В июне 2019 года в городе Нижнеудинске Иркутской области произошло наводнение, был объявлен режим ЧС. В городе живут 32 тыс. человек, из них пострадало больше половины – 17 тысяч нижнеудинцев. Команда общественной организации инвалидов «Доверие» запустила sos-кампанию и начала экстренный сбор пожертвований. Подробнее о том, как провести кампанию в кризисной ситуации, рассказал активист Артем Петернев, председатель «Доверия».
С помощью информационного сайта, сделанного на «Кандинском» и плагина для сбора пожертвований «Лейка» команде удалось собрать 200 тысяч рублей на помощь.
– В конце июня в Иркутской области началось наводнение. Расскажите, как это было и как вы справлялись?
– Нижнеудинск – небольшой провинциальный город в сердце России, Иркутской области. Тут был пленен Колчак и родился Евтушенко, тут работал академик Бурденко и была написана знаменитая «Варшавянка». Но июнь 2019 года открыл новую страницу истории города. Страшную страницу. 27 июня река Уда, которая разделяет город Нижнеудинск на две части, вышла из берегов. При критическом уровне в 320 сантиметров уровень воды достиг отметки в 508 сантиметров уже в течение суток. Вода затопила несколько микрорайонов города: Заречье, Междуречье, Фабрику, Центр, Аэропорт, Автобазу.
Потом поднялась вода в реке Уват, которая затопила район Заувата. Вода простояла на таком уровне несколько суток. Затем начала спадать и входить в русло. Но оставались невероятно высокие грунтовые воды. Через месяц река вновь поднялась вплотную к критической отметке.
Люди, которые живут вблизи у реки, каждый год видят большую воду. Но обычно это подтопленные огороды. А в этом году вода смывала дома целиком, заполнила город, как чашу.
Под водой оказались больницы, школы, детские сады, магазины, парки и скверы. В первые сутки наводнения люди не верили в то, что прямо сейчас начинается новая жизнь. Люди лишились домов, мебели, урожая, бытовой техники. Город потерял всю инфраструктуру.
Наводнение – одно из самых страшных стихийных бедствий. Пожар, например, уходит и сразу забирает все. А вода, даже когда сходит, продолжает разрушать. Кажется, что дома можно восстановить. Но через время они кривятся, сползают по промокшей земле.
До сих пор вскрываются все новые и новые проблемы, которые оставила большая вода. Все еще уровень грунтовых вод остается высоким. Настолько, что периодически затапливает подвалы домов, которые во время наводнения не находились в зоне затопления.
В целом, последствия для города устрашающие. Затоплено более 100 городских улиц, 3798 домов, 89 многоквартирных домов, 37 зданий муниципальных и государственных структур, 12 объектов жизнеобеспечения. Всего пострадало почти 17 000 нижнеудинцев при населении в 32 000 человек.
Пострадали и деревни Нижнеудинского района – более 20 населенных пунктов и около 4 000 человек. Пострадала, а точнее, первой встретила стихию, затерянная в горах удивительная Тофалария – это горная страна, входящая в состав Нижнеудинского района, в которой живет самый малочисленный народ России. Тофалары проживают в трех деревнях: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха. Алыгджер, например, почти целиком был под водой.
Беда Нижнеудинска оказалась и моей личной трагедией. Во-первых, наш город небольшой. Мы, в большинстве своем, все друг друга знаем. И сотни историй друзей и знакомых, которые потеряли дома, имущество, огороды, – становились немножко личными. А еще я очень люблю свой город. И его беда – это и наша беда как его жителей. Было бы просто странно, если бы такого масштаба катастрофа на стала личной трагедией.
– Как вы решили организовать помощь пострадавшим?
– Вообще наша НКО не имеет ничего общего с процессами устранения последствий ЧС или оказания гуманитарной помощи. То есть не имела до июня 2019 года. Я работаю в трех минутах ходьбы от набережной реки Уды. В день начала наводнения я прогулялся до набережной и увидел, как поднимается уровень реки. А еще почувствовал, как от реки веет мощью и холодом.
На другом берегу дома уже начинало подтапливать. Тогда я пошел в офис и подумал, что нужно позвонить моей сестре Екатерине и предложить собрать гуманитарную помощь для жителей тех домов. Но она меня опередила – позвонила сама и предложила то же самое. Уже в час дня в «Доверии» (а помещение организации находится в другом районе города, который никак не может пострадать от наводнения) мы открыли гуманитарный центр. Тогда мы еще не представляли, что нас ждет.
Пункт стал первым гуманитарным центром в городе. Сразу же – официальным. Мы быстро нашли взаимопонимание с администрацией города и района. В первый день мы приняли решение: помочь нужно как можно быстрее и максимально широко. Так образовался и график работы – практически круглосуточный.
– Кто вам начал помогать?
– Сначала мы мобилизовали добровольцев: в первый день нас было не больше 5-7 человек. Но к концу работы центра команда состояла из 84 добровольцев. Затем сформировали несколько групп в социальных сетях для сбора гуманитарной помощи и для координации добровольцев. А потом началась ее приемка и выдача. Мы принимали тонны гуманитарной помощи. Помощь оказали 555 нижнеудинцев (и семей нижнеудинцев). Пункт принял гуманитарную помощь от жителей села Мельница, города Алзамая, Замзора, Тулуна, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Красноярска, Худоелани, Новой Игирмы, Братска, Шеберты, Иргея.
Продукты питания и вещи в гуманитарный центр передали различные магазины и предприятия. Мы формировали продуктовые наборы и выдавали пострадавшим из зоны затопления. У нас была вся информация о границах затопления, перечень пострадавших улиц и оперативная сводка о состоянии реки. Работали мобильные бригады по доставке гуманитарной помощи в районы затопления. Мы доставляли горячее питание, выдавали воду. Город был обесточен и почти полностью отключен от системы водоснабжения.
Кто-то принимал людей, кто-то фасовал продукты, кто-то сортировал вещи, кто-то координировал работу групп в социальных сетях. Мы ничего не знали о том, как организовывать эту работу. Но уже через двое суток, на инстинктах и внутреннем чутье, все механизмы заработали без сбоев и осложнений. Мы помогли более 3 500 человек.
– Вы оперативно создали сайт Uda-help.ru с помощью бесплатного конструктора «Кандинский». Как вы поняли, что нужен сайт?
– Мы осознали, что люди не до конца понимают, с какой бедой столкнулись. Что выдача крупы и штанов не решит проблемы, которые появятся завтра. Что помимо помощи здесь и сейчас понадобится помощь «в долгую». И когда медиаполе успокоится, привлечь помощь будет тяжелее. Да и не известно, что именно понадобится через неделю или месяц.
Тогда и родилась идея создать онлайн-площадку для сбора пожертвований, которые придут к нам не гуманитаркой (которую купят фонды из Москвы или других городов), а именно деньгами, которые мы сами сможем потратить на то, что будет наиболее необходимо в определенный момент.
Я вообще убежден, что у каждого провинциального города должен быть независимый фонд, аккумулирующий средства. Это позволяет собирать пожертвования непосредственно «в кассу» на местах. Ведь ЧТО, КАК и КОГДА нужно, намного быстрее понимают тут, в поле. В каждом конкретном городе. Конечно, огромных средств такие фонды не соберут, но это всегда гибкая подушка безопасности. Такого фонда в нашем городе не было. Значит, нам предстояло это сделать. Все это было примерно на 3-4-е сутки работы центра.
Я написал пост в Facebook о нашей беде, и Ольга Дроздова, руководительница программ Агентства Социальной Информации, познакомила нас с вами, с Теплицей социальных технологий. На наш призыв откликнулся Алексей Сидоренко (директор Теплицы) и предложил запустить фандрайзинговый сайт. И мы очень благодарны ему за это: он сделал невероятно много для того, чтобы сайт заработал, даже оплатил хостинг.
Еще по теме: Ульяновским активистам представили конструктор сайтов «Кандинский»
АСИ сразу же подхватили информационное сопровождение этой истории, работу с текстами на сайте. Мы как могли включались в работу, в основном ночами, потому что днем на это не было времени. На какие-то подобные фандрайзинговые кампании опираться не было времени. Мониторить поле тоже. Важно было сделать это как можно быстрее. Уже 11 июля сайт начал принимать пожертвования.
– Расскажите, как вы работали над сайтом?
Я бы выделил несколько этапов работы.
- Сбор контента. В нашем случае тоже проблемная задача, так как на то, чтобы съездить снять фото или написать тексты, приходилось выкраивать драгоценное время.
- Формирование скелета сайта, монтаж и запуск пожертвований. Мы старались делать это одновременно: формировался скелет сайта, параллельно готовился и вставлялся контент, в это же время готовились документы для Яндекс.Кассы.
- Продвижение сайта. На этом этапе подключились D-Group.Social, содружество Добрых городов, благотворительный фонд «Добрый город Петербург» и многие другие.
– И как вам конструктор «Кандинский»?
– О «Кандинском» очень много слышали и даже видели. Например, во время стажировки АСИ в 2018 году. Использовать именно его порекомендовал Алексей. И это правильно – в него удобно вшито все, что нужно для подобного сайта. Важно, что мы ведь действительно ничего в этом не понимаем, но управление сайтом удобно, понятно, и сейчас мы ведем его самостоятельно, хотя, по большому счету, это наше первое знакомство в WordPress в принципе.
А еще сайт изменил и саму организацию. Во многом из-за того, что появился сайт, мы запустили процедуру изменения устава. Уже с сентября мы станем не просто организацией помощи инвалидам, а общественной организацией социального развития. Во многом благодаря сайту мы сейчас полностью переделываем основной сайт организации. Эта работа запустила ряд системных изменений в организации, на пороге которых мы стояли уже около года.
Конечно, можно было бы, наверное, сделать это и быстрее. Но, учитывая наш уровень знаний о сайтах и уровень занятости в центре, получилось достаточно быстро. И это заслуга наших друзей из Теплицы и АСИ.
– Чему вы научились?
– Оглядываясь назад, кажется, что все было понятно и очевидно. Но тогда я думал, что я ничего не понимаю. Развертывание сайта делала Теплица. Подготовку контента – мы. Но мы старались учиться, впитывать новые знания, пробовать делать самостоятельно. Постепенно мы научились обходиться с основными функциями конструктора. В настройке пожертвований нам также очень помогла Теплица. Координация работы и нарезка задач проходила в рабочем диалоге в Facebook. Там же проходило и экспресс-обучение от Алексея Сидоренко по настройке сайта.
– Как бы вы оценили запущенную кампания, что получилось?
– Нам удалось провести самую крупную фандрайзинговую кампанию в городе – сегодня сайт собрал уже более 200 тысяч рублей. Мы получаем только положительные отзывы о сайте. Конечно, там есть и недочеты. Но они связаны с нашим контентом. Например, в блоке с публичными отчетами нет отчета за прошлый год, он пока в работе.
А еще важно, что сайт не только привлекает живые деньги, но и рассказывает просто и понятно о нашей катастрофе, о наших добровольцах, о положении в городе. Некоторые люди, прочитав сайт, приезжают к нам с адресной помощью или отправляют гуманитарную помощь с точечными задачами. Например, один благотворитель привез бытовую технику на 80 000 рублей. А команда в Ульяновске собрала канцелярские наборы для школьников почти на 50 000 рублей. Это тоже отчасти заслуга сайта. Кроме того, мы планируем запустить кампанию по продвижению сайта в Facebook – готовим адресные рассылки.
За статистикой пока следить некогда, но уже сейчас мы видим, что большинство доноров не из Иркутской области. На сегодня это 117 человек. Средний чек пожертвования – 1 764 рубля. Использование пожертвований начнется в сентябре. Мы планируем в формате круглого стола с органами муниципальной власти и общественностью определить семьи, которым мы будем помогать, или направления, которые закроем благодаря сбору, например, помощь первоклашкам из зоны затопления.
Еще по теме: В плагине «Лейка» появился новый шаблон с рекуррентными
Для нас важно, чтобы это решение было коллективным – чтобы помощь получили именно те, кто пока ее не получил в должном объеме. Часть пожертвований пойдет на обеспечение работы центра – после июля часть помещения нашей организации попросту разнесли пострадавшие.
Советы Артема Петернева для тех, кто хочет запустить кампанию
- Не тянуть время, это самый ценный ресурс.
- Не бояться идти в онлайн, все давно там.
- Не принимать поспешных решений: время важно, но спешка губительна.
- Слушать профессионалов.
- Уделять особое внимание именно кампании: запуск сайта не равен настройке пожертвований.
- Хранить в особом месте все свои контакты: и электронные, и привезенные с форумов в листах регистрации, и записанные в блокноте. Каждый контакт может быть невероятно важным.
- Быть открытыми и честными.
- Не выдумывать велосипед. «Кандинский» идеально подходит, если скорость развертывания сайта имеет ключевое значение. Плагин позволяет сделать это за считанные часы, еще немного времени займет подготовка контента и настройка «Лейки».