EdTech проекты: накорми кота и стань программистом

Технологии помогают нам получать новые знания в увлекательной форме. Скриншот игры while True: learn().

Как технологии заставляют нас учиться и открывают равные возможности.

Вы специалист по машинному обучению, и у вас есть кот. Чтобы покупать ему еду, надо зарабатывать деньги, выполняя задания. Именно на этом сюжете построена образовательная игра while True: learn. И это лишь один из примеров того, как технологии сделали процесс обучения доступным и увлекательным. Какие еще есть EdTech проекты и зачем они нужны, журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой рассказала Алиса Безман, главный редактор портала Edutainme

Как технологии делают образование лучше 

Доступность

Благодаря онлайн-сервисам доступ к образовательным программам есть у любого, кто может зайти в Интернет. В Китае есть платформа CCtalk с видеоуроками и занятиями в режиме реального времени. Сервис был запущен, в первую очередь, для того, чтобы ученики из малообеспеченных семей и сельской местности получили доступ к качественному образованию и могли свободно пользоваться материалами. Таким образом, они получают доступ к качественному образованию. По данным China Internet Network Information Center (CNNIC), в июне 2017 года 343 миллиона пользователей принимали участие в стримах на платформе. То есть 45,6% от всего населения Китая, находившегося в тот момент онлайн, смотрели уроки.

45,6% от всего населения Китая, находившегося онлайн, пользовались платформой CCtalk. Скриншот с сайта проекта.

Неравенство

EdTech-проекты открывают дополнительные образовательные возможности для людей с инвалидностью. В Колорадском университете проводили тестирование системы телеприсутствия. На протяжении семестра студенты, которые не могут ходить на занятия, учились с помощью робота Kubi. Это планшет, подсоединенный к специальной подвижной платформе. Студент может управлять ею прямо из дома – смотреть лекцию, задавать вопросы и поворачивать «голову». Помните серию «Теории большого взрыва», в которой Шелдон сделал робота и отправил его вместо себя на работу? Примерно так это и выглядит в жизни, правда, Kubi пока не умеет перемещаться из класса в класс. Но, вероятно, это лишь вопрос времени. И пусть в сериале это было просто шуткой, в жизни такие проекты могут стать важным шагом на пути к обществу с равными возможностями.

Проект Kubi помогает студентам, которые не могут ходить в университет. Скриншот с сайта проекта.

Развлечение

Один из главных вызовов образовательных проектов – заинтересовать ученика. Если благодаря разным игровым элементам пользователю хочется провести время с платформой, это хорошо. Алиса Безман приводит в пример Александра Ларьяновского, основателя школы Skyeng. Он считает, что пока образование проиграло экономику внимания. Люди тратят на новые знания меньше средств, чем на кино, рестораны, такси. Развлекательная индустрия – главный конкурент образовательной. И обучающие проекты выиграют только тогда, когда станут интересовать людей больше, чем сериалы Netflix. Именно с этой задачей и пытаются справиться технологии за счет разработки геймифицированного контента.

Александр Ларьяновский уверен, что образовательные проекты конкурируют с Netflix. Фото с портала Edutainme.

Помощь учителю

Смысл технологий не в том, чтобы вогнать учителя в стресс, а в том, чтобы разгрузить. У педагогов старшего возраста могут возникать опасения, что они не справятся с каким-то инструментом. Алиса Безман считает, что российские EdTech-стартапы это обычно понимают: стараются давать преподавателям подробные инструкции и проводят обучающие вебинары. Важно, чтобы учителя понимали, как технологии могут им помочь в учебном процессе. Например, на платформе Яндекс.Учебника можно давать детям небольшие задания во время урока или на дом. Сервис сам проверяет ответы и, таким образом, экономит время преподавателя.

Яндекс.Учебник создан для помощи учителям. Скриншот с сайта проекта.

Аналитика

Одно из главных преимуществ технологических образовательных проектов – возможность собирать данные и принимать на их основе решения. В традиционном образовании решающую роль всегда играет субъективный голос учителя. Онлайн-платформы же исключают человеческий фактор. EdTech-проекты анализируют данные для того, чтобы корректировать учебный план, подтягивать отстающих, выстраивать индивидуальные траектории. На основе данных можно понять, на какой неделе онлайн-курса студенты начинают массово отваливаться, и добавить туда элементы, которые помогут слушателям преодолеть трудное задание. Платформы персонализированного обучения отслеживают прогресс каждого ученика и подбирают следующее задание, исходя из того, как у него получилось предыдущее. Благодаря данным платформы онлайн-обучения выстроили рекомендательную систему (совсем как YouTube): если вы записались на курс статистики, вам предложат изучить заодно и теорию вероятности.

Какие бывают образовательные технологии

Онлайн-курсы и вебинары

Это могут быть просто академические лекции, снятые на камеру, например, Coursera. По данным Class Central, открытые онлайн-курсы уже охватили 900 университетов и собрали 101 миллион пользователей со всего мира. При этом Алиса Безман говорит, что дистанционные образовательные программы становятся все короче и короче. Людям сложно доходить до конца курса. Поэтому их делят на небольшие части. Также есть платформы, на которых проходят вебинары – преподаватели общаются с учениками в режиме прямой трансляции. По такому принципу работает большинство EdTech-проектов для изучения иностранных языков. Основные плюсы: не надо ездить к преподавателю и можно интегрировать в учебный процесс разные типы заданий.

Системы управления обучением

Это все технологии, которые помогают автоматизировать или упростить учебные процессы. Например, это LMS (Learning Management System) системы – платформы, с помощью которых можно создать единую базу всех уроков и курсов. Или Google Classroom, где учитель может обмениваться с учениками файлами и проверять их работы. Сюда же относятся онлайн-журналы и дневники: Дневник.ру, ЭлЖур.

Адаптивные платформы

Образовательные проекты используют возможности искусственного интеллекта и машинного обучения для того, чтобы подстраиваться под ученика. Адаптивные платформы предлагают персонализированные учебные программы. Ученик выполняет задания. Если он систематически с чем-то не справляется, платформа будет давать ему все больше и больше тестов на эту тему. Или предложит материалы для изучения. Платформа адаптивного обучения Knewton выяснила, что чем больше студент выполнял заданий, тем выше был его средний балл за тест. Поэтому Алиса Безман уверена, что адаптивность – одно из главных преимуществ EdTech-проектов. Учитель в классе не может дать 30 индивидуальных заданий одновременно, а у онлайн-сервисов такой функционал есть.

Платформы для вовлечения в учебный процесс

Технология, призванная вызывать азарт и включать соревновательный момент для достижения лучших результатов во время учебы. Например, раньше мы читали бумажные книги, потом электронные, а теперь появились и специальные платформы для чтения. Одна из них была запущена в Гарварде. С помощью Perusall студенты работают с учебными материалами – книгами и статьями. Преподаватели видят, какие моменты вызвали затруднения, а ученики отмечают свои достижения и наблюдают, как продвинулись их одногруппники. Платформа стимулирует студентов больше читать – около 90% человек, использовавших Perusall, читали все, что задал преподаватель.

С помощью Perusall студенты более охотно читают материалы. Скринщот сайта проекта.

Приложения

Многие мобильные приложения просто дублируют десктопные онлайн-платформы. Но есть и те, что созданы специально для смартфонов. Приложение для изучения физики Lab4Physics использует камеру, микрофон и датчик движения телефона для того, чтобы проводить эксперименты и измерять разные величины: скорость, ускорение, силу тяготения и другие. А с помощью PlantNet можно определить растение по фотографии. 

Тесты и квизы

Алиса Безман подчеркивает, что одна из важных характеристик технологизации образования – это отход от прямого оценивания. У тех же адаптивных платформ нет цели поставить ученику пятерку или двойку. Они просто помогают понять уровень знаний, чтобы предложить оптимальный план обучения. Это история про достижения, а не про оценку в журнал. При этом тесты остаются одной из самых простых форм измерения знаний. Поэтому их часто интегрируют в разные EdTech-проекты, чтобы проверить, усвоил ученик материал или нет. И, конечно, в России особенно распространены платформы с тестированиями, которые помогают подготовиться к ЕГЭ. Например, Экзамер совмещает адаптивные технологии и тестирования. При регистрации на платформе пользователь отвечает на вопросы, а система определяет уровень его подготовки и подбирает индивидуальный учебный план.

Экзамер составляет индивидуальную учебную программу. Скриншот сайта проекта.

Технологии смешанного обучения

Методика похожа на перевернутый класс. Вместо теоретических занятий студенты проходят онлайн-курс. А практические семинары преподаватель ведет в университете. Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ провели эксперимент по внедрению массовых открытых онлайн-курсов в образовательную программу российских университетов. Учеников разделили на три группы. Все они слушали один и тот же курс в разных форматах: традиционном, онлайн и смешанном. Исследование показало, что формат обучения не влияет на успеваемость. При этом сами студенты недовольны только онлайн-форматом и предпочитают традиционный или смешанный формат обучения.

Виртуальная и дополненная реальности

«VR не дает каких-то особых знаний. Для использования этой технологии в образовании нужно покупать очень дорогое оборудование. Те же школы позволить себе такое не могут. Есть картонные очки. Но разработчики VR-приложений, с которыми я общалась, считают, что ими лучше не пользоваться – качество изображения сильно хромает. Пока обычные обучающие игры намного эффективнее и доступнее. А VR – дорогая игрушка и развлечение. Покажут ребенку планеты – и что? Он не запомнит быстрее, где Марс и Венера. Останется только воспоминание, как он классно провел время», – считает Алиса Безман.

Еще по теме: VR против учебников: какие технологии меняют образование

Игры

Разработчики образовательных проектов стараются добавлять в них геймифицированные элементы. В основном это бейджи – виртуальные награды, которые ученик получает за какие-либо достижения, например, за то, что прошел учебный модуль или успешно сдал тест. Это стимулирует пользователя не бросать обучение, а добиваться новых результатов. Есть и полностью игровые обучающие проекты. While True: Learn () – симулятор жизни специалиста по машинному обучению, который создает и обучает нейронные сети. Игроку надо тренировать искусственный интеллект, использовать визуальное программирование, устраиваться на работу и многое другое. Есть хороший стимул выполнять все эти задания – у специалиста по машинному обучению дома живет котик. Его надо накормить, а за выполненную работу игра начисляет виртуальные деньги на покупку еды. Кстати, в игру while True: Learn () уже играют ученики гимназии № 210 в Екатеринбурге.

while True: Learn () игра помогает освоить машинное обучение. Скриншот игры.

Образовательные гуманитарные проекты

Никаких курсов, тестов или заданий. Задача таких проектов – просвещение, а не проверка знаний. Но при этом их также можно отнести к образовательным технологиям. Хороший пример – проект «1917. Свободная история». События 1917 года были представлены в формате ленты социальных сетей, а разные исторические персонажи писали посты и комментарии от первого лица. Есть также образовательный проект о русской литературе «Полка», который рассказывает о 108 главных книгах в истории русской литературы, и просветительский портал Арзамас, посвященный истории культуры. 

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.