Не имей сто рублей, а имей сто друзей – старая русская пословица лучше всего передает суть понятия «социальный капитал». Идея его в том, что наши связи – дружеские, родственные, добрососедские – являются ценностью не просто моральной, неосязаемой, но и вполне себе экономической, от которой получают выгоду все, кто этими связями связан.
Вы, наверное, слышали о капитале. XIX век, Карл Маркс, все дела, фабрики, станки, орудия производства. Слова «капитал», «капитализм» перестали быть исключительно экономическими терминами и попали, кажется, в большую часть языков мира. Определений физического капитала много, но по сути это означает «ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг».
Социальный же капитал не про физические объекты, а про взаимоотношения. Это групповой ресурс, то есть такой, которым обладает вся группа, объединенная во взаимоотношениях.
Социальный капитал – это ресурс невидимый. Ну, почти невидимый – до появления социальных сетей в Интернете ученым-социологам приходилось тратить очень большие ресурсы на то, чтобы понять суть характеристик взаимоотношений между людьми и тем более просчитать какую-то экономическую составляющую в них. Все люди разные, и взаимоотношения между ними разные – поди разбери, кто тут социальный капиталист, а кто нет.
С появлением же социальных сетей, вроде Facebook или ВКонтакте, социальный капитал стал немного более очевидным. Мы не только можем увидеть, сколько у кого друзей, но и качество этих связей: сколько люди друг другу комментируют записи и фотографии, сколько лайкают. Не идеальный, простецкий пример, но уже лучше, чем ничего.
Как же проявляется социальный капитал в настоящей жизни? Наверняка вы когда-то сталкивались с красивыми ухоженными подъездами: в них чисто, тепло, иногда даже цветы в кадках стоят. А другие подъезды грязные, пахнет в них не очень приятно, надписи на стенах.
Разница как раз в том, что в первом подъезде жильцы объединились, стали принимать решения вместе, вместе заботиться о деньгах, времени и внимании, чтобы подъезд хорошо выглядел, а им всем было приятно. Кроме как коллективно, такие вопросы эффективно никак не решить. Выигрывают тут все, даже те, кто поначалу не хотел ничего делать. Это проявление более высокого социального капитала. Сам по себе он невидим, но последствия его видны даже в самых простых вещах.
Социальный капитал может проявляться не только в управлении собственными подъездами, но и в других ситуациях. Французский социолог и автор термина Пьер Бурдьё, например, указывал на то, что чем больше социальный капитал, тем меньше необходимость в формальностях, за счет чего снижаются временные и другие транзакционные издержки.
Транзакционные издержки – это барьеры, возникающие на пути осуществления какой-либо деятельности. Например, вы идете на почту забрать посылку, но забыли паспорт. Если сотрудница почты вас не знает, то вам придется идти домой. А вдруг это подруга вашей мамы? Она знает, что вы – это вы, личность вашу удостоверять не нужно, и отдает вам посылку, не отправляя восвояси. Это экономит время вам, это экономит место почте. Представьте себе, что такие случаи происходят повсеместно в разных местах, где развит социальный капитал. Так, по чуть-чуть социальный капитал увеличивает как индивидуальную, так и коллективную производительность.
Все основные авторы теории социального капитала (Бурдьё, Коулман и Патнем) считают, что ключевыми характеристиками социального капитала является не столько их наличие, сколько сила этих связей, т.е. уровень доверия между участниками взаимоотношений. Например, социальный капитал людей просто знакомых ниже социального капитала доверяющих друг другу. Доверие – важный фактор роста социального капитала.
Не стоит, правда, доводить свое усердие в налаживании социальных связей до кумовства, клановости или непотизма.
Непотизм, или кумовство, – это когда вы делаете поблажки или отдаете предпочтение людям, с которыми у вас или у ваших друзей, или друзей ваших родственников есть какие-то связи в ущерб всем остальным. То есть в отличие от использования доверия для экономии времени и ресурсов, как в примере выше, непотизм создает неравные условия вашим друзьям и всем остальным. А в случае, например, найма на работу непотизм и вовсе вреден, когда ваш друг или родственник, которого вы взяли на работу, оказался некомпетентен. Кроме того, непотизм признан ООН формой коррупции.
Говоря о социальном капитале, важно разделить два типа социального капитала, которые на русский язык переведены как связующий и вспомогательный социальные капиталы.
Связующий социальный капитал показывает, насколько сильны доверительные связи внутри сообщества. Высокий уровень доверия внутри группы может помочь противостоять внешним угрозам. В группах, где связующий социальный капитал слишком высок, могут наблюдаться такие эффекты:
- закрытость к посторонним – т.к. уровень доверия внутри сообщества несоразмерно выше уровня доверия ко всем остальным;
- ограничение успеха – когда улучшение одного из участников группы негативно воспринимается другими;
- ограничение свободы участников – т.к. внутри группы настолько четко установлены социальные нормы, что и контроль за ними ведется неустанно.
Но это, разумеется, исключительные, патологические примеры.
Вспомогательный социальный капитал характеризует взаимоотношения вовне, с другими группами. Высокий вспомогательный социальный капитал упрощает и ускоряет совместные проекты между разными группами. Например, сотрудничество между городами или странами ведет к появлению ассоциаций и международных союзов. Там, где выработано доверие, многие процедуры становятся проще и быстрее.