Социально ориентированный дизайн призван решать актуальные социальные проблемы в обществе. Что входит в это понятие? Кто впервые ввел концепцию социального дизайна и какие у нее принципы? В этом вопросе разбиралась замредактора Теплицы Наталья Баранова.
Социально ориентированный дизайн (social centered design) – это дизайн, который учитывает роль и ответственность дизайнера в обществе и использует процесс проектирования для достижения социальных изменений, поддержки демократических идеалов и повышения социальной стабильности для общего блага.
О философии социального дизайна
Философию социально-экологического подхода к дизайну и неприятия дизайна потребительской культуры озвучил американский промышленный дизайнер Виктор Папанек (Victor Papanek). Его ключевая работа «Дизайн для реального мира» (1971 год) наиболее читаемая и выдающаяся книга о дизайне. Именно в ней он рассказал про общественно-полезный дизайн, способный сделать мир лучше. В основу мировоззрения Папанека вошли идеи архитектора Франка Райта, который создал органическую архитектуру.
В 1960-е годы Папанек критиковал общество потребления. Он обвинял дизайнеров в том, что они создают нефункциональные продукты, развивают культ вещей и пропагандируют культ роскоши, вместо того, чтобы создавать такие вещи, которые призваны победить голод, болезни, нищету и другие социально важные проблемы.
Еще по теме: Что такое инклюзивный дизайн
«Посмотрите на безличные здания, серые, кривые улицы, полные скучающих, несчастных детей. Осторожно проберитесь по грязи и мусору, которыми завалена деловая часть города, или прогуляйтесь в пригороде мимо унылых домов. Вдохните канцерогенные выбросы заводов и машин, посмотрите, как падает насквозь пропитанный стронцием снег, вслушайтесь в идиотский рев метро, визг тормозов. И в призрачном блеске неоновых вывесок помните: эта среда спроектирована специально для нас», — писал в своей книге Папанек об ответственности со стороны дизайнеров.
Главные принципы при проектировании:
- максимальная полезность;
- дешевизна изготовления;
- возможность изготовления в регионе конечного использования;
- максимальная простота конструкции и экономия ресурсов при изготовлении.
Папанек выделял шесть важных с его точки зрения направлений развития американского дизайна:
- Проектирование медицинского оборудования;
- Проектирование научных приборов;
- Проектирование обучающих машин;
- Проектирование оборудования для нетрудоспособных людей, страдающих каким-либо физическим недостатком;
- Проектирование систем для сохранения человеческой жизни в критических условиях;
- Проектирование новых изделий для развивающихся стран и наиболее отсталых в экономическом отношении районов земного шара.
В свою очередь Папанек спроектировал телевизоры и радиоприемник (который умещался в использованной консервной банке), электромобили, функциональную мебель, которую можно собрать самостоятельно и модифицироваться в соответствии с различными потребностями.
Виктор Папанек был уверен, что нет смысла строить детские площадки в бедных районах. Все потому, что у женщин, которые живут в трущобах, нет времени, чтобы присматривать за детьми. Тогда он предложил сделать детскую площадку с павильоном со стиральными машинками. Такая функциональная зона крайне востребована: мамы могут сделать домашние дела, присмотреть за детьми и пообщаться друг с другом.
«Дизайнер, в действительности часто способен в своей работе сыграть большую роль, чем он сам обычно думает,а высокое качество, новые концепциии понимание пределов массового производства могут определить основы дизайна для большинства людей в мире, а не для сравнительно небольшого рынка внутри страны. Дизайн для человеческих потребностей, а не для желаний или искусственно созданных желаний — единственно перспективное направление сегодня». Виктор Папанек.
Также идею социального дизайна развивает профессор истории дизайна в Университете штата Иллинойс Виктор Марголин. В своей книге «Политика искусственного» он пишет о «способности дизайнера предусмотреть и дать форму материальным и нематериальным продуктам, которые могут решать проблемы людей и способствовать социальному благополучию». В этом представлении социальный дизайн — деятельность, которая не должна быть создана с акцентом на благотворительность, это не добровольная работа, а профессиональный вклад, который играет роль в местном экономическом развитии.
Что думают современные дизайнеры
Сегодня социальная ответственность в дизайне — тема особенно популярная. Все больше молодых специалистов работают над социальными проектами, потому что они приносят реальную пользу, для их решения требуется нестандартное мышление и нетривиальный подход к задаче. В 2017 году международный социальный онлайн-проект Impact Design Hub опубликовал список из 40 экспертов, которые будут определять будущее в сфере социального дизайна в ближайшие несколько лет.
Например, в России есть программа «Пасека», которая объединяет более 100 веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов. Все они заинтересованны в работе с некоммерческими организациями и социальными проектами.
Дизайнер, сооснователь дизайн-бюро «Верстак» (участник программы Пасека) Денис Пономарев считает, что социально ориентированный веб-дизайн ориентирован на развитие гражданского общества. «Дизайн – это инструмент, и с этой точки зрения нет особой разницы, по поводу чего устанавливается визуальная коммуникация. Разница возникает немного глубже, в смыслах, которые стоят за дизайном, в контексте и в целях», – говорит специалист.
«Для меня основной особенностью социально ориентированного дизайна является его направленность на развитие гражданского общества, укрепление горизонтальных связей и формирование активной жизненной позиции. Если проект ставит перед собой одну из этих целей, то уже не важно, какова «оболочка», ведь дизайн – это лишь язык общения с аудиторией». Денис Пономарев
В качестве примера Денис Пономарев рассказал о проектах дизайн-бюро «Верстак: «информационный сайт «СТОП ЛЕЙКОЗ» для фонда «Живи» и спецпроект «Команды 29» о госизмене. «Они хороши тем, что сделаны профессионально. А дальше – создание ощущения и передача смыслов. В госизменах мы без мрачняка и трэша создаем тревожное ощущение и даем возможность комфортно читать большой объем текста, а в «СТОП ЛЕЙКОЗ» говорим об очень страшной теме без запугивания родителей», – объяснил Пономарев.
Основатель сообщества маркетологов-волонтеров Mercy.Marketing Евгений Зубов тоже уверен, что с помощью социально ориентированного дизайна достигают важных для общества некоммерческих целей. «В таком дизайне подробнее обычного продумывается, как дизайн будет потреблен всеми категориями людей, а не только самыми массовыми. Пример такого дизайна – это переключатели размера шрифта на сайте для слабовидящих», – объяснил Зубов.
Таким образом, к социально ориентированному дизайну можно отнести проекты, которые помогают решать социальные проблемы: будь то проектирование специальных домов для бездомных людей или создание удобных продуктов, которыми будут пользоваться все вне зависимости от физических возможностей.