Доктор и медицинский футурист Берталан Меско назвал искусственный интеллект (artificial intelligence, AI, ИИ) стетоскопом XXI века. Повсеместному использованию этого прибора сначала сильно мешало недоверие со стороны пациентов. Разбираемся, на что способны AI-технологии и что препятствует их развитию в России.
Что умеет искусственный интеллект?
Диагностировать
Пионером в этой области считают Watson от IBM, который, к слову, не смог подтвердить свою «квалификацию». Удачных примеров, разумеется, куда больше. ScanNav способен детально проанализировать ультразвуковое исследование плода во время беременности. BIDMC разработали умный микроскоп, который с помощью ИИ диагностирует смертельные инфекции крови. Autism & Beyond и mPower отслеживают симптомы аутизма и болезни Паркинсона, а Human Longevity и Deep Genomics отвечают за первичный сбор информации и создание «генетической» базы данных.
Рынок искусственного интеллекта для IT-приложений в здравоохранении к 2019 году превысит $1,7 млрд, а к 2021 году он достигнет отметки в $6,6 млрд. По оценкам Frost & Sullivan
В России создали TeleMD – платформу для диагностики и анализа рисков развития заболеваний. Сервис не только распознает изображения, но и дает рекомендации по выбору наиболее оптимального лечения с максимальной вероятностью успеха и минимизацией побочных явлений. Кроме того, в его «резюме» – мониторинг лечебного процесса и состояния пациента, выявление ошибок на этапе диагностики и лечения. TeleMD имеет API для интеграции с клиническими, телемедицинскими и иными информационными системами. Еще один отечественный стартап Botkin AI создает продукты для анализа и распознавания диагностических изображений КТ, МРТ, маммографии и цифрового рентгена. Исследования анализируются при помощи платформы, затем при обнаружении патологий врачи верифицируют результаты.
Консультировать
Российская «мобильная клиника» DOC+ позволяет удаленно проконсультироваться с врачом, вызвать специалиста на дом, забронировать лекарства в близлежащих аптеках. Также приложение создает индивидуальную электронную медкарту, доступную только пользователю (при желании ею можно поделиться с доктором). Медицинские консультации клиники «Онлайн Доктор» проводятся с помощью видеосвязи, чтобы врач смог лично осмотреть пациента. Через сайт и мобильные приложения можно узнать результаты анализов и получить рекомендации врачей, в том числе узкой специальности. Мобильное приложение Ada задает вопросы, «слушает» жалобы, а после этого ищет в базе данных информацию о проблеме, дает рекомендации и в некоторых случаях советует обратиться к врачу.
Прогнозировать
Jvion на базе машинного обучения выявляет пациентов с риском повторного обращения в больницу в течение 30 дней после выписки. Помимо этого, сервис дает рекомендации по уходу за здоровьем и профилактике болезней. Система мониторинга больных Qventu отслеживает действия пациентов от записи в регистратуре до выписки, «предсказывая» возможные патологии и ухудшение самочувствия.
Оперировать и ассистировать
Американская робот-ассистированная хирургическая система da Vinci оперирует уже не в одной сотне клиник по всему миру, в том числе и в России. Одна из «рук» робота держит видеокамеру, передающую изображение оперируемого участка, две другие в режиме реального времени воспроизводят совершаемые хирургом движения, а четвертая «рука» выполняет функции ассистента хирурга. Senhance, разработанный в США, не менее успешно проводит малоинвазивные операции. Еще преимущества – тактильная чувствительность и система слежения за глазами хирурга.
Создавать лекарства
ИИ позволяет точнее моделировать состав препаратов. Стартап Atomwise из Сан-Франциско создал нейросеть для разработки новых лекарств. Она «помнит» результаты миллионов взаимодействий молекул и на их основе создает формулу самого эффективного препарата. Стартап из «Силиконовой Долины twoXAR призван изменить сам процесс создания новых медицинских препаратов. Анализируя биомедицинские данные о типах болезней и медикаментах, компьютер предсказывает, какие молекулы могут быть самыми эффективными в лечении.
Что ограничивает ИИ в российской медицине?
Низкий спрос
Только 23% управленцев отрасли здравоохранения в регионах России видят перспективу в использовании ИИ. В опросе приняли участие 64 респондента, 90% которых – руководители, либо их заместители, региональных министерств и департаментов здравоохранения. Лишь 9% респондентов заявили, что уже применяют технологии ИИ в своих регионах, а 19% собираются внедрить их в «ближайшее время».
Еще по теме: Владимир Самойло: «Врачи не знают, что такое IТ, а IТ-специалисты не знают, что такое медицина»
Главными препятствиями внедрения ИИ в медицину респонденты называют неготовность медработников довериться этой технологии (16%), отсутствие готовых решений (15%), сложность и высокую стоимость разработок (14%), а также законодательные ограничения и отсутствие достоверных клинических исследований (по 13%).
Ограничения со стороны государства
В областях применения ИИ часто плохо работает система регулирования. С января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине, согласно которому врачи совершенно законно могут помогать пациентам на расстоянии – не только при личной встрече в кабинете, но и через мобильное приложение. В документе зафиксировано, что телемедицинские услуги должны входить в программу ОМС, то есть быть бесплатными и доступными для пациентов. А осенью Роскачество выпустит исследование телемедицинских мобильных приложений и представит рейтинг лучших мобильных продуктов данной категории.
Еще по теме: Российские MedTech-стартапы: трудности выживания
Контроль, с одной стороны, призван обеспечить безопасность, но, с другой стороны, повышает риски дополнительных бюрократических преград. К слову, телемедицину в клинической практике используют 15% американских врачей. В начале 2018 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) разрешило ИИ самостоятельно проводить медицинское обследование людей без участия человека.
Нестабильное финансирование
Медицинский труд в России дешев, а значит, нет экономического обоснования автоматизации функций медсестры или врача. Сейчас на рынке цифровизации медицины в России, если не считать информатизацию подведомственных Минздраву учреждений, особых достижений нет, считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Госкомпании проявляют скорее эпизодический интерес к решениям по автоматизации. Осложняют ситуацию не самые благоприятные условия для развития российских стартапов. Хотя потенциал у отрасли есть, как утверждает, например, миллиардер Марк Курцер.
Внедрение AI-технологий невозможно силами одних лишь ученых-энтузиастов и стартаперов: необходимы совместные усилия властей, коммерческих организаций, медучреждений. Искусственный интеллект в медицине – будущее, которое уже наступило.