«Сетевой апрель»: Угрозы для общества в реальном и виртуальном мире

Что нам угрожает в реальном и виртуальном мире? Фото: Ася Леонова.

Как защитить себя и свои права и почему мы вынуждены подчиняться законам, которые невозможно соблюдать?

Защитить себя и свои права становится все сложнее. Почему мы вынуждены подчиняться законам, которые невозможно соблюдать? Что делать тем, кто больше всего нуждается в защите, но имеет меньше всех ресурсов для этого? На эти и другие вопросы ответили специалисты на ежегодной конференции Теплицы «Сетевой апрель» 19 апреля 2019 года в «Благосфере».

На секции под руководством Николая Овчинникова, главного редактора сайта «Команда 29» (доступ к данному ресурсу заблокирован Роскомнадзором), спикеры обсуждали проблемы правозащитного сектора. В частности: как выжить в «токсичной» среде и получить поддержку СМИ.

Николай Овчинников, фото: Ася Леонова

Права женщин и детей

Дизайнер и журналист Алексей Сергеев отметил, что за 2016-2019 гг. благодаря проекту «Женщина.Тюрьма.Общество» в локальных группах ситуация улучшилась. Например, 2-3 года назад женщин с четвертой стадией рака не выпускали из тюрем. Правозащитная деятельность и освещение в СМИ позволили повысить процент освобожденных с 10% до 58% за последние два года.

В числе положительных тенденций Алексей Сергеев отметил, что:

  • теме пыток благодаря СМИ придан большой резонанс, иногда привлечение внимания помогает получить дополнительную поддержку правозащитных инициатив;
  • общество вовлекается в проблемы людей, находящихся в тюрьмах, хотя раньше эта тема замалчивалась и была табуирована.
Николай Овчинников, Алексей Сергеев, Максим Литаврин, Наталья Звягина. Фото: Ася Леонова.

Сейчас участники проекта «Женщина.Тюрьма.Общество» защищают права женщин и детей, которые столкнулись с исправительной, судебной и исполнительной системой. Команда рассказывает истории женщин и детей, чьи судьбы связаны с тюрьмами и СИЗО.

Еще по теме: Как машинное обучение помогает активистам: итоги хакатона Теплицы в Санкт-Петербурге

Это неформальное объединение, поэтому в плане источников финансирования можно рассчитывать только на небольшие гранты и поддержку сторонников.

Алексей Сергеев, фото: Ася Леонова

Как действует команда в условиях ограниченного бюджета

  • Использует медийные инструменты: привлекает внимание СМИ, делает спецпроекты, ищет поддержки дружественных организаций.
  • Использует сервис Google Trends, который показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов. Так, вместо «Роды в тюрьме» проект получил название «В кормлении грудью отказать», поскольку «кормление грудью» оказалось высокочастотным запросом.
  • Проводят офлайн-флешмобы и общественные кампании. Например, одной из заключенных помогли освободиться жители Петрозаводска. Более 300 человек вышли на митинг к зданию правительства республики.

«Международная амнистия»

Положительные тенденции в правозащитной сфере также отметила директор представительства Amnesty International («Международная амнистия») в России Наталья Звягина. В России все больше распространяются идеи гуманизации. Это особенно хорошо видно в сравнении с другими странами, например, в Индии при посещении тюрем, в том числе правозащитникам, нужно платить пошлины. В Брунее ужесточили наказания для людей нетрадиционной ориентации.

Наталья Звягина, фото: Ася Леонова.

Amnesty International – это движение, объединяющее более 7 миллионов человек по всему миру, которые борются за соблюдение всех прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. «В настоящее время это самое массовое правозащитное движение во всем мире. Оно предлагает в том числе самую простую форму действия – письмо, – отмечает спикер.

Люди понимают, что только усилиями условно одного предприятия или объединения правозащитные вопросы не решить. Они делают проблему достоянием общественности. Активисты из России пишут в Кению, а жители Германии и Франции – в Россию. И за счет кумулятивного эффекта проблема перестает замалчиваться. Наталья Звягина

Доклады Amnesty International меняют восприятие людей в плане правовых нарушений. «Для многих субъектом нарушения прав человека было государство и собственно сам человек. Мы добились того, что ООН и другие международные организации признали: нарушителями являются не только государственные структуры, но и частные корпорации. И мы можем им противостоять, например, наша команда не пользуется услугами Airbnb, потому что они поддерживают оккупацию палестинских земель», – прокомментировала эксперт.

Важный канал коммуникации с аудиторией – аналитика. Вместо многотомных докладов Amnesty International начали делать короткие видео с обзором актуальных трендов и спецпроекты, посвященные конкретным акциям. Удачным мультимедийным проектом стал Amnezine, который рассказывает, что произошло в 2018 году с точки зрения прав человека в России.

Таймлайн 2018 года. Изображение: rightstoday.amnesty.org.ru.
Таймлайн 2018 года. Изображение: rightstoday.amnesty.org.ru.

В 2019 году интернет-журнал «7×7» и Amnesty International сделали проект, приуроченный к 8 Марта, – интерактивную карту с указанием всех мероприятий, проходящих в Международный женский день. Это позволило людям оценить масштабы фем-движения, найти единомышленников и организации, оказывающие помощь женщинам.

https://www.youtube.com/watch?v=a2AVKiI5xVE
Видео канала Amnesty International Россия.

«Нам важно соответствовать времени, мы используем все инструменты для привлечения внимания», – резюмировала Наталья Звягина.

Права заключенных

Максим Литаврин, журналист издания «Медиазона», настроен менее оптимистично. Он отметил, что ситуация с правами человека в России ухудшается. Одно из доказательств этого – журналистов за редким исключением теперь не пускают на судебные процессы. Так, представители СМИ не смогли попасть на суд, где рассматривалось дело шестерых полицейских, обвиняемых в пытках Ильназа Пиркина.

Максим Литаврин, фото: Ася Леонова

Сейчас аудитория «Медиазоны» составляет 1,5 миллиона уникальных посетителей в день.

Как издание привлекает трафик

  • Рассылает отчеты краудфандинговой кампании и спрашивает читателей, что они хотели бы увидеть на сайте.
  • Делает еженедельную рассылку, позволяющую поддерживать контакт с аудиторией. Письма написаны простым языком, иногда с юмором, несмотря на серьезные темы.
  • Редакция принимает личные письма и Telegram-сообщения, которые потом публикует в общий канал.
  • Создает игры «на злобу дня»: они помогают представить актуальную повестку в гипертрофированном виде. Однако редакция сразу определила для себя темы, на которые шутить не будет, например, пытки.
  • Ведет ироничный Twitter, где также публикует новости.
Микроблог «Медиазоны». Изображение: twitter.com.
Микроблог «Медиазоны». Изображение: twitter.com.

«В силу специфики «Медиазоны» половина наших героев либо мертвы, либо сидят в тюрьме. Я не могу сказать, что публикация в СМИ может сразу решить проблему. Однако публичность для людей в тяжелой ситуации, например, находящихся в местах заключения, это единственная форма защиты», – резюмировал Максим Литаврин.

Битва за Telegram

Секцию «Цифровые права и гражданская активность» вел Михаил Климарев, интернет-эксперт Общества защиты Интернета. Он начал с кейса про блокировку Telegram, который показывает, что «государство хочет регулировать нерегулируемое», то есть Интернет. Эту ситуацию специалист назвал «Первая кибернетическая война».

Михаил Климарев и Александр Исавнин

Первые атаки начались еще в 2012-2013 гг. (закон № 139-ФЗ и № 398-ФЗ), в 2016-м был принят «пакет Яровой», в 2017 году во взрывах в питерском метро обвинили Telegram, через который якобы общались террористы (доказательств этому не было). В 2018 году началась волна блокировок.

Еще по теме: Блокировки и закон: ограничения в доступе к информации, законно ли это?

О правовой части этой «войны» рассказал Саркис Дарбинян, ведущий юрист «РосКомСвободы», которая организовала кампанию «Битва за Telegram». «Мы бились не за мессенджер Павла Дурова, не за коммерческий продукт, а за право на шифрование», – уточняет спикер. Оно сейчас не отражено даже в международных документах, а в России его полностью нивелировал «пакет Яровой».

Видео канала «РосКомСвобода».

Мессенджеру предлагают отказаться от алгоритма конечного шифрования, которое сейчас используется повсеместно. За рубежом ситуация аналогичная: «Альянс пяти глаз» – объединение разведок крупнейших держав – также намерен ослабить шифрование.

Саркис Дарбинян. Фото: Ася Леонова.
Саркис Дарбинян. Фото: Ася Леонова.

Иски против включения IP-адресов в реестр и требования о предоставлении ключей шифрования – это важная инициатива. Сейчас все российские инстанции пройдены, дело направляется в Европейский суд по правам человека. Страсбург сейчас берет в приоритет дела, связанные с Интернетом, поскольку их исход влияет на весь Совет Европы. Таким образом, «битва» продолжается на международном уровне. Саркис Дарбинян

Александр Исавнин, технический эксперт «РосКомСвободы» и «Общества защиты Интернета», отметил: практически в одно время с иском ФСБ к Telegram в России в США появился кейс «The Apple-F.B.I.». ФБР требовало от Apple создать программное обеспечение, позволяющее преодолевать защиту смартфонов. Верховный суд наложил вето, отметив, что это противоречит интересам общества.

Александр Исавнин, фото: Ася Леонова

Еще по теме: Саркис Дарбинян: «цифровые репрессии усилятся»

Кроме того, в 90-е годы американское Агентство национальной безопасности требовало практически то же самое, что и Александр Бортников сейчас в России. С помощью Clipper-программы предполагалось получить доступ к устройствам, имеющим выход в Интернет. Тогда под давлением общественности инициатива не получила продолжения.

По времени дискуссии мы отстаем лет на 20. И, скорее всего, если общество не мобилизуется, примут очередной закон, по уровню реализации и здравого смысла аналогичный запрету на Telegram. И мы опять окажемся виноваты в неисполнении закона, который невозможно исполнить. Александр Исавнин

Цифровой авторитаризм

Главный инженер хостинговой компании «Комтет» Михаил Ивановский рассказал, как блокировки сказываются на работе провайдеров. Рисунок слева представляет схему работу интернет-провайдера (лес – это Интернет, в центре провайдер, в правом нижнем углу пользователи). Со временем ситуация начала усложняться, что показано на рисунке справа. Начали появляться СОРМ – системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий.

Слайды из презентации Михаила Ивановского.
Слайды из презентации Михаила Ивановского.

Михаил Ивановский обозначил последствия госрегулирования

  • Надежность работы провайдера снизится за счет большого объема дополнительного оборудования, куда дублируется трафик.
  • Также снизится скорость работы – по той же причине.
  • Это приведет к повышению цен, поскольку за оборудование будут платить провайдеры.
  • Потеря личных данных: «пакет Яровой» требует хранения данных о звонках и переписке абонентов. Кто имеет доступ к этим данным, пользователи никогда не узнают.
  • Случайные блокировки сайтов, связанные с техническими проблемами. Например, при блокировке Telegram у многих перестали работать Google-сервисы.
Выступление Михаила Ивановского. Фото: Ася Леонова.

Презентация Михаила Ивановского

Светлана Кузеванова, старший юрист Центра защиты прав СМИ, рассказала о трансформации права на распространение информации. В середине 90-х это право было привилегией профессионального сообщества (СМИ и журналистов). Тогда проблем со свободой слова не было. Потом появились блогеры и активисты, следом за ними владельцы сайтов, соцсети и НКО.

Светлана Кузеванова, фото: Ася Леонова

В это время законодательство изменилось, появились ограничения на распространение информации. Сейчас даже обычные пользователи могут ощутить давление законов – волна блокировок накрыла всех.

Светлана Кузеванова отметила негативные тенденции

  • Вместо обычных гражданских исков появился «шквал административки» и уголовных дел.
  • Блокировки происходят по надуманным основаниям. Часто на судебных заседаниях звучало обвинение в «опасной тенденциозности подачи материала», однако эти тенденции не озвучивались.
  • Роскомнадзор в одностороннем порядке расширил свои полномочия. Он готов контролировать и регулировать все аспекты виртуальной жизни.
Видео канала Центра защиты прав СМИ.

Презентация Светланы Кузевановой

Всего на «Сетевом апреле» было 8 секций: «IT-бизнес и НКО: технологии взаимодействия», «Данные и люди в городской среде», «IT в инклюзии: как технологии способствуют выравниванию возможностей», «Аналитика для НКО: новые исследования, подходы и инструменты», «А стоит ли НКО снимать видео?», «Цифровые права и гражданская активность», «Правозащита: как защищать себя и других в 2019-м», «Лучшие SOS-кампании». Выступили более 30 спикеров.

Приобрести доступ к записям конференции можно по ссылке.

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.