«Тот же офис, только дома?»: как гиг-экономика изменила нашу жизнь

Что ждет фрилансеров в будущем? Автор иллюстрации: Наталья Ямщикова

Что ждет фрилансеров в будущем?

Когда мы вызываем такси через Uber или ищем квартиру для отпуска в Airbnb, мы не задумываемся о том, что эти сервисы часть «работы будущего» или «гиг-экономика». Как сейчас развивается гиг-экономика в России, и что ждет фрилансеров в будущем? Разбиралась Александра Кокшарова.

Фриланс как собственный бизнес

За годы работы на фрилансе Миля разработала для себя удобный график. Она просыпается в 10-11 утра, начинает работать в полдень и после нескольких часов делает перерыв на обед. В это время, чтобы переключиться и отдохнуть, она идет за продуктами или по делам. После чего продолжает работу. В итоге фрилансер работает примерно по шесть часов в день, но признается, что в перерывах постоянно читает статьи по своей специализации, дорабатывает сайт, ведет канал и рассылку, обдумывает новые идеи и разрабатывает курсы. «Поэтому фоном я в работе постоянно», – говорит Миля.

В таком режиме фрилансер и автор телеграм-канала «Remote & Freelance» Миля Котлярова работает уже восемь лет. За это время она провела в офисе только две недели. Миля сразу начала как фрилансер, минуя офисную работу. «Мне было важно совмещать заработок с учебой и иметь возможность как угодно двигать рабочие часы, – рассказывает Миля Котлярова. – Я начала с того, что у меня хорошо получалось, – с монтажа. Но проектов именно на монтаж было мало, поэтому я поступала иначе: искала проекты на съемку и видеодизайн и аутсорсила то, что не умела, другим фрилансерам. Находила операторов, видеодизайнеров, ставила им задачи, а сама монтировала и занималась всей организационной частью», – вспоминает Миля.

По оценкам Мили, за монтаж одного ролика в начале работы на фрилансе она получала от 5 до 10 тысяч рублей и быстро поняла, что ей не нужна другая работа. Главная проблема для Мили состояла в том, что поток заказов был нестабильным и у нее не было уверенности в том, что завтра будет проект. В такой ситуации важно было каждый день заниматься поиском новых клиентов и развивать отношения с действующими, прокачиваться в монтаже и съемке.

«В итоге никогда не сидела без работы, даже в мертвый сезон. Главное на фрилансе – проактивность и упорство. А еще вера в себя», – заключает Миля. За счет постоянного развития своих навыков, которые необходимы для того, чтобы выполнять не просто разовые задачи, а более сложные комплексные услуги, Миля за восемь лет пришла к заработку в 100 000 рублей, начав с 25 000. Три года назад, помимо монтажа, Миля стала заниматься контент-маркетингом.

Свое ИП (индивидуального предприниматель) Миля зарегистрировала, когда уходила с официальной удаленной работы, через онлайн-банк. Миля выбрала упрощенную систему налогообложения, и оплатила госпошлину для оформления.

Если фрилансер не зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и не оформил отношения с фондом социального страхования (ФСС) по месту жительства, то он не может рассчитывать на денежную компенсацию во время болезни. Размер пособия по временной нетрудоспособности у ИП не будет большим, потому что он определяется, исходя из МРОТ. Размер пособия также зависит от страхового стажа.

Фрилансер может быть признан индивидуальным предпринимателем, если регулярно получает доход от своей работы, а не оказывает разовые услуги. За незаконную предпринимательскую деятельность в России предусмотрен штраф от 500 до 2 тысяч рублей при условии дохода до 1,5 миллиона рублей в год. При этом у фрилансера есть возможность работать по трудовому договору, по гражданско-правовому договору, как физическое лицо или как индивидуальный предприниматель. От выбора правовой формы зависит и порядок уплаты налогов.

Драйвер гиг-экономики

В области информационных технологий понятие «фриланс» прижилось успешнее всего. Это легко объяснимо: не всем IT-специалистам нужно проводить каждый рабочий день в офисе. К тому же специфика позволяет зарабатывать на нескольких проектах одновременно.

На самой популярной российской фриланс-бирже Weblacnher.net сейчас зарегистрировано больше одного миллиона фрилансеров. Это люди, которые предоставляют свои услуги для временной работы. Самые известные представители гиг-экономики на российском рынке – Airbnb, Uber, Skyeng, Blablacar.

К 2020 году 20% рабочих мест в России будут виртуальными. Автор иллюстрации: Наталья Ямщикова

Отсчетная точка в истории гиг-экономики – 2003 год. Тогда компания OnForce одной из первых дала фрилансерам возможность работать не только на частников, но и на небольшие компании. 2008-2009 годы усилили позиции «гиг-экономики»: возможность быстро заработать в отсутствии постоянного заработка для многих была настоящим спасением.

В 2010 году в Америке запускается Uber. Уже через четыре года компания сообщила, что каждый месяц «дает работу 20 тысячам новых водителей». Развитие новых технологий стало причиной, по которой компании трансформировали бизнес-модели и вывели часть процессов в онлайн-пространство. Так, технологические компании, объединившие вокруг себя сотрудников, стали движущей силой гиг-экономики.

Российская онлайн-школа английского языка Skyeng, которая недавно вошла в двадцатку самых дорогих компаний Рунета, работает по модели гиг-экономики. Занятия в школе проходят с использованием интерактивной онлайн-платформы Vimbox. Сейчас в школе 6570 преподавателей, живущих по всему миру, и больше 70 тысяч учеников. Все преподаватели школы работают удаленно. 40% учителей – это фуллтаймеры, и 60% парттаймеры, которые отдают компании не больше 20 часов в неделю. Устраиваясь на работу, все преподаватели проходят многоступенчатое собеседование и дополнительное обучение для работы в школе, после которого сдают экзамены.

Еще по теме: Как делиться знаниями с коллегами и не бояться вырастить конкурентов

«Все это проходит удаленно. В офлайне у нас вообще ничего не происходит кроме того, что люди там живут, – шутит директор Skyeng по бизнес-развитию Александр Ларьяновский. – Мы изначально задумывали компанию на удаленке не для экономии средств, а исключительно для того, чтобы сделать более серьезный кастинг», – рассказывает он. По словам Ларьяновского, удаленка дает возможность находить лучших преподавателей по всему миру, а не только тех, кто живет рядом с офисом.

Возможность передавать информацию на расстоянии и возможность не быть привязанным к одной точке для работы – две ключевые причины, которые позволяют фрилансу существовать как термину, считает руководитель «Академии Лайфхакера» Сергей Болисов. «История научно-технического развития, начиная с телеграфа, так или иначе вела к появлению технологических гигантов и распространению фриланса в наши дни», – говорит Болисов.

Специалисты J’son & Partners Consulting подсчитали, что к 2020 году 20% рабочих мест в России будут виртуальными. Такая смена рабочих мест позволит работодателям сэкономить более 1 трлн рублей.

Кстати, важно не путать понятия «фриланс» и «удаленка». Удаленная работа – это тот же офис, только дома. Сотрудник, работающий удаленно, официально оформлен по Трудовому кодексу, получает стабильную зарплату, у него есть оплачиваемый отпуск и стандартное рабочее время, в которое необходимо быть на связи. Фриланс – это проектная работа. Так работают, например, предприниматели и агентства: ищут клиентов, выполняют для них задачу, получают деньги и ищут следующего. «На фрилансе рабочий процесс становится более гибким и прозрачным, – говорит сооснователь стартапа TopExpert Арина Егорова. – Сотрудник сам распределяет свою нагрузку, клиент сам решает, какое количество задач отдавать на фриланс. При этом вот конкретная задача – вот ее результат, и клиент платит за этот результат, а не за обещание или процесс».

«Директор по фандрайзингу на час»

Консультант по фандрайзингу Мария Алешина стала фрилансером после того, как проработала фандрайзером во Всемирном фонде дикой природы (WWF) России шесть лет. Мария уходила из офиса, потому что хотела сделать паузу и понять, чем она хочет заниматься дальше, но после того как Мария написала пост о том, что покидает должность, ей стали поступать предложения по той же специальности, в то время как ей хотелось чего-то нового.

«Я поняла, что то, что я умею делать, я могу делать не в офисе для одной организации, а для нескольких организаций: консультировать их, помогать им выстраивать у себя систему частного фандрайзинга с теми инструментами, которые у них есть. Если можно так сказать, стать директором по фандрайзингу на час», – рассказывает Мария.

После ухода из офиса она запустила вебинар об инструментах фандрайзинга для некоммерческих организаций, который провела уже дважды для десятка организаций. По словам Марии, работа на фрилансе очень отличается от офисной. Необходимо самостоятельно выстраивать свой график, времени на выполнение задач меньше, а ответственности больше. «Для того чтобы работать на фрилансе, требуется дисциплина и умение держать четкий тайминг . Ну, и, помимо всего прочего, у меня нет больничного и оплачиваемого отпуска, так как я ИП. Я все контролирую сама и создаю финансовую подушку, которая должна быть, если что-то произойдет», – говорит Мария.

«Фриланс подходит для всех?»

Однако важно понимать, что фриланс подходит не всем. Во-первых, потому что это в большей степени предпринимательская деятельность. У фрилансеров нет команд. Говоря о причинах ухода с фриланса в офис, участники IT-форума «Тостер», в первую очередь, упоминают сложности с карьерным ростом. Серьезной причиной для других является желание сконцентрироваться именно на своей специальности, а не заниматься рутинной работой. Некоторые упоминают банальное неумение эффективно работать дома или желание работать в крупных проектах.

Перед тем как занять должность младшего фронт-энд разработчика в компании Voximplant, Максим Усачев семь лет работал из дома, получая заказы на биржах труда и клиентов, которые находили его на форумах и в мессенджерах. «В работе на фрилансе мне нравилось, что можно брать только нужную мне работу и работать сколько пожелаешь. Мне не нужно рано вставать или ездить куда-то на метро, за спиной не было начальника и я был предоставлен сам себе, – вспоминает Максим. – Но, работая в таком ритме, я понимал, что мне не хватает коллег, которые подскажут и научат меня чему-то новому, и тимлида, который сделает код-ревью моей работы и укажет на слабые места». По словам Максима, именно эта причина подтолкнула его к тому, чтобы пойти работать в офис. “Я ни капли не пожалел об этом, поскольку за эти полтора года работы в компании прокачался больше, чем за все семь лет фриланса», – говорит Максим.

«Когда один из наших сотрудников сильно заболел, мы стали разбираться и обнаружили, что он несколько месяцев не выходил из дома. До этого момента я не знал, что такое бывает, – рассказывает Александр Ларьяновский. – Мы начали задавать вопросы об образе жизни другим нашим сотрудникам и выяснили, что это не единственный случай».

Некоторые исследования действительно отмечают взаимосвязь между долгой изоляцией от общества и риском развития депрессии. Работая из дома, многие люди лишены привычного рабочего социума, они выпадают из информационного поля компании и чувствуют себя одиноко.

Еще по теме: Как общаться онлайн по работе и не выгореть

В Skyeng решили эту проблему за счет единой системы общения, перенесенной из офлайна в Slack. В специальном канале сотрудники делятся «нерабочей информацией»: рассказывают факты о себе, о своем городе, отмечая коллег и призывая их делать то же самое.

«Сотрудник, с которого началась эта профилактика выгорания, жив и здоров, – говорит Ларьяновский. – Но в шутку мы договорились, что шарим друг другу свои шагомеры и как-то подтверждаем тот факт, что мы не только работаем».

Один из очевидных минусов «гиг-экономики» в том, что большинство заказчиков, которые ищут фрилансеров на биржах, заинтересованы в том, чтобы получить заказ, исполненный в максимально короткие сроки. «Если повезет, то фрилансеру могут попасться щедрые заказчики, готовые платить за качество. Но такое бывает не часто, поскольку, как правило, заказчики выбирают именно того исполнителя, который поставил меньшую цену», – говорит Максим Усачев. По его словам, решить это проблему помогло время: вскоре у него появились «ценные» клиенты, которые доверяли ему и были заинтересованы не в скорости, а в качестве.

Учитывая все эти факторы, фрилансер должен стать юристом и менеджером для самого себя, но даже знание закона и умение продавать свои услуги может не спасти его: в реальности далеко не все компании соглашаются подписывать официальные договоры с фрилансерами и платят наличными. Те, в свою очередь, не имея постоянного заработка, вынуждены соглашаться на «серую зарплату». С таким поведением заказчиков чаще всего сталкиваются начинающие фрилансеры.

Без оформления «самозанятости» – гонорар не выплатим

После того как Наталья (имя изменено по просьбе героини. – Прим. ред.) закончила курсы по письму о современном искусстве, она написала пост в Facebook о том, что ищет заказы. В ответ на пост известный галерист пригласил ее написать тексты к аукционному сетевому каталогу. Наталья и еще несколько человек по просьбе заказчика начали работу в ускоренном режиме, в день аукциона работа была закончена. Перед началом работы Наталья, как и остальные авторы, не заключила с заказчиком договор. Согласно устной договоренности, гонорар должен был прийти авторам через две недели после аукциона. Однако ни через две недели, ни через месяц Наталья не получила обещанных денег. Когда она написала заказчику, чтобы выяснить, в чем дело, тот ответил ей, что галерея «переходит на новую систему оплаты», о которой авторам изначально ничего не было известно.

Через две недели после того как заказчик перестал отвечать, Наталья написала письмо администратору галереи, но вновь не получила ответа. Тогда она написала об этой ситуации пост на своей странице в Facebook. «И это было главным событием в этой истории, – говорит Наталья. – Мне повезло иметь много друзей и подписчиков, которые бурно стали реагировать на ситуацию. Так же бурно отреагировала галерея. Было решено незамедлительно выплатить гонорары наличными всем, меня попросили убрать пост, в чем я, конечно, отказала», – вспоминает автор. Но на этом проблемы не закончились: спустя час после публикации поста знакомая Натальи, которая писала тексты для аукциона вместе с ней, сообщила, что галерея снова поменяла решение, и выплаты всем остальным авторам поступят только после оформления «самозанятости», хотя изначально заказчик не упоминал об этом.

«Мне как «виновнику» ситуации этого не сообщили, посчитав, что я успокоюсь, получу свои деньги и не узнаю, что сказали другим», – вспоминает Наталья. После этого она снова написала администратору галереи, после чего ей позвонил заказчик. «Я в продолжительном разговоре высказала свое отношение: мы ни в коем случае не будем терпеть несправедливость и пренебрежение, постоянные смены договоров. Почему кто-то должен оформлять самозанятость, а кто-то нет? Зачем оформлять самозанятость людям, которые не занимаются фрилансом постоянно и могут работать по договору ГПХ (договор гражданско-правового характера. – Прим. ред.). Почему галерея не может сначала перейти на новую систему оплаты, а потом договариваться с авторами на новых условиях? Десятки авторов добросовестно выполнили свою работу, ждут свои заработанные деньги, пока галерея спокойно пожинает плоды аукциона».

Позже Наталья выяснила, что это не первый подобный случай. В итоге галерея все же выплатила авторам деньги из-за того, что ситуация была предана слишком широкой общественной огласке.

«Это научило меня, во-первых, никогда не работать без договора, во-вторых, никогда не замалчивать недобросовестность работодателей, а объединяться, солидаризироваться в борьбе против несправедливых условий труда. Ну, и никогда не работать на людей с плохой репутацией», – резюмирует Наталья.

Однако проблемы с заказчиками возникают и у фрилансеров со стажем.

«Платеж с назначением “Велосипед“»

Юрий Соловьев (имя изменено по просьбе героя. – Прим. ред.) работает на фрилансе уже семь лет. Последние два года он живет исключительно на гонорары. За это время Юрий публиковался как автор в общественно-политических, экономических, культурных и лайфстайл изданиях, писал тексты для рекламных и креативных агентств, редактировал книги и доклады.

«Главное, что бросается в глаза, если оглядываться назад, насколько ухудшилась ситуация в целом, – говорит Юрий. – Если раньше все шутили над порядками выплаты гонораров в издательском доме «Look At Media» и бунтом их фрилансеров, которым по году не выплачивали деньги, то последние года так три подобные практики стали общим местом, а гонорары еще сильнее сдвинулись в серую зону».

За время работы Юрий успел пережить и публичные скандалы из-за невыплаченных гонораров, и выплаты налом в другой валюте, и переводы денег с карты на карту с назначением «велосипед», и предложение отдать гонорар бартером.

«Чисто с точки зрения законодательных рамок работают только медиа, которые являются частью крупных компаний, таких как «Рамблер», «Condenast» или «Independent Media», – считает Юрий. – Максимально в соответствии с законодательством РФ расплачивались со мной и СМИ с регистрацией в другой стране. Впрочем, бывали и законопослушные маленькие нишевые медиа на пару тысяч читателей».

Юрий зарегистрировался как ИП, но перестал проводить через него гонорары. «Это связано с тем, что ставка гонораров за последние семь лет не выросла, а где-то даже и упала, несмотря на общие структурные изменения в экономике, – объясняет фрилансер. – Может быть, это мелочно, но для многих медиа проводить гонорары через ИП проще и выгоднее, мне – лишь лишняя морока с налоговой».

Что дальше?

Для «легализации деятельности самозанятых» 1 января 2019 года в России был в экспериментальном режиме принят законопроект с названием «Налог на профессиональный доход» (НПД). Пока законопроект принят только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Законопроект, по мнению законодателей, должен помочь российским фрилансерам, которые до этого работали в черную или полулегально, выйти из тени, не регистрируясь в качестве ИП и отчисляя в бюджет всего 4-6% от доходов.

«Спустя полгода после принятия законопроекта видно, что особого интереса он ни у кого не вызвал, – говорит руководитель «Академии Лайфхакера» Сергей Болисов. – У фрилансеров по поводу нового проекта очень большие опасения, причем у фрилансеров из самых разных сфер, начиная от фотографов, заканчивая инженерами. Это связано в целом с недоверием к контролю со стороны регулирующих органов».

По словам Болисова, на примере четырех регионов пока трудно сказать о том, как будет работать законопроект в России. Для того, чтобы проверить, как работает приложение для самозанятых, Сергей сам скачал его. По его словам, сейчас его работа больше похожа на тестовый режим: «Мне кажется, что это хорошая альтернатива ИП, который для многих фрилансеров по-прежнему остается финансово неподъемным. Москва, конечно, кишит фрилансерами, но основная часть фрилансеров – это жители регионов. Интересно, коснется ли законопроект их», – говорит Болисов.

«Налог на профессиональный доход – очередная нападка на свободу предпринимательства, от которого и так мало что осталось». Юрий Соловьев

Юрий считает, что новый закон будет способствовать дальнейшему уходу в серую зону. «Это нам, привилегированным сотрудникам медиа, кажется, что фрилансер – это такой представитель креативного класса, который пишет код для немецкого стартапа из стильного московского коворкинга, – говорит Юрий. – Нет, самозанятый – это, в первую очередь, мать-одиночка из регионов, которая в свободное от основной работы продает через Инстаграм торты, чтобы свести концы с концами».

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.