого защищает цифровые права пользователей и борется с цензурой в Интернете. В октябре 2019 года «Роскомсвобода» запустила общественную кампанию против системы распознавания лиц, ее тоже можно поддержать, подписав петицию.
«Пользователям сейчас необходимо уделять внимание цифровой гигиене и защите своих личных данных и чувствительной для них информации. Есть три основных актора, кто собирает данные о нас и наших действиях – киберпреступники, корпорации и государства. Данные граждан должны быть в руках и под контролем самих граждан, мы должны сами ими распоряжаться, а не третьи лица». Руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк.