В России появляется цифровая диктатура, и активисты должны ей противостоять. В этом убеждена Алена Попова, юристка, правозащитница, соавтор законопроекта о профилактике насилия в семье. На конференции про будущее искусственного интеллекта, прошедшей 13 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге, она рассказала, к каким общественным кампаниям можно присоединиться уже сейчас.
В нашей стране появляется цифровая диктатура. Государство выстраивает сложную вещь – Kremlin аналитика, по сравнению с Cambridge аналитикой наша, отечественная, будет круче. В отличие от США и Китая, данные будут только у одного игрока – государства. Это все делается тихо и закрыто. В аналитику входят данные о наших звонках, передвижениях.
Еще по теме: Блокировки в России: эффективны ли они?
Вспомним «Закон Яровой», по которому вся переписка и разговоры должны храниться на серверах, но кому передаются эти данные, мы не знаем.
Цифровая диктатура сейчас – это нечто, что незаконно и действует вне правового поля. И пока законов не существует, мы можем сделать легальную рамку, за которую не выйдет ни одна страна.
Мы призываем создать свод законов, которые защитят приватность граждан. Сейчас идет работа над запуском двух кампаний.
No Facial Recognition
#nofacialrecognition – кампания против внедрения системы распознавания лиц. В кампанию входит петиция, дискуссии и четыре предложения по новым законам, которые разрабатываются с юридическим и академическим сообществом по защите приватности. Этот законопроект мы будем лоббировать в Госдуму.
По официальным данным, только в Москве более 167 тысяч камер с функцией распознавания лиц, в Санкт-Петербурге – 153 тысячи. Мировой рынок систем распознавания лиц растет: по данным компании MarketsandMarkets, он достигнет $6,84 млрд к 2021 году.
Я знаю, что мое лицо есть в базе, и все камеры приближают мое лицо (например, в подъездах, на улицах, в магазинах). В департаменте информационных технологий я запросила видео моего задержания в Москве, и я увидела, что на всем моем пути камера приближала только меня и увеличивали только мое лицо. Я не встала с плакатом и не призывала менять конституционный строй, просто шла по улице. Я считаю, что это незаконно.
Еще по теме: Не улыбайтесь, вас пытаются распознать
Мэрия Москвы потратит 260 млн рублей на систему видеонаблюдения за протестами! Видеонаблюдение за массовыми мероприятиями, митингами только усиливается, система будет способна распознавать лица участников. В основном такая система направлена на манипуляцию в течение голосований и на борьбу с лицами, которые оппозиционны к текущему режиму. (В 2018 году активиста «Другой России» Михаила Акселя задержали в метро по сигналу с видеокамеры, опознавшей его по ориентировке Центра «Э». И он не был в розыске. – Прим. ред.)
Stop Hacking Humans
#stophackinghumans – этой кампанией мы добиваемся создать такую законодательную базу, которая не позволит манипулировать, а будет защищать приватность. Сейчас такой базы нет.
Мы хотим не допустить, чтобы большие данные, технология распознавания лиц и особо чувствительные данные были использованы против нас. Вместе с мировым сообществом мы хотим предложить в ООН протокол к женевским конвенциям по защите приватности граждан.
К этой кампании можно присоединиться в качестве эксперта, мы собираем все способы манипуляции, в которых может участвовать ИИ.
Мы планируем, что наши кампании будут направлены на разные страны и объединят мировое сообщество.